Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Авиатор:

Авиатор: Полёт авиатора

Елена ПРАВДА, 6 февраля 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Авиатор» (“Aviator, the”), 2004
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Сценарист: Джон Логан
Оператор: Роберт Ричардсон
Композитор: Говард Шор
Использованы произведения: Иоганна Себастьяна Баха, Георгия Гершвина, Петра Ильича Чайковского, Глена Миллера и других
В ролях: Леонардо Ди Каприо (Говард Хьюз), Кейт Бланшетт (Кетрин Хепберн), Кейт Бейкинсейл (Ава Гарднер), Алек Болдуин (Хуан Трипп), Алан Алда (сенатор Ральф Оуэн Брюстер), Йен Хольм, Джуд Ло, Виллем Дефо и другие

Жизнеописательные картины происходят на свет по двум причинам. Либо автор настолько благоговеет перед героем повествования, что не может не посвятить ему собственное произведение, либо автор настолько благоговеет перед героем своего повествования, что считает рассказ о нём способом собственного приближения к величественному монументу высотам человеческого гения.

Фильм «Авиатор» есть сочетание этих двух причин. С одной стороны историческая фигура Говарда Хьюза, величайшего авантюриста в истории Голливуда, не может не привлечь для своего жизнеописания автора и режиссёра с самых больших букв, с другой стороны именно Мартин Скорсезе входит в число самых талантливых режиссёров, до сих пор, при огромном количестве номинирований, обделённых статуэткой дядюшки Оскара, так что встреча Мартина и Говарда тут не столько неизбежна, сколько закономерна. Пусть одному из них будет добрая память, а другому — железяка. Честное слово, не жалко. Ни то, ни другое к обсуждению данного конкретного фильма таким, каким он получился, не имеет.

Говард Хьюз был романтиком кино, романтиком авиации, любил множество самых выдающихся женщин своего времени, а также он был сумасшедшим, больным человеком, больным своей идеей, своим творчеством, своими детищами. Вопрос состоит только в одном — удалось ли Мартину Скорсезе воплотить всё это в целлулоид.

Начнём с фанатизма. И Мартин Скорсезе, и сценарист Джон Логан, и оператор Роберт Ричардсон, и композитор Говард Шор, все они могут быть смело отнесены к безумным фанатикам кино, сиречь людям, способным как минимум понять, что такое стремление день изо дня воплощать нутряной позыв к совершенству в виде кадров, аккордов, букв, монтажных схем, жестов и междометий. Говард Хьюз был таким. Идеалистом, сумасшедшим (об этом позже), романтиком, фанатиком. Он делал Большое Кино, когда сам термин этот ещё не имел собственного значения. А ещё он болел Большой Авиацией, и уже тогда он точно знал, что это такое.

Многие упрекают Скорсезе в мозаичности, сумрачности, бессмысленности произведенной им на свет картинки. Буду спорить. Возможно, мозаичность видят во множестве людей, мужчин и женщин, возникших на экране по ходу повествования. Возможно, бессмысленность видят в неакцентировании действа на чём-то одном, то ли на кино, то ли на авиации, то ли на любовных похождениях, то ли на коллизиях из жизни бизнесмена, магната, продюсера и денежного мешка. Подобные возражения, увы, упираются в объективную мощь авторского творения. Да, байопик — всегда в чём-то шарж. Пусть это три часа, пусть хоть четыре, но это всего четыре экранных часа из многолетней судьбы человека. Условности жанра порой незыблемее Великой китайской стены.

Но там, где предшественникам-коллегам часто удавалось лишь зародить нотку причастности, элемент эмоционального восприятия чужой жизни, Скорсезе не только сумел тронуть какие-то потаённые киношные струны киноакадемиков, у него получилось оживить ненадолго ушедшее навсегда.

Эпоха Кетрин Хепберн и Авы Гарднер ожила на раскрашенном двухцветном целлулоиде подобно призраку прошлого. И заставила хотя бы часть зрителей пережить перипетии этой эпохи — вместе. Стилизация, достоверность, реализм. Всё на месте, кто бы что ни говорил. И оркестры сороковых, и авиационная романтика тридцатых, и киношный бум немых чёрно-белых двадцатых. Пусть мелькают кинозвёзды, пусть фильмы указаны не списочным составом, а крупными мазками (и самая масштабная кинобаталия тех времён тут так здорово перекликается со снятым Скорсезе сегодня самым грандиозным падением летающей машины со времён «Падения Чёрного ястреба»), дело ведь не в подробностях, дело — в главном.

Ведь даже сумасшествие Говарда Хьюза на экране вышло вполне если не реалистичным, то уж точно — живым, впечатляющим, познаваемым, а такое — редкость. И пусть жизнеописание погасло на середине, пусть полёты на «Геркулесах» и прочей машинерии выходят голливудщиной, в этом их суть, в этом их правда.

Легализация крамольного стяжательства через полёт, через эпическое кино. Через любовь, через ревность. Пусть Говард Хьюз был не совсем таким, пусть он был совсем не таким, кому до того какое дело. Он таким мог быть, а значит, именно таким он имеет право на существование.

Неужели нет в фильме «Авиатор» слабых мест? Есть, только они не там, где их обычно ищут. Мартин Скорсезе — режиссёр авторский, что бы он с собой не делал. Гонясь из года в год за ускользающим «Оскаром», он продолжает венчать свои фильмы длинными, безбожно затянутыми для коммерческого кино диалогами, одновременно перемежая их спецэффектами и экшнами, противными авторскому кино. Вот — ахиллесова пята Скорсезе сегодняшнего. Он никак не может определиться с ориентацией. И потому ему просто необходимо получить вожделенного Оскара, дабы перестать уже мучить себя и публику.

Как только это произойдёт, наступит полное благорастворение сфер, и уже никому ничего не надо будет доказывать, и пойдёт нормальный кинематографический процесс. Как у всех нормальных людей, что любят кино. Зрителям же, собравшимся на сеанс исключительно по причине общего интереса к главному оскаровскому номинанту, просьба быть всё-таки более избирательными в жанре и менее критическими в оценках. Каждый фильм живёт в собственных рамках, выпутаться из которых непросто, в данном случае — практически невозможно. До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/02/06/aviator.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ДРАМА"
2046: Вечное сияние любовного настроения


«2046»:
Вечное сияние любовного настроения

Елена ПРАВДА

Возвращение мастера Вонга Кар-Вая на старые рельсы в поезде, идущем сообщением наши дни — 2046 год, где навсегда застыло прошлое, было воспринято общественностью однозначно — шутка такая. Гений шутит с простыми смертными. Слово «сиквел», оно же ругательное в этом закрытом клубе. Но гений не шутил. Сумел ли режиссёр снять интересное, нетривиальное, красочное, звучащее и играющее всеми гранями кино? Сумел. Но удалась ли Вонгу Кар-Ваю идея расширить и углубить историю «Любовного настроения»?

Отзывы: [3]


Олдбой: Старый корейский мальчик


«Олдбой»:
Старый корейский мальчик

Роман КОРНЕЕВ

Основано на сюжете «Графа Монте-Кристо»? Отлично, будем биться головой о бесчувственные стены, до крови. Фильм, традиционно, про «мистера Месть»? Значит, да здравствует месть, бессмысленная и беспощадная. Необоснованные истерики персонажей, вспышки агрессии, пожирание живых осьминогов, нетривиальный дальневосточный секс. Одна проблема — в фильме так много всего, что разобраться во всех противоречиях, похоже, не удалось даже самому автору

Отзывы: [5]


Мой сводный брат Франкенштейн: Война миров


Мой сводный брат Франкенштейн:
Война миров

Ирина КОЗЕЛ

В новом фильме Валерия Тодоровского в кадре и вовсе — ни выстрелов, ни смертей, ни разрушения. Есть только отголоски. Которые еще страшнее, потому что ни забыть, ни спрятаться от них нельзя, потому что с ними нужно не воевать — с ними приходится жить. Война у Тодоровского продолжает существовать в приходящих оттуда людях. Её не видно, но из своей мясорубки живыми она исторгает людей с навсегда искорёженной психикой, с необратимо чуждым для не бывавших там внутренним миром

Отзывы: [7]


Отряд Америка: всемирная полиция: США в переводе Гоблина


Отряд Америка: всемирная полиция:
США в переводе Гоблина

Роман КОРНЕЕВ

Господа Паркер и Стоун умудрились упустить возможность снять самый антиполиткорректный фильм современности, разменявшись на мелочи. Одно дело высмеивать поголовное тупоумие больших политиков, другое дело громоздить на экране бесконечные пародии на голливудские киноштампы, каковые пародии давно и без них стали киноштампами вдвойне, бороться с мало кому известными ооновцами, много кому известными пацифистами из числа голливудских звёзд и весёлым толстяком Майклом Муром, которому только того и надо

Отзывы: [6]


Рэй: Из джаза


«Рэй»:
Из джаза

Ирина КОЗЕЛ

Биография Рэя Чарльза просто создана для экранизаций — босоногое детство в нищем негритянском районе, нелепая трагическая гибель младшего брата и груз вины за это на всю жизнь, наступившая в семилетнем возрасте слепота, талант, требующий самореализации, не сразу пришедшее признание, блестящая карьера музыканта, историческое выступление против расизма, наркотики, мучительное избавление от них, и музыка, музыка, музыка, умопомрачительная, всепоглощающая


Окончательный монтаж: Вино из воспоминаний


Окончательный монтаж:
Вино из воспоминаний

Роман КОРНЕЕВ

Существует чип, вшиваемый ещё не родившемуся ребёнку, который призван записывать всё, что увидит или услышит человек в своей жизни, дабы уже после смерти, пройдя «гильотину» и будучи смонтированными в полуторачасовой фильм, эти воспоминания остались как прощальный привет с того света для родных и близких покойного. Таков концепт. На этот фон можно было нанизать и боевик в стиле «Особого мнения». Можно было развести мрачный психологический хоррор. Авторы пошли по стопам Рэя Брэдбери


Ночной продавец: Город маньяков


«Ночной продавец»:
Город маньяков

Ирина КОЗЕЛ

Привлечённый претензией на оригинальность вкупе со звёздным актёрским составом, впечатлённый долей в меру сумасшедшего юмора в ролике фильма, зритель посещает сеанс с уже вполне сложившимся ожиданием увидеть попытку отечественного кино прозвучать в издевательски-трэшовом ключе. Такое впечатление оставляет ролик с обращенными в вечность, мистическими в своей непонятной простоте фразами, остановившимися во внутреннем миросозерцании взглядами и отрешенными лицами над окровавленными трупами


Дом Летающих Кинжалов: Страна опадающих листьев


Дом Летающих Кинжалов:
Страна опадающих листьев

Роман КОРНЕЕВ

Сумрачная, осенняя природа, зелёный бамбуковый лес через две сцены сменяется заснеженным полем, вычурные костюмы, невероятно спокойные, без перегибов спецэффекты, отточенные, не стремящиеся ударить по глазам движения батальных сцен. Каждый кадр, каждая нота саундтрека, каждое движение бойцов-танцоров, всё это надлежит понимать и принимать символами древней, могучей, погрузившейся в самосозерцание культуры

Отзывы: [12]


Двенадцать друзей Оушена: Чёртова дюжина


Двенадцать друзей Оушена:
Чёртова дюжина

Елена ПРАВДА

Богатые люди иногда хотят и порезвиться. Тем более что как актёрам им доказывать давно уже никому ничего не надо, а дать лишний раз засветиться старым, но малоизвестным товарищам, да ещё и других знаменитостей пригласить — милое дело. Когда такая толпа знаменитостей строем отправляется на площадку не слишком долгожданного сиквела — тут уж либо продюсер оказался гением, либо денег на проект решено вбухать вагон, либо им всем действительно в прошлый раз понравилось.

Отзывы: [6]





"Близость"
"Страсти Христовы"





25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама