«Заклятие 2» (“Conjuring 2”), 2016
Режиссёр: Джеймс Ван
Авторы сценария: Чед Хейз, Кэри Хейз, Джеймс Ван, Дэвид Лесли Джонсон
Оператор: Дон Бёрджесс
Композитор: Джозеф Бишара
Продюсеры: Джеймс Ван, Роб Коуэн
В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Мэдисон Вульф, Фрэнсис О'Коннор, Саймон Макбёрни, Франка Потенте, Бонни Ааронс и другие.
Апофеоз достигнут со времён первого «Астрала» прошло пять лет, а имя его режиссёра уже является таким прочным синонимом всего жанра паранормального хоррора, что ещё долго будут завидовать все другие западные постановщики, пытающиеся в нём что-то делать. Джеймс Ван крайне удачно попал в момент. Он не стоял за скачком популярности жанра самолично, но стоило псевдодокументальному формату достичь своего пика и начать вновь сходить на нет, как режиссёр заскочил на поезд и предложил более твёрдый концепт: проверенный набор страшилок, но вместо экспериментов более классический стиль, служащий одновременно старым мастерам и новым зрителям, которых для верности шугают очередной страшной мордой каждые минут пять.
И если «Астралы» быстро стали более игривой вариацией на тему, то первое «Заклятие», подталкиваемое временем действия, ушло далеко в классицизм, благодаря чему тоже стало глотком свежего воздуха. Первая проблема сиквела заключалась в том, что дальше в этом направлении в наше время идти было некуда да что там, сама первая часть в финале не выдержала и порвала с тишиной и терпением, что и стало в итоге её главным недостатком. А тут и сам Ван пришёл на съёмочную площадку продолжения прямо с «Форсажа 7».
В результате новорождённый франчайз в сиквеле куда более выраженно объединяет сюжет об очередном доме с привидениями с ходами, напоминающими шумные блокбастеры начиная с пролога, в котором один протагонист предвидит смерть другого, и заканчивая кульминацией с эффектными разоблачениями того, кто на ком стоял, и последующими гонками со временем. Остающаяся в центре всего этого чета Уорренов теперь вовсе не отличается от пары агентов, которые ездят на задания с целью восстановления справедливости; тут дают дополнительную основу и многократно подчёркиваемые «реальные события», причём авторы даже успевают нахально поиграть с обвинениями в шарлатанстве, вставляя их в фильм отдельной сюжетной линией.
Режиссёр ни в чём себе не отказывает и весь первый час работает сразу на две локации и с двумя антагонистами в Англии семью из матери и четырёх детей гоняет из дома умерший там старик, а Уоррены наблюдают во сне и наяву демоническую монашку (актриса Бонни Ааронс, чьё изумительное лицо уже обессмертил Линч в сцене за рестораном в «Малхолланд Драйв»). Стрельба идёт из всех орудий кровати трясутся, двери захлопываются, кресла качаются, милые девочки низко рычат и сверкают жёлтыми глазами, искажённые лица являются из темноты и в зеркалах. Всё знакомо, но Ван слишком хорошо знает своё дело, чтобы его трюки не работали; в его исполнении одного движения камеры зачастую хватает, чтобы вызвать в ответ режим нервного ожидания.
Каждая отдельная сцена, начинающаяся с непонятных звуков, выстроена превосходно, в том числе за счёт того, что режиссёр играючи не даёт зрителю понять, ждёт его резкий удар по ушам и глазам или нет. Другое дело, что поскольку так выстроено полфильма, то самый запоминающийся эпизод разговор этого мира с потусторонним, где последний демонстративно выведен в расфокус, случается в единственный момент, когда Ван пару минут обходится вообще без движений камеры и монтажных склеек.
Наконец, сцены паранормальных явлений хуже работают в сумме, поскольку добавляют друг к другу мало нового, и за ними не стоит объединяющей идеи; место стабильного подъёма на вершину здесь ещё более открыто, чем в первом фильме, занимают американские горки, только продолжающиеся почему-то богохульные 135 минут. (Если уж вспоминать классику, то «Изгоняющий дьявола», у которого оба «Заклятия» заимствуют больше всего, управился на 15 минут быстрее).
Как и в оригинале, слабее всего здесь оказывается кульминация, в которой аттракцион замещает собой хоррор практически без остатка. Максималистская режиссура Вана выпускает на волю гром, молнии, совсем уже вставных лишних монстров и спецэффекты, уничтожающие последние претензии на серьёзность, и что реалистично могут сделать авторы в уже объявленной третьей части, чтобы доходность перестала быть убывающей, представить сложно. Что бы они ни делали, легко допустить, что своей вершины в этом франчайзе они достигли ещё один фильм назад в той простой и прекрасной короткометражке с хлопаньем в ладоши.
источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее