Сказать, что третьи «Пираты» были самым ожидаемым фильмом не только лета 2007, но и всего этого года, это ничего не сказать. По всем опросам хоть сколько-нибудь существенно с ним могла сравняться разве что многомиллионная армия фанатов Гарри Поттера, и уже там, где-то в отдалении, идут Шрек, Спайди и прочие друзья Джорджа Клуни. Осталось понять, чего же так ждал от фильма зритель — ждал во всём мире.
Первая часть теперь уже трилогии в общем-то была приключенческой, с элементами пиратской героики и Джонни Деппа в роли непреходящего кумира публики, там были абордажи, сокровища, самые быстрые в мире шхуны, древние проклятия и умеренные спецэффекты.
Всё это уложилось в зрительские симпатии так ровно и гладко, что никто уже не вспоминал о «проклятии фильмов про пиратов», о том, что вся история основана всего-то на диснеевском аттракционе, который умудрились даже закрыть, правда, потом открыли, под съёмки второго уже фильма.
Три года спустя «Сундук мертвеца» уже выходил по всем канонам — из первого фильма взяли всё лучшее (ужимки Джека Воробья, обезьянку Джека, Тонкого и Толстого, Киру Найтли и Орландо Блума для мебели, а также Джеффри Раша в качестве камео).
Фильм получился грандиозным: в кадре всю дорогу жгли, спецэффектов было море, драйв многочисленных погонь с фехтованием по пересечённой местности сочетался с некоторым не вполне обязательным сюжетом, милая тварюшка Кракен в конце съедал нашего воробышка, на что свежеоживлённый Барбосса рекомендовал занимать места в первом ряду — грядёт, грядёт реинкарнация народного любимца, все на просмотр картины второй третьей.
Более точного нацеливания зрителя на следующий фильм история не знала. Исходя из этих обещаний, зрителю следовало ждать от «Края света» снова всего того же, только ещё больше: Джонни Деппу ролики придавали импульсу по части зажигалова, спецэффекты должны были стать особенно массированными — тому залогом ещё больший (понятно, рекордный) бюджет, а также проанонсированный во всех видах гигантский водоворот в качестве финальной локации.
Всё это должно было разлиться морем драйва, фейерверком шуток юмора, а история, ну что история, зритель, полюбивший вторую часть, особой истории не требовал, его интересовало, неужто Лиззи так и достанется наивняку Уиллу Тёрнеру, не более.
А вот о том, что вышло из фильма на самом деле, об этом у нас и будет долгий и непростой разговор.
Начать стоит с того, что Джерри Брукхаймер и Вербински с Деппом, видимо, ещё во второй части, снимая весь этот суперуспешный финансово балаган на колёсах, на третью часть имели виды не вполне конкретные. То есть что продолжение будет (да что там, оно уже частично и снималось параллельно, в локациях «Сундука мертвеца») никто не сомневался, вот только каких-либо конкретных представлений, что же они будут там снимать, у них явно не было. Как признавались позже создатели, сценарий дописывался уже в процессе съёмок, и много чего там приходилось переделывать на живую нитку.
Что, впрочем, отнюдь не фатально, ведь вспомните вторую часть, кубики из её сюжета при желании можно тасовать суда-сюда почти без необходимости что-то доснимать. Вот так и в третьей — по большей части её сценарий состоит из разного рода «мощных гребков» и прочих роялей в кустах. Другое дело, что уж не знаю, какая вожжа попала под хвост продюсеру франчайза, но проект вдруг резко, без объявления войны, стал совсем на другие рельсы, которых от него не мог ожидать, пожалуй, никто.
Ни единый ролик, ни одна строчка официальных синопсисов, ни один кадр или постер не мог нам подсказать, что ПКМ-3 на самом деле — не вполне серьёзная, но такая, в общем, затяжная сумрачная пиратская сага. Проклятие «Чёрной жемчужины», равно как проклятие «Летучего голландца» представляются нам теперь нежными сказками приключенческого характера, в то время как «На краю света» всё гораздо обстоятельнее.
Те, кто думает, что перед нами — детское кино с притопом и прихлопом, призадумайтесь, что это за PG-13 такое, начинающееся со сцены массового повешения (и женщин, и детей, ага) под революционные песнопения. Дальше — веселее. Дэйви Джонс по воле лорда Бекетта прижал пиратов к ногтю, предварительно приморив родного Кракена, спасательная команда Джека Воробья тайными тропами пробирается по недрам сингапурской канализации, а сам Джек пребывает в счастливой шизофрении посреди соляной Равнины Смерти, именуемой зачем-то крайней неромантично «тайником Дэйви Джонса».
Все поголовно плетут интриги, Уилл Тёрнер хочет освободить своего отца (а потому жаждет попасть в команду к Бекетту), Лиззи снова хочет Уилла Тёрнера (хотя и сомневается, стоило ли так нехорошо поступать с Джеком), хочет но молчит, чего желает Барбосса, понятно — «Жемчужину», Тиа Дальма с Дэйви Джонсом играют в «Опасные связи», девять пиратских баронов подгребают в сюжет со своими девятью песо (собственно, почему песо? дублоны и пиастры уже не в моде? накрайняк могли быть и фунты, раз Ост-Индийская компания так вошла в силу), а харизматичный Кит Ричардс уже готовится зачитать свод законов.
Вся эта история превращается в долгие периоды вокруг заточённого в белый плен, а потому страдающего маниакальным раздвоением личности Воробья, прерываемые очередным пространным диалогом спасательной команды о Калипсо, Дэйви Джонсе, девяти песо, про которые «уже спета песня», после чего следует очередное предательство очередного персонажа очередных других персонажей, и всё вышеозначенное напоследок даже выливается в крошечную слезинку Ктулху, которая, как известно, стоит целой армады.
Местами всё это по-прежнему пересыпано юмором, иногда выливается в хорошую драку, и в конце концов выводит наших героев на простор Северного Ледовитого, где обезьянка Джек играет соло, а Тиа Дальма внушает Пинтелю и Раджетти, что наша цель — коммунизм.
Джеку предстоит пусть назад, в реальный мир, в ход пойдёт новое неживое действующее лицо Карта («где карта, Билли?»), зрителю предстоит лицезреть ещё парочку предательств (как и все прошлые разы, без малейших последствий для участников), и в конце концов девять баронов соберутся вместе (в несколько неожиданном составе) и изберут несколько неожиданного короля пиратов, каковой и поведёт оставшиеся силы во главе с «Жемчужиной» против армады Бекетта во главе с «Голландцем», а причём тут водоворот и Калипсо, это уже сами, сами, благо вышеозначенное было подробно освещено ещё в роликах.
Ну так вот, всё это было бы всецело замечательно, если бы не было вдруг так серьёзно, насчитывая в итоге даже три-четыре тяжеловесных, абсолютно прозрачных цитаты из матёрой киноклассики (тут вам и исторические драмы, и спегетти-вестерны). На столь претендующем фоне даже периодические номера ковёрных Джеков Воробьёв в массе как-то не настолько греют душу, чтобы смеяться взахлёб. Да и мрачное начало с ещё более мрачным продолжением как-то не настраивают на веселье. Единственная шутка, которая по-настоящему повеселила знатоков первых частей, была про собачку, «приплывшую на черепахах».
При этом если напрячься и переключить сознание на просмотр суровой пиратской саги, то всё равно возникает масса проблем — слишком много роялей в кустах, слишком много висит хвостов из прошлых частей, большинство из которых грубо обрубаются подобно несчастному Кракену, с которым создатели, похоже, просто не знали, чего поделать, кроме того, для серьёзного фильма, претендующего даже на известный драматизм, у него на самом деле слишком мало сюжета.
Все эти мудрёные диалоги про любовь Калипсо к несчастному Дэйви Джонсу и заточение оной в бренное тело наталкиваются на тот заметный глазу факт, что сценарий правда собирался по кусочкам, кое-как сшивая сюжетные ходы между скачками по локациям. Тут мы неловко разместили сердце нашего Ктулхи прямо на борту Голландца (зачем?!), тут мы не раскрыли тему Чоу Юнь-Фата, который поболтался-поболтался в кадре, да как бы в итоге и нужен-то был лишь для того, чтобы принять Лиззи за воплощение Калипсо и позволить ей попасть на совет. Каким образом сюжетообразующий Джек Воробей также оказался одним из девяти баронов, мог бы подсказать персонаж Кита Ричардса, но тот глубокомысленно отмолчался.
Кстати, камео последнего вызывает в общественности некоторые споры, но нам он показался вполне уместным, при всей его рояльной кустовости, а уж харизмы прототипу Джека Воробья не занимать. По этому показателю с ним в третьей части может сравниться только Джеффри Раш, который, оказываясь в одном кадре с Джонни Деппом, как-то неожиданно для всех начинает его переигрывать.
Сравните «окормление орешком» в исполнении многочисленного Деппа и одного-единственного Барбоссы при вспомоществовании мартышки Джека. Размножившись, аки твой агент Смит, в кадре, Джек Воробей словно разделил зрительскую любовь на много частей, значительно понизив её концентрацию в одной точке, что, знаете, в шоубизнесе смерти подобно. А тут даже некогда сильномогучий Бил Найи со своим показавшим личико Дэйви Джонсом принялся усиленно играть слезливую головоногую мебель.
И всё это — многословно, многосложно, длинно, не спасает даже могучая циммеровская музыкальная палитра и замечательные виды: по сути, к самому началу финального долгоиграющего сверхдорогого спецэффекта с воронкой и двумя кораблями зритель приходит серьёзно уставшим и уже начинающим скучать.
Когда небеса всё-таки разверзаются, и Джеффри Раш принимается хохоча крутить свой штурвал, а наши голубки судорожно признаваться друг дружке в проспойлеренной роликами любви, тут вроде и должен наступить долгожданный катарсис, однако у сколь большой части зрителей он не наступает потому что — уже устали, уже надоело.
А сиквенс и правда шикарный — канонада, абордаж, сабельный поединок Джонса и Воробья, не такой уж предсказуемый финал — вот всё бы это, да в более ожидаемую зрителем упаковку, да подсократить бы хоть полчасика диалогов… сослагательное наклонение в реальности неприменимо, смотрим, что есть.
А есть у нас вот что — история с Калипсо заканчивается буквально ничем (точнее, снова множеством ракообразных в стиле «йа криведко»), нового капитана «Летучего голландца» сценаристы выбирают, словно кидая с продюсером монетку, второстепенные персонажи пачками отпадают сами собой ещё на подходах, а история с армадой Бекетта и вовсе заканчивается единственным, предельно нелогичным и предельно же красивым артиллерийским залпом. Тоже очень показательным.
Если это серьёзная пиратская сага, господа, стоило сначала написать серьёзный сценарий, если это не она — почему третья часть получилась такой несмешной? Другое дело, что если расчёт был «просто» на финансовый успех недешёвого предприятия, то он фильму, безусловно, гарантирован, и к гадалке ходить не надо, чтобы понять, что уже в первый уикенд скоропостижный спайдерменовский рекорд скорее всего будет повержен. Потому что, несмотря на всё описанное, третьи «Пираты» благоразумно не допускают таких промашек как было «со слезами на глазах» в ЧП-3, да и выход третьими по счёту в череде майских уберблокбастеров гарантирует фильму куда как скромную конкуренцию на марше, а значит — сборы будут высокими и дальше, обещая повторить и превысить прошлогодний миллиард второй части.
Что же касается следующих изданий пиратской саги номер один, то сценарий позволяет наделать их ещё тонну, пока рука не устанет. Или зритель. Или актёры, которые пока то вроде соглашаются, то твердят, что трилогия завершена, хватит. Дождёмся официальных новостей.
Повествование никуда не спешит, успевая пару раз поссорить и помирить наших урбанманкисов, вспомнить о жанре мелодрамы, криминального детектива и даже гонконгского боевика. В последнем случае традиционное кунг-фу заменил отмеченный на всех постерах паркур. В точности с канонами жанра все трюки исполняются без дублёров: и прыжки без страховки с крыши на крышу, и постановочные бои переносятся на целлулоид без сучка и задоринки, что, конечно же, вызывает всяческий «респект и уважуху».Отзывы: [23]
Cпартанцы были самыми бесстрашными воинами: кто овладел секретами боя на солдатских табуретках и достиг мастерства в составлении дембельского альбома, тому не страшны враги. И главный среди них — Царь Владимир, которого за лютый нрав и беспощадность к врагам звали ласково — Красное Солнышко. Этим слухам не верил только царь Буш. Ещё его отец хотел отравить доблестную Спарту своими ножками, но ничего у него не вышло. И вот теперь натовские орды снова подступают к границам Панкисского ущелья, чтобы установить в Спарте демократию-мать-порядка.Отзывы: [14]
Удивительное дело — смотришь на экран и не понимаешь, российский это фильм или нет, до последнего момента сомневаешься — все-таки слишком хорошо все снято, сыграно и простроено, а тут ещё и французская речь окончательно сбивает с толку. Уже на десятой минуте фильма становится чертовски приятно, что такое кино было снято в России. Видимо, опыт документалиста сыграл свою роль, так что фильм интересен и как источник информации о событиях того времени, и как крепко сколоченный исторический боевик.Отзывы: [111]
Наибольшей концентрации шуток, как и ожидалось, был удостоен процесс деторождения: чрезвычайно популярный в последнее время ресурс шуток про подгузники, слинги и прочее ГВ даже до финального появления трёх зеленокожих огрят в кадре отработан по полной. Попутно не забыты и романтические поползновения Кота и Осла, а также околошкольные шуточки вокруг инфантильного Арти. Не упущена ни одна возможность сострить, и даже неумолимый пафос, прорывающийся на экраны — умело купируется удачной шуткой.Отзывы: [46]
Совершенно очевидно, что «Попутчик» 2007 года по всем пунктам проигрывает своему одноимённому идейному вдохновителю образца 1986 года, где на первом месте стояла именно концепция пришедшего из ниоткуда психопата на дороге. Римейк же не спасают даже спецэффекты, ведь основная идея фильма-оригинала беспощадно переврана, ну а главный злодей фильма, Шон Бин, хоть и является единственным объектом сопереживания из всего актёрского состава, кроме цифрового кролика в начале, всё равно не чета Рутгеру Хауэру.
Аккуратность в подходе к биографическим сведениям и проваленная попытка выделить из целой жизни человека острые драматические моменты — сделали из этого фильма настоящую однородную пресноватую кашу, от которой начинаешь уставать уже на тридцатой минуте. Жалко, что создатели картины не обратились к документалистам, работающим на первом и втором каналах отечественного телевидения, тогда бы мы хоть имели шанс узнать новые сенсационные и обличительные факты из жизни Беатрикс Поттер.Отзывы: [5]
На заброшенный полигон для наземных ядерных испытаний отправляется сначала исследовательская миссия, а затем волею случая там оказываются рекруты Национальной гвардии, в бытность свою — домохозяйки, альпинисты, жирдяи и даже один либераст. В попытке сочинить из этого подразделения что-то боеспособное с ними в бой идёт чернокожий сержант, который и возглавит борьбу с инакомыслящими мутантами, разумеется, пока будет оставаться в живых. Всё это выливается в своеобразный политпамфлет свежего разлива.Отзывы: [8]
Это своеобразный экспортный вариант Испании, а все мы — кинотуристы, которым показывают некую среднеарифметическую «кинематографическую» Испанию, отсылающую образованного зрителя к творчеству скорее Веласкеса, нежели Гойи, а широкую публику — к расхожим представлениям о стране «вина, корриды и фламенко». Испания Гойи, живая и страшная, никак не укладывается в прокрустово ложе этих представлений и не может оправдать ожиданий массового зрителя. А не угодить ему для Голливуда страшнее пыток инквизиции.Отзывы: [3]
Как и положено мелодраме, все рыдают, а смертность среди антигероев по итогам дружеских встреч с Человеком-пауком поразительно мала. Один попадает в кому, второй смывается через канализацию, а третий переползает на соседнее кресло, объясняя зрителю, зачем вообще нужно было через полфильма тащить полупрозрачного Эдди Брока мл. с его талантами ручного фотошопа. Зачем нужно было в кадре девочко-блондинко в лице слабоузнаваемой в гриме Брайс Даллас Ховард, Сэм Раими в итоге так и не смог объяснить.Отзывы: [79]