![]() |
![]() Кинокасса России 2012: царство триде-мультфильмов и отсутствие российского кино![]() В 2012 году профессиональные издания, пищущие об отечественном кинобизнесе, окончательно перешли от привычной отчётности «с декабря по декабрь» к более логичному календарному году (то есть финансовый кинопрокатный год теперь отсчитывается на с 1 декабря, а с 1 января, как у всех), поэтому финансовые итоги завершившегося года с одной стороны публикуюся только в середине января, а с другой стороны они во многом противоречат прошлогодним данным, которые не учитывали декабрьские сборы, поэтому многие опорные данные, от которых будут отсчитываться рост-падение, могут быть не совсем корректными. Итоги же 2012 года таковы, что общая валовая касса российского проката составила $1,35 млрд (+15% по сравнению с прошлым годом), 40 млрд руб. (+14%) или 175 млн проданных билетов (+3%). Рост средней цены билета с 215 до 230 рублей составил 7% и 2% составила курсовая разница. Как видно, прошлогоднюю тенденцию по отсутствию роста количества проданных билетов в этом году прокатчикам частично удалось переломить, однако служившая с 2009 года главным локомотивом роста сборов «наценка на триде» уже практически исчерпала себя средняя цена билета явно достигла того порога, когда дальнейшее повышение цен начнёт понижать спрос и рост кассы остановится. Рассчитывать на повторение послекризисного рывка 2010 года, когда только число проданных билетов выросло на 20%, больше не приходится. Этому же способствует и достаточно вялый рост числа кинозалов в отчёном году он составил всё те же скромные 10%, общее число современных залов достигло 3100 (из них половина цифровые), а кинотеатров 1100. Этого показателя мы ждали последние три года, но революции, как видим, даже эти цифры не принесли. Формальным утешением прокатчикам служат лишь формальные рекорды этого года на 2100+ экранах стартовал «Хоббит» (а до этого за год было ещё два аналогичных рекорда), рекордная же сатурация одновременно выходящих фильмов достигала 4000+ копий (то есть на один зал приходилось по полтора фильма). Однако это показатель скорее роста конкуренции, чем реальных прибылей прокатчиков. Десятка лидеров российской кассы в этом году выглядит так (указаны цифры на 1 января без учёта сборов Украины, в скобках указано условное место в общем зачёте):
Традиционно, всю десятку лидеров поделили между собой майско-летние блокбастеры, даже такие относительно неуспешные как «Прометей», исключения составляют один декабрьский тяжеловес («Хоббит» за отчётный период не стал третьим только формально, половина его кассы приходится на январь нового года) и одна мартовская трёхмёрка («Джон Картер» также является единственным лидером, кто не был частью долгоиграющего франчайза, хотя всё равно был экранизацией). А вот какого обязательного элемента тут нет, так это отечественных хитов начиная с успеха «Ночного Дозора» ни один год не обходился без одного-двух тяжеловесов российского производства, а в этом году даже «Ирония судьбы 2» оказалась вытеснена из десятки лидеров в таблице рекордов всех времён. Верхнюю же половину первой десятки сразу за «Аватаром» и прошлогодними «Пиратами Карибского моря 4» плотно оккупировали вокруг пятидесятимиллионного майлстоуна уже четыре заокеанских трёхмерных мультфильма гандикап между «Шреком 4», «Котом в сапогах», ЛП4 и «Мадагаскаром 3» такой небольшой, что выделить среди них заметного лидера не получится. Формально в этом году немыслимыми усилиями победил «Ледниковый период», но какой ценой это давалось российскому офису «Фокса»! Впрочем, результат у этих усилий был, о нём речь пойдёт ниже. Что же касается российских премьер, то «Три богатыря на дальних берегах» хоть и стартовал в 2012 году, но его касса на 1 января не составляла и 7 миллионов, так что его слава ещё ждёт своего часа через год, в обзоре сборов 2013 года. Сейчас же лидером среди российских картин является другой хит студии «Мельница» «Иван Царевич и Серый волк» не попал в десятку лидеров с кассой $24,6 млн (при бюджете $2,7 млн) лишь потому, что стартовал 29 декабря 2011 года и за первые три дня проката успел собрать без малого 4 миллиона, которые в итоговой таблице за 2012 год не учитываются. Второе и третье место в российском дерби досталось в итоге вполне ожидаемому новогоднему хиту «О чём ещё говорят мужчины» ($17,8 млн) и достаточно неожиданному проекту «Духлесс» ($13,4 млн) бюджет у обоих $3 млн. А вот возглавляют антирейтинг самых затратных картин в этом году арт-хиты «Фауст» и «Орда» (при малозаметных сборах каждый из фильмов стоил $14 млн). Всего же 74 отечественные картины собрали в отчётном году 6 млрд руб., 26 млн билетов или $190 млн, что составило 14% от общей кассы (год назад было $150 млн и 13%, то есть ситуация осталась на всё том же невыразительном уровне, рекордным в этом смысле по-прежнему остаётся предкризисный 2008 год, когда валовые сборы отечественного кино составили $200 млн или 36 млн билетов при вдвое большей доле в общем прокате). Затраты на производство в отчётном году равнялись $250 млн, окупились или принесли прибыль в кинотеатральном прокате лишь 16 картин. Что касается распределения долей между прокатчиками, то в этом году окончательно ушла в прошлое гегемония тандема ЦПШ-Парамаунт. Сказалось тут резкое падение числа отечественных релизов ЦПШ (и тотальный неуспех всё-таки вышедших фильмов, что в прошедшем году привело к очередной смене руководства компании), и недобор в этом году анимационных хитов ДримВоркс (который до конца 2012 года прокатывал Парамаунт, об этом нюансе опять-таки речь пойдёт ниже) на одном хите годичной кассы не сделаешь. Первенство же в итоге формально оставил за собой другой супертандем под монструозным названием WDSSPRR (Дисней и Сони). Поскольку он носит весьма условный характер (над релизами одной и другой компании работают разные команды), в итоговом отчёте компании будут указываться отдельно. Итак:
Как видим, почти миллиард сборов, который достаётся шестёрке мэйджоров, распределён вполне равномерно (собственно отстававший прошлые годы «Юни» догнал остальных, а Парамаунт сократил свой отрыв от основной группы), но в следующем году всё изменится. Итак, в результате размолвки заокеанского Саммита с Вестом его пакет переходит к ЦПШ (хотя «Сумерки» и закончены, но у новоявленного тяжеловеса большие планы на будущее), в то время как пакет мультфильмов ДримВоркса с 1 января уходит от Парамаунта к Фоксу, а значит от ЦПШ к Фоксу же в учётах отечественных реалий. В следующем году мы будем продолжать наблюдать за тем, как всё тот же Парамаунт будет пытаться расстаться с ЦПШ и всё-таки открыть собственный офис, а также продолжать недоумевать, почему Ворнеры не сделают выводы из недоборов своих главных хитов в России (когда в Новый год «Хоббит» собирает едва лучше, чем какие-нибудь «Сумерки» осенью) и не начнут поглядывать куда-нибудь в сторону от Каро. Так что какими будут доли прокатчиков по итогам 2013 года, сейчас предсказать очень непросто. В мире же театрального показа главный вопрос будут ли введены пресловутые квоты на российское кино, а также будет ли введён НДС на показ кино зарубежного (что может поднять среднюю цену билета до 270 рублей и серьёзно деформировать спрос, что в первую очередь больно ударит по региональным кинотеатрам, находящимся на грани самоокупаемости). Кроме того, в новом году окончательно вводится система обязательной отчётности кинотеатров перед прокатчиками, что с одной стороны сделает рынок кинопоказа более прозрачным (прокатчики уверены, что скрывается до трети всей выручки), с другой опять же всё это ударит по мелким несетевым кинозалам и продолжит тенденцию последних лет на укрупнение сетей, в частности в рамках освоения стомиллионных инвестиций начнёт массово скупать и реконструировать устаревшие кинозалы «Каро Фильм», в 2012 году проданная отдельно от прокатной части холдинга новому владельцу. Ну, и конечно станет под большой вопрос рентабельность введения в строй новых региональных кинозалов, за счёт чего происходила основная доля роста этого сегмента рынка последние по крайней мере два года. Также будет продолжать шириться процесс реконструкции старых и возведения новых залов в формате IMAX, чья доля в общих сборах продолжает расти заметно быстрее рынка. Следите за нашими новостями.
Ссылка на этот блог: http://www.kinokadr.ru/blog/2013/01/18/3249.shtml
Написать комментарий:
Также по теме:
События недели: нас снова научат, кинолохотрон, сборы и прочая поддержка » Слово главвреду » 06.04.2012
События недели: Цэпэша, прибыли и убытки, а также другие особенности российского кинопроката » Слово главвреду » 18.11.2011
События недели: рейтинги, семистудийщина и оживляж российской кинокассы » Слово главвреду » 03.06.2011
Раздел Бокс-офис
Также в блоге:
Джонни Депп, Мишель Монахан, Энн Хэтуэй, Брэдли Купер и экранизация «Assassin's Creed» » Вести с полей » 15.01.2013
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
|
![]() |
|||||||||||
|
|
|
|