![]() |
![]() Рэй:Рэй: Из джаза![]() «Рэй» (“Ray”), 2004 У жанра байопика одна общая неизживаемая беда с эпиками и экранизациями известных литературных произведений — все они в той или иной степени неизбежно являются альтернативкой по отношению к дышащему им в спину прототипу-первоисточнику, и сколько живы они будут, столько воплощенное в них авторское видение будет бороться с толпами разного рода правдоискателей и разоблачателей, не желающих признать право произведения на самостоятельную жизнь и отдельную от первоисточника ценность, провозглашая тем самым его априорную вторичность. Однако пока в сообществах оных любителей точных соответствий ведут внутренние дискуссии о том «а так ли всё было на самом деле», критикуемые ими творения живут той самой недозволенной собственной жизнью, завоевывая зрительское признание и собирая премии, показатель признания профессионального, подобно фильму Тэйлора Хэкфорда «Рэй» — жизнеописанию легендарного американского музыканта Рэя Чарльза, на днях вышедшему в российский прокат, а на Западе собравшему уже несколько профессиональных наград и выдвинутому на Оскар в шести номинациях, среди которых главнейшие — «лучший фильм» и «лучший режиссёр». ![]() Биография Рэя Чарльза просто создана для экранизаций — босоногое детство в нищем негритянском районе, нелепая трагическая гибель младшего брата и груз вины за это на всю жизнь, наступившая в семилетнем возрасте слепота, талант, требующий самореализации, не сразу пришедшее признание, блестящая карьера музыканта, историческое выступление против расизма, наркотики, мучительное избавление от них, и музыка, музыка, музыка, умопомрачительная, всепоглощающая. Готовый сюжет на блюдечке: драматичность, необходимая составляющая жизнеописания гения, налицо — и вот вам глубина и поле для сопереживания, событийная насыщенность впечатляет — и вот вам динамичность повествования. Осталось выбрать угол зрения, облечь это в окончательную форму и расставить акценты. При таких биографических данных легко можно было закрыть глаза на нюансы и живописать великого сына нации, рыцаря без страха и упрека, героя, сумевшего победить все тяготы жизни, не предать талант, выступить, рискуя делом жизни, первым борцом за права черных, и победить — сначала себя, потом мир. Могла получиться хорошая героическая сага. В меру вдохновенная, в меру пафосная, моралистическая, вся по канонам — достойная дань жанру, но не живому человеку. ![]() Произведение же Тэйлора Хэкфорда оказалось куда более неоднозначным. Жизнь человека, которого ведет величайший талант, всегда находится несколько в другом измерении, чем жизнь окружающих его людей. Конфликты жизненных ценностей, сложность отношений с близкими людьми, поступки с нравственной окраской от жертвенно-героической до граничащей с предательством — всё это в фильме есть, всему этому режиссёр сумел не давать однозначных оценок, не упрощать, не навешивать ярлыков, позволяя зрителю формировать собственное отношение к рассказанной истории. Пока шли съемки, главный герой повествования был еще жив и, как пишут, участвовал в процессе создания фильма. К концу съемок Рэй Чарльз ушел из жизни. Судить о том, как сказалось его участие в съемках, сложно, да и не нужно. Одно из достоинств фильма, как уже было сказано, в том, что он не транслирует ничьих оценок, не пропагандирует, не морализирует. Задуманный режиссёром и талантливо воплощенный Джейми Фоксом образ Рэя Чарльза остается богатейшей пищей для рефлексии и эмоционального восприятия любой полярности, что и демонстрирует кинокритическая пресса, выдавая самые разные оценки количеству правды жизни в этой картине. Забывая, что в творческом продукте правда жизни должна быть в ощущениях, а не в фактах, которые лишь инструмент, требующий умелого использования. ![]() Поскольку кино все-таки зрелищное искусство, приятно, что не менее тщательно выстроена картинка в кадре. На волне всё более заметного перехода кино от режиссёрского к операторскому, дизайнерскому — даже такие совсем не заточенные под это жанры, как байопик, демонстрируют эту тенденцию, радуя глаз бешеным эстетизмом и стилистической выверенностью каждого кадра. Ну а музыка в этом фильме — это не просто музыка, это квинтэссенция, вдохновение и смысл всего происходящего на экране. Энергетикой и силой эту сторону картины режиссёру помогает наполнить уже сам Рэй Чарльз, своим творчеством, которому посвятил всю жизнь и завоевал широчайшее мировое признание. По причине выдающейся музыкальности на вручении «Золотого глобуса» фильм фигурировал в том числе в мюзикловых номинациях, хотя киномюзикл всегда считался жанром скорее легким, полукомедийным. В частности, за роль Рэя Чарльза Джейми Фокс получил награду в несколько нелепой для данного случая номинации «лучший актер комедийного фильма или мюзикла», что хоть и немного обескураживает, но не умаляет достоинств. Кино получилось на редкость настоящее, помимо прочего тонко касающееся сложнейшей темы соотнесения личности творца с его произведениями — вопроса, до сих сбивающего с пути истинного многих ценителей чужого творчества. Любите кино!
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/02/02/ray.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "МЮЗИКЛ"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|