«Ложковилка» (“Spork”, США), 2010
Режиссёр и автор сценария: Ясбир Синкх Гхуман-младший
В ролях: Саванна Стелин, Сидни Парк, Рэйчел Дж. Фокс, Майкл Уильям Арнольд, Оана Грегори
Программа «Восемь с половиной фильмов»
Если банально прочитать синопсис этого фильма, можно заранее подумать про одноногих четвероногих. Ну действительно, девочка-гермафродит живёт в трейлере со своим братом-наркоманом и его друзьями, в школе её обзывают Ложковилкой (настоящее её имя мы так и не узнаём), мама померла и закопана под кучей аллергийного плюща, папа тоже невесть где, в общем, труба.
Но нет, на самом деле перед нами суперпозитивное кино, представляющее собой нечто среднее между «Страной приливов» и правильной, «картонной» версией Гондри. Только вместо мёртвого папы — мёртвая мама, а вместо сошедшего с рельс поезда — выигранный танцевальный конкурс, дабы чернокожая подружка могла съездить на свиданку с пенетенциарным папой. Хеппи-энд таким образом, в пересказе, представляется ещё мрачнее завязки, но на самом деле всё не так.
Потому что там ещё есть герой по имени Чанк, который раскрывает главный секрет счастья для нашего брата-лузера — не держи в себе. И девочка-мальчик не держит, дружит с цветными против белых, учится танцевать электро, даёт кому надо в табло, и вообще избавляется от комплексов. Дико милое и позитивное кино, по накалу наброса сравнимое разве что с «Не грози Южному централу», только для младших школьников, с Джастином Тимберлейком и Бритни Спирс вместо Тупака и Фифти Сента.
Судьба тюфяка
«Джанни и его женщины» (“Gianni e le donne”, Италия), 2011
Режиссёр и автор сценария: Джанни ди Грегорио
В ролях: Джанни ди Грегорио, Валерия Бендони, Альфонсо Сантагата, Элизабетта Пикколомини, Валерия Кавалли, Айлин Пранди
Программа «Итальянское кино сегодня»
Джанни уже за 50, он вышел на пенсию и теперь живёт в свое удовольствие, чем, в основном, оказывается прогулка с собакой и выполнение бесконечных просьб своей матери, 90 с чем-то летней, но не готовящейся перейти финальную черту, женщины. Впрочем, жена тоже не отстаёт, снабжая Джанни целым ворохом идей: съездить в «Икею», приготовить ужин и так далее и тому подобное. Есть ещё дочь Джанни, соседка снизу, бывшая первая любовь и ещё много-много женщин, для которых Джанни — любимая игрушка.
Режиссёр Джанни ди Грегорио (как ни удивительно, он же и исполнитель главной роли) сделал очень неожиданный трюк, рассказав об итальянском мужчине, уже не молод, ещё не стар, не красавец, но и не дурной наружности — тут прямо по Гоголю, для которого главным препятствием в жизни оказываются женщины. Конечно же, для такой истории, учитывая итальянский менталитет, пригодна только комедия, но лирическая.
Чем и оказывается «Джанни и его женщины», ловко уходящий от проблемных, столь свойственных фестивальной кинотеке, моментов, и всё больше налегающий на лирические. Быть может, за всей этой грустно-весёлой историей вскрывается общее размытие гендерных ролей и остальные ужасы современного общества, не дающие покоя антропологам и социологам. Но режиссёра интересует только лишь, как оказывается, что мужчина начинает стареть и мир вокруг него начинает меняться. Для фестиваля, который, как и положено, ориентируется на глобальную пару вопросы и ответы, грустная комедия Джанни ди Грегорио, в которой прорывается не крик души, а её шёпот — вещь уникальная и, наверное, единичная.
После бурного старта Московский международный кинофестиваль вынужденно сбавил обороты, да и зрители переключились кто куда - кто на законспирированного в «Дом кино» Звягинцева, кто на полные азиатской, да и всякой прочей клубнички тематические программы, а между тем даже в основном конкурсе всё ещё можно было набрать себе в лукошко спелых киноягодок. Впереди же, в мареве внезапно обрушившейся на Москву тропической духоты, уже маячит финал с его столь же зелёной ковровой дорожкой и списком победителей.
Несмотря на беспрецедентный бардак с организацией — внезапными объявлениями в последний момент и прочими многочасовыми очередями на аккредитацию — фестиваль стартовал буквально с места в карьер, имеются при этом в виду, конечно, не «Трансформеры 3» открытия, а непосредственно программы и даже, в кои-то веки, основной конкурс. Фестивальный блокнотик уже на две трети исчёркан под удивлённые взгляды на оставшуюся почти полную неделю — если всё уже показано, что же мы будем смотреть дальше?
Мы пока не знаем результатов, но уже неважно, какие они будут. Факт тот, что конкурс этого года был реально легче и симпатичней, чем прошлого. Это можно констатировать, невзирая на секретные высказывания иных членов жюри. Они просто в прошлом году не были членами жюри. После бодрого весёлого начала ещё пару дней показывали реально смешные фильмы. Но дальше фестиваль пустил в ход тяжёлую артиллерию и стало не смешно. В общем, давайте уже дождёмся этих юмористических результатов.
Во время просмотра от царящего в кадре развесёлого идиотизма даже почти удаётся абстрагироваться, так что просмотру он не мешает. Опять же красиво, динамично, Рози в бронелифчике и голосящий Сэм, шаловливый Туртурро и бой-баба с каменным лицом, ветераны трансформенного фронта, эх, прокачу. И прокатил. С горочки на горочку, и так всю вторую половину. А и чо, а и нормально. Оказывается, если не опускаться до «подростковой комедии», то остальное дело наживное и такого ощущения, что ужас-ужас уже и нету.Отзывы: [70]
Яркая индивидуальность уступила место среднестатистическому, хоть и высокому стандарту. Создатели фильма не предложили героям разъезжать по витиеватым тропам новой истории — вместо этого им лишь позволили проехаться по прямому шоссе, на котором из всех развлечений лишь итало-японский разговорник да парочка мировых заговоров, замешанных на экологичном топливе и непреодолимом желании отдельных представителей автопрома, у которых даже бампер блестит от корыстных планов, захватить власть.Отзывы: [11]
Оммаж раннему Спилбергу стал оммажем всему тому, на чём ранний Спилберг возник как явление. Если хотите — это фильм-ностальгия о кинематографе, который не старался привязаться к каким-то конкретным жанровым клише и потому сам создавал новые жанры, кинематографе, в котором бесшабашная детскость вполне органично сочеталась с кетчупом разливанным. Кинематографе с восторгом юности в глазах, что нынче зачастую заменил счётчик зелёных купюр. И двухминутный фильм «Дело», снятый главгероями, стоит десятка иных блокбастеров.Отзывы: [22]
Да, нашего героя терзает прошлое, да, он хорошо умеет только летать, он учится использовать способности и в драматический момент являет себя миру, да, Корпус кричит, что он Корпус, а Сарсгаард мутирует в воннаби-злодея с раздувшейся головой и трагической любовью. Но всё это в буквальном смысле уходит в никуда, зачастую без всяких объяснений. Есть на свете фильмы, в которых нет абсолютно ничего, что могло бы хоть как-то оправдать их существование и время и деньги, которые на них потрачены.Отзывы: [16]
Кристальная картинка, богатая звукорежиссура, точность в деталях эпохи, эпические полотна между главами, всё это немедленно прекращало драму человеческую в драму космическую. И Питт уже не Питт, а Бог-Отец, и Пенн уже не Пенн, а некто вроде Святого Петра. Ветхий, Новый и прочие Заветы вместе с пачкой апокрифов падают в безбрежное море маликовской режиссуры, словно умещаясь в ней целиком, полностью утопая в этом безграничном пафосе. И так — три часа к ряду. Тут ты внезапно понимаешь, что посмотрел мелодраму.Отзывы: [12]
Эта весна нас не радовала успехами долгожданных фильмов, по сути, на всю весну нашлось несчастных два-три фильма, которые не вызывали бы немедленно полемики с попутным шельмованием, за дело или нет. А вот с могучим саундтреком, предметом нашего сегодняшнего изучения, всё удивительным образом обстоит ровно наоборот — их много, один другого лучше, вам в коллекцию. Как обычно, в порядке выхода фильмов в российский прокат пройдёмся по списку главных кандидатов на немедленное отслушивание.