ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСПМосковский кинофест, создатели которого и не скрывают, что почти все на него в этом году отказались (или что называется «побоялись», так нам спокойнее думать) ехать, на этот раз вопиюще для статуса международного фестиваля класса «А» привязан к родным осинам. Расписание «Русской программы», традиционно идущей для своих в «Доме кино», в этом году впервые представлено на официальном сайте ММКФ; в конкурсе сразу два российских фильма, а из прочих фильмов самый ударный в программе — американо-германский почти боевик, непонятно что делающий на киносмотре авторского кино — представлен на кинофесте только исполнителем центральной роли, русским актёром. Остаётся надеяться, что такое ощущение от первых дней впоследствии рассосётся, а пока приступаем к нашему первому в этом году фестивальному обзору. «Самый опасный человек» (“Most Wanted Man”, Германия, Великобритания, США), 2014 Уставший от обвинений в эпигонстве Джармушу Корбайн громогласно ушёл из кино обратно в фотографию, чтобы неловко, бочком-бочком вернуться. И снова наступить на прежние грабли. Потому что третий фильм в итоге стараний немецких продюсеров, влияния сценарного материала и собственных недюжинных усилий Корбайна получился ещё более «не своим». В этом смысле начинает складываться ощущение, что наш бывший вундеркинд идёт стопами другого бывшего вундеркинда по фамилии Содерберг. Но если тот, выпуская одно проходное кино за другим, по крайней мере удачно, как говорят на театре, присваивает чужое и делает своим, то у Корбайна получается сначала недо-джармуш, а потом — сильно упрощённый Ле Карре. В Гамбург прибывает ненавидящий покойного русского папу чеченец по матери Исса Карпов (Григорий Добрыгин). Зачем он решил податься в нелегальные иммигранты, как выбрался из разнообразных тюрем, как узнал о миллионах папы, зачем поехал в Гамбург, хотя на словах эти грязные деньги ему не нужны, мы так и не узнаем, потому что на самом деле фильм не о нём, большую часть времени стригущем бороду и пускающем самолётики в пустой квартире, а об адвокатше, симпатизирующей мусульманам (Рэйчел Макадамс) и руководителе загадочной спецгруппы (Сеймур Хоффман), которому понадобилось Иссу изловить и склонить к сотрудничеству. Собственно от арт-кино в этом фильме только корбайновский «длинный» монтаж, его же любовь к «фотографической» картинке и некоторое психологическое напряжение на площадке, а в остальном мы имеем дело с почти точной копией «Шпион, выйди вон», только градус шпионских игр пониже, порой он не достигает даже сомнительных высот проходного эпизода сериала «Родина». Буквально каждому из персонажей тут можно придумать зеркальную пару в обоих этих проектах, и каждый раз выигрыш будет не на стороне Корбайна. Исса не дотягивает до уровня Броуди, Дэйнс не чета Макадамс, а покойный Хоффман конечно оттянулся на последнем эпизоде, но всё равно отнюдь не Саул Беренсон (да и его собственная похожая роль в «Мартовских идах» куда значимее). Осталось понять, зачем вполне зрительское, но совершенно коммерческое кино, которое к тому же уже было и на Санденсе, и даже в, простите, Эдинбурге, ставить в конкурс ММКФ. «Танец реальности» (“Danza de la realidad”, Франция, Чили), 2013 Из всех картин, которые были и будут показаны в рамках всех программ этого ММКФ, «Танец реальности» обязан быть в первых рядах не только в смысле эмоций от просмотра (название программы «Божественная эйфория» как нельзя лучше подошло бы именно сюда), но и в том, что касается насыщенности кадра историей. Причиной тому — фигура автора, он же культовая легенда (как водится, лишь более культовая от того, что за полвека за плечами у него осталось ровно семь фильмов, а также грандиозная неснятая «Дюна»), он же актёр, музыкант, духовный гуру, шаман-психотерапевт и просто харизматичный плут Алехандро Ходоровский, на девятом десятке решивший устроить себе кинематографическую терапевтическую церемонию, к которой в буквальном смысле шёл с самого детства. Детство это не было счастливым — унижения со стороны отца довели будущего режиссёра до того, что тема сломанных взаимоотношений детей и родителей впоследствии жирно проявлялась чуть ли не во всех его фильмах, в этом смысле Ходоровский почти равен со Спилбергом — но фильм, о нём повествующий, далёк от трагедии и не промышляет соцреализмом. Всё ровно наоборот — старый психонавт с искрой в глазах берёт зрителя под руку и ведёт на упоительную двухчасовую экскурсию, в которой свободно перемешивает воспоминания и фантазии, драму и юмор, боль и радость. Без малейшего страха и стеснения он высвобождает всех своих тараканов, включая самого главного, который и придаёт фильму необходимый вес, ведь перед нами, в том числе — выраженный в кино акт прощения отца сыном. В какой-то момент сам режиссёр говорит о себе, что у него осталась душа ребёнка, и «Танец реальности» во многом поддерживает это заявление, ибо снят и собран он с совершенно ребяческой лёгкостью, азартом и воображением. Ранние культовые работы Ходоровского, даже самых его известных «Крота» и «Священную гору», при всей мощи и небанальности их образов тормозил сбивчивый ритм и излишняя тяжесть, грубость символизма. В новом же фильме режиссёр, впервые так откровенно обратившийся к самому себе, разом обретает новую энергию и избавляется от претензий, умело прикрывая отсутствие структуры последовательным наложением друг на друга блестяще исполненных эпизодов — настолько богатых на идеи, выразительных и смешных, что и два с лишним часа под конец становится слишком мало. В финале вся эта калейдоскопическая фантасмагория становится настолько густой и насыщенной, что приобретает черты невольной экранизации Маркеса, что в год смерти классика особенно символично. «100 лет одиночества» как матрица латиноамериканской истории XX века настолько ярко возникает в образах Ходоровского, что само семейство Ходоровских невольно становится такой своеобразной проекцией обширного маркесовского семейства Буэндия, а личные переживания — лишь проекцией истории целого континента, и Ходоровский тут не даёт спуску никому — ни правым с их хунтой, ни левым с их Сталиным, ни коренным, ни иммигрантам, ни правящей верхушке, ни революционному подполью. И это прекрасно. «Кино про Алексеева», 2014 Михаил Сегал, пропавший после «Франца+Полины», вернулся небанально — сначала коротким метром «Мир крепежа», а потом и полнометражным альманахом «Рассказы» с той же новеллой в качестве одной из. Теперь настала пора традиционного полного метра, однако первое, что бросается в глаза при просмотре — автор словно по-прежнему не чувствует взятых на себя обязательств в виде стоминутного хронометража, продолжая оперировать короткометражным инструментарием. Фильм не просто порезан на отдельные главы-эпохи, но и густо прошит бесконечными рефренами и самоцитатами. Причём поначалу это даже представляется удачной авторской задумкой, приёмом, позволяющим и представить на экране драму главного героя, некогда «всесоюзно знаменитого барда», ныне торгующего при дороге соленьями, и с довольно едким юмором деконструировать целую эпоху КСП — советских работников НИИ, уходящих в леса, чтобы там слушать песни про пролетающую над костром снежинку. Так пожилой Алексеев (Александр Збруев) получает телеграмму и отправляется в Москву на эфир внезапно пригласившей его радиостанции, на протяжении эфира зритель будет вместе с ним вспоминать эпизоды из его бардовской молодости, поминутно отвлекаясь то на вставного Макаревича, то на «звонки в студию», автор бесконечно дробит и наслаивает повествование, повторяя одну и ту же мизансцену в электричке и один и тот же монолог про любовь десятки раз. Однако как ни верти (а Сегал делает это мастерски) подобный калейдоскоп, он лишь удачно отвлекает зрителя от слабых мест в сюжете, но не заполняет пустоты. Единственная сиська девушки-журналиста (получите ваши 18+) — она зачем, что эта загадочная любовь обозначает, занятный эпизод с шаржем на Тарковского опять же — феноменальная короткометражка внутри фильма, но к чему она в кино про Алексеева, а не про Тарковского? Сегал, заставляя героя выхолащиваться этими бесконечными рефренами и пустеть до стеклянного звона, сам заводит себя в тупик мелодрамы там, где нужна драма, и байки там, где должна быть трагикомедия. Собственно в финале появление артиста Юшкевича в образе из «Рассказов» и сводит окончательно весь фильм, вполне способный быть сложным, и драматичным, и настоящим, до масштаба анекдота. Даже историю с Макаревичем нам постарались и «объяснили». Можно спокойно расходиться.
См. также: красная ковровая дорожка открытия ММКФ-2014, фотоотчёт
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/22/mmkf2014.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Обзор » ММКФ-2013: порно, водилы и коррупция Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|