«Миссис Хендерсон представляет» (“Mrs. Henderson Presents”), 2005
Режиссёр: Стивен Фрирз
Сценарий: Мартин Шерман
Оператор: Эндрю Данн
Композитор: Джон Фентон
Продюсер: Боб Хоскинс
В ролях: Джуди Денч, Боб Хоскинс, Уилл Янг, Келли Рейлли, Тельма Бэрлоу, Кристофер Гест и другие.
Фильмы, где поют, называют мюзиклами и автоматически выносят их в особую категорию. Где поют. Вы понимаете. Есть остальное кино, а есть — где поют. В одной половине — актёрская игра, сюжет, драматические и прочие страсти, режиссура, сценарий, а в другой — песни и пляски. И, в общем, такое деление, если вдуматься, имеет под собой немалое практическое основание. И каково же наше киноманское счастье, что в этом безусловном «или-или» есть исключения.
Одно из таких исключений наконец-то добралось в наши смоленские леса, прежде успев побывать и в мировом прокате, и в номинационных списках «Оскара». Мартовско-апрельская оскаровская ретроспектива дошла до пункта «лучшие женские роли первого плана», теперь мы можем усесться и вкусить.
Предвоенная Великобритания, разваливается империя, надвигается война, Великая депрессия, за гробом мужа в Лондон возвращается вдова-аристократка с причудами.
Причуды её сначала заставляют бросить скуку вдовьей жизни, а потом с головой погружают в недра разорившегося лондонского театра, где миссис Хендерсон решает выпускать новое ревю, такое, каких не бывало дотоле в чопорной Англии — музыкальное шоу с участием обнажённых девушек. Осталось найти того, что смог бы такое дело поставить на ноги, подходящий случай рассказать ему главную соль затеи и способ протащить это вопиющее безобразие через ведомство Лорда-камергера.
Сюжет как сюжет, театр, песни, танцы, грех раскрепощения, неуёмная энергия пожилого человека, который хочет побольше успеть, первые бомбёжки, успехи и неудачи, искусство против стриптиза и искусство стриптиза, белая мышка, бегающая по сцене посреди ошалелых грудастых красавиц, жизнь реальная и мир идеального. Настоящий сюжет фильма — где-то здесь, не в годах жизни, а в полётах на биплане и в заплывах на середину канала. В этом всём живёт героиня Джуди Денч, какой-то прежней, но вдруг неожиданно новой, такой хитрой старушенции с требованиями к жизни.
Она и Боб Хоскинс как бы ничего такого особенного не играют, просто выходят раз от разу из себя, потом снова мирятся и снова ругаются. Вокруг происходят какие-то драмы, трагедии, трагикомедии и анекдоты, но между ними — какой-то особый воздух, пронзаемый самовозгорающимися молниями и прохладным британским юморком.
Юмора в фильме ничуть не меньше, чем драмы или музыки. И он такой удивительно светлый, что даже над традиционными английскими шутками «только для джентльменов» хочется смеяться от души — не отсмеявшись, чувствуешь себя глупым циником.
А что же песни? Мюзик-холльные интонации театральных ревю сороковых годов воспроизведены создателями фильма с ювелирной точностью — пухлые ножки, ритмы и мелодии, розовощёкие певицы и даже живые «статуи» в кадре, всё работает на создание той самой утерянной атмосферы, которая бы объяснила зрителю логику происходящего, вернула бы его в прошлое. И эротической самонацеленности в этом — не более, чем в отечественных анекдотах про поручика Ржевского. Более наивного, нежного, романтического и лёгкого фильма мы давненько не видели. Уже за одно это — спасибо.
Не ищите в этом фильме глубоких драм военного времени, они здесь только случайно отразились. Не ищите в этом фильме страусиные перья, голые ляжки и притоп с прихлопом — даже эротические ревю могут быть скромными и сдержанными. Ищите в этом фильме великолепную Джуди Денч и её скромный театр теней давно ушедшей эпохи. Сможете ли вы их полюбить?
Актёр становится тенью героя, по-настоящему оживляет его перед нами, оживляет его песни и его музыку, оживляет ту давно ушедшую эпоху и те, вроде бы чужие и далёкие, но теперь уже свои и близкие — трагедии, драмы, влюблённости, триумфы и падения. А раз так — уже и не совсем важно, что именно это за музыка, что именно это за эпоха и что именно это за человек. Смотри на экран, впитывай, вкушай от источника — ту самую искренность. Перед нами достойнейший музыкальный байопик.
Три вещи, которые всегда отличали фантазёра и сказочника Тима Бёртона — невозможная безупречность его художественных концептов, маниакальная страсть к потустороннему и умение смешивать откровенный трэш с невыносимым гламуром, выделяя из этой смеси некое особенное, извращённое совершенство — нашли своё достойное пристанище и где-то достигли своей кульминации в новой бёртоновской сказке для взрослых, музыкальной кукольной некромелодраме.Отзывы: [11]
Биография Рэя Чарльза просто создана для экранизаций — босоногое детство в нищем негритянском районе, нелепая трагическая гибель младшего брата и груз вины за это на всю жизнь, наступившая в семилетнем возрасте слепота, талант, требующий самореализации, не сразу пришедшее признание, блестящая карьера музыканта, историческое выступление против расизма, наркотики, мучительное избавление от них, и музыка, музыка, музыка, умопомрачительная, всепоглощающая
Сейчас уже и вспомнить тяжело, что некогда хорроры были занятием для взрослых, а молодёжь в кадре играла в триллеры, пугая не зрителя, пугаясь сама. Перед нами образец давно ушедшего жанра молодёжного триллера, когда юное и донельзя глупое существо испуганно мечется по экрану, пытаясь понять, как же оно угодило в эту передрягу, а вокруг как бы не происходит ничего особенного. Только отчего-то округляются глаза и дрожат пальцы у полицейского, и отчего-то всё кончается именно так, как кончается.
Это даже не «история одного террориста, перевернувшего мир», это куда более история одной девушки, которая избавилась от страха, и поняла наконец, что V это лишь маска, что не народ должен бояться правительства, а правительство должно бояться народа. Именно потому два гремящих в кадре взрыва сопровождаются легкомысленным фейерверком, потому и маска такая простодушная. Терроризм никто не оправдывал, это просто напоминание.Отзывы: [43]
Нет, бывали на свете сюжеты и побредовее, и позатёртее, и посворованнее, и поидиотичнее в деталях. Но так чтобы всё в одном месте — это уже редкость. Есть такие фильмы, которые пародия на самих себя, никаких УСок не надо. Ну ладно, так может крайний идиотизм сюжета будет скомпенсирован Потрясающей Графикой и Уникальным Зубодробительным Экшном? Но нет, велкам бэк ту видеосалон — помещённая на экран картинка по невыясненным обстоятельствам оказалась перегнанным на плёнку роликом низкого разрешения.Отзывы: [15]
Чинаски в фильме грешит карьерной бесшабашностью, он давно понял, что заниматься нужно лишь тем, чем горишь и дышишь. И в этой степени его увлекают три вещи: литературный труд, алкоголь и женщины. Однако красиво сочетать эти страсти можно, лишь имея тугой кошелек. Поэтому не самый богемный человек Чинаски, зарабатывая деньги, лишь продает своё время, выбирая труд уборщика, работника склада, фасовщика на фабрике. И подобные занятия, понятно, не приводят героя в тонус.
Вы относитесь к числу ценителей нового британского кино и старого Гая Ритчи? Вы не любите римейки и считаете их главным злом западного кинематографа? Вы обожаете, когда в культовых фильмах мелькают в качестве камео культовые персонажи? В конце концов, вы любите, когда сюжет три раза делает оборот вокруг своей оси, а в конце все пляшут и длится поцелуй в диафрагму в улетающем навстречу закату кабриолете? Если всё это — про вас, то вы получите от фильма Пола Макгигана самое невыразимое наслаждение.Отзывы: [12]
Маньяк выбрасывается в окно, желая скрыться или покончить с собой. Упал он перед самым носом своих преследователей. Служители порядка его, не медля, под белы руки берут и отвозят в тюрьму, где злодею за четырнадцать зверски убитых жертв по закону грозит пожизненное трехразовое питание, телевизор и свежая пресса по утрам. Казалось бы, жизнь только наладилась, ан нет — приходит как-то на допрос к нашему Злу один провинциальный полицейский, который, как вы понимаете, Добро, как оно есть.