![]() |
![]() ММКФ 2014: кино народов мираначало статьи » окончание
Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды. ![]() «Так светел вид» (“Atat de stralucitoare e vederea”, Румыния), 2014 Прошёл почти десяток лет, а румынская новая волна не только не заканчивается, но и прямо на наших глазах обогащается новыми именами. Дебют братьев Флореску стал отнюдь не первым фильмом этого ММКФ, снятым застывшей неподвижно камерой и рассказывающим, среди прочего, о ломаных взаимоотношениях дочери и матери — в первом случае ему предшествовал «Крёстный путь», во втором он же и «Нагима» — однако «Так светел вид» по итогам оказывается наиболее цельной и оригинальной картиной из трёх. Здесь режиссёрам для достижения цели не нужно демонстративно ставить путь своей героини рядом с чьим-то другим, и драматического материала из ограниченного числа действующих лиц они выжимают более чем достаточно. Поскольку в кадре ни разу не присутствует одновременно больше трёх человек, а камера, подвластная строжайшему формализму авторов, действительно не совершает ни малейшего движения ни в одной из сцен, фильм куда более откровенно, чем «Крёстный путь», похож на театр, однако перед нами вовсе не сухой и плоский «заснятый спектакль». Наоборот — здесь каждый кадр умудряется мерно и глубоко дышать в течение 10-15 минут, пока его не сменит другой, и благодаря тому, как в нём располагаются персонажи и с каким богатством деталей разыгрываются ситуации, изображение нередко становится по-настоящему глубоким. Трёхмерным. ![]() Ну и, наконец, в том, что касается самой истории, создатели и не думают о том, чтобы как-то её удешевлять, хотя такой соблазн выпадает им неоднократно. Да, начиная с определённого момента, каждый эпизод наносит новый удар по миру главной героини, до тех пор, пока этот мир не остаётся лежать в развалинах. Но этот процесс для братьев Флореску — не самоцель, а повод разобрать и обстоятельно повертеть в руках некоторые варианты того, как может сложиться попытка молодого человека взять жизнь в свои руки в сегодняшней Румынии (сюда, впрочем, подойдёт как минимум любое государство, открывшее для себя демократию в начале девяностых). Вопрос по итогам просмотра остаётся лишь один — почему это кино томится на ММКФ в одной из второстепенных программ, тогда как, участвуя в основном конкурсе, оно могло бы с лёгкостью претендовать практически на любую награду. ![]() «Белый ягель», 2014 Отборщики основного конкурса 36 ММКФ настойчиво называют в последний момент добавленный в программу «Белый ягель» «аудио-визуальной апологией», но в реальности жанр фильма ближе к классической, пусть и видовой мелодраме, во всяком случае для следования современным тенденциям «мокументари» авторы, со вкусом рассказывающие на пресс-конференции о сложностях съёмок на морозах и про творческий подвиг, слишком много хронометража уделили отчётливо заметному хромакею и павильонным съёмкам (при классической киношной, а не субьективно-документальной камере), чтобы претендовать на документальность в достаточной степени. Да и использование московских театральных актёров на заглавных ролях, пусть они сколь угодно тесно вжились в ненецкий быт, не работает в заявленном жанре. На фоне вполне сложившейся отечественной (да и зарубежной) школы документального кино о народах крайнего севера откровения Тумаева о том, что «они там тоже смотрят свадьбу принца Уильяма на айпаде» не настолько важны, чтобы на них строить целое кино. А в остальном пафос возвращения к корням и «где родился там и пригодился» больше постулируется закадровым голосом, нежели происходит на экране. трейлер В чём соль жития с оленями вместо городской жизни, иллюстрируется на примере двух полудурков-гопников, приехавших отжимать у папы «свою долю», но эта история лучше бы смотрелась в глухой российской деревне средней полосы, а северяне народ суровый, им подобная расточительность в стиле «так не доставайся же ты никому» не может быть свойственна никогда. Как и эдакий нарочито фольклорный подход к волчьим набегам. В итоге от просмотра остаётся лишь история неудачной женитьбы и несколько идеализированной подростковой любви, слишком патриархальная, чтобы быть правдой при живых айпадах в чуме. Отдельный вопрос к авторам — на ваш взгляд, для заполярья действительно свойственна столь регулярная смена звёздной ночи и белого дня, как у вас в фильме? ![]() «Прибежище» (“Hafsakat esh”, Израиль), 2013 Жарким летом 2006 года, спасаясь от всполыхнувшей Второй ливанской войны, живущие у границ израильтяне временно перебираются в центр страны, где их, по такому поводу, как раз поджидают гостеприимные комнаты и диваны местных. Для Ковнера и его актёров, впрочем, переселение одной пары к доселе незнакомой другой — лишь закономерный повод немедленно построить крепкую драму. В тесной квартире практически моментально начинает искриться напряжение сексуального, идеологического и религиозного характера, а когда оно мало-помалу разряжается, становится ясно, что главный конфликт здесь — вовсе не между парами, а между двумя главными героями, из отношений которых с недавних пор трагически вышел весь воздух. Общая динамика разворачивающегося в кадре взаимодействия всех четырёх персонажей выставляет фильм такой скромной попыткой усидеть на одной лавочке с «Разводом Надера и Симин», и учитывая, что съёмки начались в 2011 году, вполне возможно, что источником вдохновения послужил как раз прорыв Асгара Фархади. На сюжетную и психологическую сложность последнего Ковнер даже не пытается претендовать, но для того, чтобы выполнить свою собственную задачу, ему это и не требуется — перед нами предельно честная, правдивая, в чём-то предсказуемая, в чём-то прокладывающая собственные тропы драма, которая разве что в кульминации начинает нависать над пафосной мелодраматической пропастью, но успевает, к счастью, вовремя отдёрнуться назад. См. также: красная ковровая дорожка открытия ММКФ-2014, фотоотчёт начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/25/mmkf2014.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Обзор » ММКФ-2013: порно, водилы и коррупция Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|