Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Пиджак:

Пиджак: Деревянный макинтош

Роман КОРНЕЕВ, 22 мая 2005
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 15

Топ 15

«Пиджак» (“Jacket, the”), 2005
Режиссёр: Джон Мейбери
Оператор: Питер Дэминг
Композитор: Брайан Ено
Продюсеры: Джордж Клуни, Стивен Содерберг
В ролях: Эдриен Броуди, Кира Найтли, Крис Кристоферсон, Дженнифер Джейсон Ли, Дэниел Крэйг

Отчаянные всплески паники. Выпустите меня! Чернота и глухота запертого ящика, гробовая тишина и эхо всхлипывающего дыхания. Вспышки образов, картин, воспоминаний. Удары боли, давно забытой, по голым воспалённым нервам, поперёк искорёженного, опустошённого сознания, пытающегося хоть как-то примириться с искромсанным своим вместилищем-мозгом. Надо что-то сделать. Спасите! Я задыхаюсь! Нужно как-то избавиться от этого кошмара, уйти из этой жизни. Ведь я уже умер, тогда, давно, на войне. Что мне стоит повторить этот подвиг?

Так начинается для зрителя путешествие, начатое не здесь и не сейчас. Путешествие сияния безупречного разума в разрушенном временем и пространством лабиринте страхов, несправедливости, безумия, базовой, биологической ущербности человеческого существа по отношению к высшему смыслу его бытия. Путешествие в поисках этого самого смысла.

Пиджак

Так получилось, что на наших глазах за последние годы родился своеобразный новый жанр, в котором персонажи не совсем нормальны, или совсем ненормальны, но их ненормальность настолько гармонична и понятна на фоне нашего безумного-безумного мира, что даже предпринимаемое в поисках спасения путешествие в несуществующую реальность уже не кажется таким уж бредом, в него хочется верить, его хочется повторить.

И «Пиджак», и «Вечное сияние безупречного разума» и даже полушутливо-блокбастерный триллер «Эффект бабочки», они не о том как путешествовать во времени, не о фантастических прыжках из нашей реальности в реальность другую. И даже не о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Их цель — полная и безоговорочная имперсонация зрителя, приглашение ему побывать в шкуре главного героя, принять эти невозможные правила игры и выйти за грань реальности вместе с авторами фильма, заглянув на самое дно своего собственного сознания.

Пиджак

Фильм Джона Мейбери, при всём его триллер-хоррорном антураже, так же романтичен, так же по-хорошему сказочен, как и «Сияние». Он так же нарочито-формально фантастичен, как и «Эффект бабочки». Только сила и обаяние его лежит несколько за пределами актёрского обаяния или приключенческого пофигизма околопсихиатрической тематики обеих картин. Да, Эдриен Броуди актёр вполне харизматичный, да и некая доля детективной составляющей сценария несколько расслабляет зрителя, навевая ему знакомые жанровые интонации. Но сила «Пиджака» в том, что по сути это лишь ширма, за которой скрываются и нешуточный трагизм, и настоящие, неподдельные эмоции на грани истерики. Той истерики, что была бы у любого, кто попал бы в ситуацию, в которой оказался главный герой.

Во время войны в заливе Джек Старкс получает тяжелейшее ранение в голову, его уже считали мёртвым, но он выжил. С тех пор в его сознании поселились вечные сумерки, прерываемые редкими вспышками воспоминаний. У него нет друзей, у него нет дома, он едет непонятно куда на случайных попутках, по дороге встречая девочку Джеки и её мать, которая отсыхает в придорожной канаве от какой-то дряни. Два слова, и они разъехались. Ничтожный момент в жизни человка-призрака, который почти ничего не помнит. Однако этот момент, чудом оставшись в его саморазрушающейся памяти, станет главным в жизни и самого Джека Старкса, и девочки Джеки, и её непутёвой матери.

Пиджак

Потому что сначала находившегося в очередном приступе беспамятства Джека приговаривают за убийство полицейского к принудительному лечению в психиатрической лечебнице для преступников, а потом он попадает в руки психиатра не без садистских наклонностей, который и помещает героя в ящик наподобие холодильника для трупов, надевая на него тот самый «пиджак» и оставляя его в темноте одного, наедине с его памятью, в которой осталась только боль смерти, пустота беспамятства и… девочка Джеки.

Психиатрический сей этюд мелькает перед зрителем, больно ударяя по глазам вспышками и криками, дёрганым монтажом, в котором картинка вспыхивает и гаснет за один-два кадра, почти физически ощутимой паникой человека, насильно оставленного наедине с самим собой. С собой, инъекцией, бегущей по венам. И пиджаком.

Зрителя практически насильно заставляют поверить в безвыходность ситуации, так что он либо принимает правила игры, поворачиваясь лицом к тому сценарному ходу, что ему дальше будет предложен, либо вынужден оставаться там, в реальности, с её потом, криками и неизбежной смертью, потому как дальше так жить нельзя, невозможно.

Пиджак

Тем же, кто очутился вместе с Джеком Старксом по ту сторону бытия, в далёкой реальности 2007 года, уже будет совсем легко узнать выросшую девочку Джеки, и легко поверить в то, что Джек Старкс умер в далёком 1993 году, спустя всего три дня после первого своего свидания с будущим.

Тем, кто поверил в эту игру, по сути уже неважно, что и как будет происходить, узнает ли героя Джеки, и что будет с тем доктором, и зачем в этой истории женщина-врач и аутичный арабский мальчик. Зритель, поверивший в такой выход из безвыходной ситуации, будет наслаждаться теплом и покоем того мира, в котором отныне Джек Старкс — не несчастный узник темницы собственного сознания, но человек, открыто улыбающийся тишине и покою, царящему вокруг него, создающий эту тишину и этот покой.

Пиджак

Почему мне «Пиджак» показался куда более человечным, нежели его собратья по жанру, при всей его жёсткости, и даже жестокости. Жестокости не напускной, с кризисами среднего возраста из «Сияния» и педофилическо-криминальными экзерсисами «Эффекта бабочки», а вполне естественной жестокости мира к человеку, который уже всё равно умер, и потому ситуационно не нуждается в какой-то к себе чуткости или сочувствии. Этот фильм не про то, как от проблемы можно сбежать, в очередную реальность или в забвение беспамятства, в котором — второй шанс, восходящий чуть ли не к фильму «Куда уводят мечты». Этот фильм про решение проблемы внутри себя.

Эдриен Броуди в шкуре Джека Старкса совершает чудо. Он не пытается спасти себя, зная, что ему осталось всего три дня жизни, он думает о других, и потому финал по сути уже не важен — бред или реальность его видения о будущем, зритель поверивший покинет кинозал со светлым чувством. И могила Джека Старкса тому чувству — лишь материальный символ.

Что ж, нужные слова сказаны, но хочется высказать несколько именных благодарностей. В первую очередь, конечно, большое спасибо Содербергу и Клуни, которые тряхнули стариной и собрали памятным тандемом «Соляриса» для «Пиджака» очень-очень непростую команду.

Пиджак

В этом фильме, конечно, большую роль сыграла режиссура (а примеры именно режиссёрского кино нынче становятся так редки) Джона Мейбери, воплощённая в игре Эдриена Броуди. Если в шьямалановской «Деревне» актёр был скорее статичной такой куклой, руками которой водит сценарий, то тут он настолько излучает эмоцию с экрана, эмоцию сложнейшую, острую, что стоит ему улыбнуться — зал преображается. И сценарий, диалоги, какие-то детали поступков становятся не то чтобы не важны, но как-то уходят на второй план, не позволяя замыливать эффект от фильма. Другое дело, что если зрителя, положим, отчего-то атмосфера не зацепила, сценарий и остальное ему уже не помогут. Или пан, или пропал.

Помимо всего, эффект поддерживают камера Питера Дэминга и звук Брайана Ено. Резкие, драматичные, а потом протяжные и мирные в своей статичной лирике. Звуковой фон и визуальное решение кадра с первой секунды не пытаются угодить всем, они работают в канве режиссёрской идеи. И если принять предложенное, вжиться в образ, запихнуть себя в этот пиджак посреди темноты кинозала, тогда вы получите от этого фильма поистине непередаваемое удовольствие.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/05/22/jacket.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Мари
Идеалистам посвящается...

Мне, видимо, повезло. Поскольку я не видела ни «Вечное сияние безупречного разума» ни «Эффекта бабочки». Мне нет, с чем сравнивать упомянутые Романом романтичность и сказочность первого, и нарочито - формальную фантастичность второго. Повезло, в силу незамутненности предшествующими картинами «околопсихиатрической тематики и триллер – хорорным антуражем»... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
На обочине: Пикник духа


«На обочине»:
Пикник духа

Роман КОРНЕЕВ

Фильмы о том, как человек оказывается на обочине жизни, где никого не волнует внутренний мир случайного попутчика, и лишь случайность, помноженная на неожиданное наитие позволяет обрести долгожданное счастье там, где ты его совсем уж не ожидал увидеть — так вот, такие фильмы время от времени оказываются не только участниками программы кинофестивалей, но доходят до мирового проката. И лишь совсем немногие из них вдруг оказываются в поле внимания «широкой общественности».


Близость: Любовный четырехугольник


«Близость»:
Любовный четырехугольник

Ирина КОЗЕЛ

Российский зритель посещает фильм с заметной активностью — в многозальных мультиплексах картина идет в больших залах, и наполняемость залов выше обыкновенного. Однако пиар и взращенные на нем зрительские ожидания нацелены тут скорее не на достоинства картины, а на такие простые приманки как актёрский состав и подкорректированное нашим прокатчиком для пущей игривости название. Превратив оригинальное туманное «Ближе» в откровенную «Близость», прокатчик избавил аудиторию от ненужных сомнений

Отзывы: [8]


Авиатор: Полёт авиатора


«Авиатор»:
Полёт авиатора

Елена ПРАВДА

С одной стороны историческая фигура Говарда Хьюза, величайшего авантюриста в истории Голливуда, не может не привлечь для своего жизнеописания автора и режиссёра с самых больших букв, с другой стороны именно Мартин Скорсезе входит в число самых талантливых режиссёров, незаслуженно обделённых статуэткой дядюшки Оскара, так что встреча Мартина и Говарда тут не столько неизбежна, сколько закономерна. Пусть одному будет добрая память, а другому — железяка. Честное слово, не жалко

Отзывы: [19]


Звёздные войны 3: Месть Ситхов: Звёздные войны прощаются с вами


Звёздные войны 3: Месть Ситхов:
Звёздные войны прощаются с вами

Роман КОРНЕЕВ

Завершился цикл. За время, пока сказочник Джордж Лукас разрушал, потом растил и пестовал, а потом снова воссоздал свою сказочную Империю, успело вырасти полтора поколения людей, не знающих мира без «Звёздных войн». Уже этим фактом сегодня — знаменательный день. Давным-давно, в одной далёкой-далёкой Галактике отбушевали Звёздные Войны. Отзывы: [109]


«Гадкие лебеди» по роману братьев Стругацких


«Гадкие лебеди» по роману братьев Стругацких

Редакция «КиноКадра»

«Гадкие лебеди» станут подлинно жанровым фильмом, нужным, интересным и понятным зрителю во всех странах мира. Зрелищность, научная фантастика, тайна и напряжение, сопровождающие события фильма, драматические личные судьбы героев, их любовные перипетии — все это позволяет, по словам создателей, снять увлекательный и динамичный фильм, решенный в жанре мистического детектива. В то же время это будет авторская картина.

Отзывы: [13]


Ужас Амитивилля: Американская резня с самовывозом


«Ужас Амитивилля»:
Американская резня с самовывозом

Роман КОРНЕЕВ

Долой с экрана нудных и туповатых подростков. Прибавить проблему истребления индейцев, семейных ценностей, а также подвешивания и подвязывания. Вычесть мокрых девочек — не поймуть, но зато добавить целую коллекцию разной степени морального и физического разложения детей вполне себе юного возраста, заделав их главными героями в активной фазе, а не статистами для визгу в нужных местах. И секс-бомбу в качестве первой жертвы. Вот вам образ новой волны американского ужастика. Отзывы: [3]


Царство Небесное: Город-герой Иерусалим


Царство Небесное:
Город-герой Иерусалим

Роман КОРНЕЕВ

Кино получилось не «Гладиатором 2», как того опасались. В нём, волею режиссёра, невероятный Орландо Блум, огромное количество воистину шекспировских сцен, а шедевральное бесконечное вступление что-то слегка напоминает и потому греет душу. Но — не доведённая до ума канва сюжета, так и не найденное свежее батальное решение. В общем и целом Ридли Скотт показал класс и планку удержал, другое дело, что сделав разумный шаг в сторону, новую высоту взять, на мой взгляд, не сумел. Отзывы: [71]


Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»


Премьеры мая: «Звёздные войны 3», «Царство небесное» и балабановские «Жмурки»

Ирина КОЗЕЛ

После постного апрельского киноменю майский прокат — отрада для зрителя, изголодавшегося по настоящему зрелищу. Для оправдания этих слов хватило бы и одного третьего эпизода легендарных «Звёздных войн», выхода которого ждут фанаты по всему миру и в мае, наконец, дождутся. Но это не единственная громкая премьера предстоящего месяца. Итак, разговляемся

Отзывы: [1]


Три икса: Новый уровень: Агент Ноль-ноль-икс


Три икса: Новый уровень:
Агент Ноль-ноль-икс

Роман КОРНЕЕВ

Главное, чтобы — действие. А оно в фильме присутствует в массе и, слава аллаху, в этот момент с экрана не произносится никаких слов. Оператор и композитор зажигают на пару, а уж спецы по трюкам и пиротехнике шустрят вообще по-всякому, производя разрушения похлеще чем любая натовская авиация. Каунтер-страйк по палубам авианосца на двух танках? Запросто! Взлёт на мост из положения «всплыть по рубку»? Легко! Ну, и прочие, менее феерические мероприятия. Фильм всё это практически спасает. Но не до конца. Отзывы: [2]





"Иллюзионист"
"Парфюмер: история одного убийцы"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама