Кинотавр 2014: взвешенность против дерзостиНа закрытии «Кинотавра», главного фестиваля российского кино Андрей Звягинцев настоял: такое кино есть! Справедливо. Четырнадцать картин, отобранных из семидесяти двух, свидетельствуют о реальности, в которой действуют и опытные режиссёры, и крепкие дебютанты. Разнообразие фильмов зафиксировало все возможные тренды кинопроцесса: артмейнстрима, документального взгляда, мокьюментари, парадокументального реализма, социального высказывания, жанровой вменяемости. Что же до раздачи призов, то они, как на всех фестивалях, могут быть оспорены, что не отменяет их логики или попросту взвешенности. Остроты решений или хотя бы элегантности не вышло. Было совершенно очевидно, что единственный в конкурсе фильм — «Испытание» Александра Котта — соответствует традиционному, а может, и допотопному (не в оценочном смысле) понятию «авторского кино». Представлению о том, что главное в кино — изображение, а текст, диалоги противоречат киногении, желательно самодостаточной. Читай выразительной. Это наивное, если не студенческое представление о «задачах кинематографа» по-своему трогательно. Александр Котт, снявший «Брестскую крепость», повернул вспять, в сторону, осуществив, как признался, свою мечту. «Испытание» История любовного треугольника, длящаяся под прицелом ядерных испытаний близ Семипалатинска в 1953 году, в степи Казахстана, разыграна как серия немых и красивых, чересчур, до банальности красивых картинок-мизансцен. Тщательный оператор Леван Капанадзе получил приз «За лучшую операторскую работу». Закаты, рассветы, изгибы одинокого дерева, просторы грозного пространства, зной и ветер, колебания света и тени — визуальный прейскурант поэтического кино, которое от времени съёмок не зависит, хотя финальный взрыв освидетельствовал конец старого и нового мира. Но не законного наследника авторского кино. Так или иначе в искренности намерений этого режиссёра, прошедшего испытание блокбастером, которое не сгубило его мечту о «настоящем кино», сомневаться не приходится. Что ж, не каждому дано реализовать свою утопию (не место) в текущем времени. «Звезда» «За лучшую режиссуру» была удостоена Анна Меликян, звезда артмейнстрима, сняв после долгого молчания «Звезду», в которой блеснула литовская актриса Северия Янушаускайте (награда «За лучшую женскую роль»). А также дебютировал талантливый Павел Табаков в роли тихого, но упёртого протестанта сытой гламурной среды, в которой он вырос, которой окружён и от которой его тошнит. Сарказм и монтажный драйв этой картины призваны обессмыслить или хотя бы на время подорвать шик и блеск столичного истеблишмента, о котором грезит молодая провинциалка, мечтающая стать звездой. Для достижения этой цели, уместной, скорее, для персонажей прошлого десятилетия, эта красавица мечтает исправить свои губы, груди, ноги. Где взять деньги на операции? «Ещё один год» Меликян «подгребает» ей сына стареющего олигарха, озабоченного своим здоровьем и секретами молодости. Бунтующий отпрыск богатого папы является обворожительной нищенке как нельзя кстати. Меликян имеет вкус к жгучей мелодраме, но обладает трезвой иронией и пониманием, что попытки вырваться из гламурной среды обречены. Ну, разве только с помощью неминуемой смерти. Она знает эту среду изнутри и как облупленную, но работает с ней в её же стилистике: привлекательной, невыносимой и язвительной. Приз «За лучшую мужскую роль» достался изумительному актёру Алексею Филимонову, сыгравшему в изящной мелодраме Оксаны Бычковой «Ещё один год» — ещё одной версии пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Название фильма Бычковой, заимствованное у Майка Ли, сверхоправдано дуэтом её героев: Надежды Луповой и Филимонова, вполне способных работать с английским классиком, каждый раз ошеломляющим своими актёрами. «Как меня зовут» Спецдиплом жюри уплыл в руки уверенной в себе дебютантки Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» с формулировкой «за лёгкое дыхание». В самом деле, эта молодая женщина знает, чего хочет, как смонтировать, а девичьи страсти, грёзы, разочарования для неё не звук пустой. Сценарий Любови Мульменко, которая на «Кинотавре» была автором также сценария фильма «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, пропущенного, к сожалению, жюри, и картины «Ещё один год», отсылает к «Возвращению» Андрея Звягинцева с точностью наоборот. «Дурак» Две барышни приезжают из столицы в Крым, чтобы познакомиться с отцом, которого никогда не видала одна из них. Кви про кво пружинит действие: девицы в шутку обмениваются своими именами и соответственно ролями, вступая на первый взгляд в опасную игру, смягчённую пресловутым «лёгким дыханием» режиссёра, готового отвечать за «молодёжный стрим» в отечественном кино. А такое ведь есть в любых странах. Так что ниша застолблена. Но на последнем «Кинотавре» было ещё два фильма, действительно расколовших публику. «Дурак» Юрия Быкова, квалифицированный в кулуарах как «грубая публицистика», получил приз «За лучший сценарий». «Класс коррекции» Ивана Твердовского, потенциальный хит, одобрен наградой «За лучший дебют». А также бесспорным призом прокатчиков, что не является парадоксом, если прокатчики и промоутеры возьмутся за дело, засучив рукава. «Дурак» Тут возникает вопрос, ответ на который является главным, но допускающим неоднозначность. Мы так долго пеклись о профессионализации нашего кинематографа, что хорошо сделанная вещь, то есть фильм (спектакль, что угодно), сработанный по лекалам хоть «массового», хоть «актуального» кино при очевидной условности таких определений, стала важнее не очень хорошо сделанной вещи. Однако несравненно существенной. И в художественном смысле тоже. Разница между двумя результатами проста, но трудна для восприятия. Она связана с почти физиологическим ощущением правды, не фантомной боли и отличной, бойкой, очень органичной для авторов имитации. Этот конфликт обнажил «Кинотавр 2014», за что ему большое спасибо. «Класс коррекции» Фильм Быкова наследует лучшие традиции советского кино и (между прочим) русской литературы и снят с той буквальной прямолинейностью, которая отторгает любителей эстетической безупречности. Но это романтическое кино, лишённое всяких иллюзий, засвидетельствовало конец и прекрасной, и совсем не прекрасной эпохи. Дальше — тишина. Тонкости при таком видении, при таком чувстве реальности неуместны. Не имея никаких утешительных прокладок по поводу всех страт нашего общества, хотя формально представив только чиновников и люмпенов, между которыми затесался «дурак», Быков плакатно объявил о нерушимом единстве электората, которое только дурак может «разводить» на коррумпированных гадов и несчастных полубомжей, вроде бы традиционно призывающих к сочувствию. Пора было бы не только показать, но и повторять: все одним миром мазаны. Все мы. При этом все — они и мы — человеки. Вот и вертись, как дурак. «Класс коррекции» Такая буквальность совсем не очевидна, как кажется прогрессивно мыслящим ньюсмейкерам. Но жмёт культурных тонких людей «тупость» Быкова, талдычащего про наших людей (не про нас) то, что вроде бы всем известно. А жить все-таки хочется всем, «несмотря ни на что». Если же такой возможности нет, спастись можно, надеясь на чудо. Это усвоил и Твердовский, одаривший зрителей чудесами в «Классе коррекции». Сначала он увлечённо напугал нравами инвалидов и здоровых людей. Потом поднял с колен героиню-колясочницу, натерпевшуюся в мире грубых учителей, романтических с виду предателей, сердобольных и жестокосердных матерей-одиночек. Зато героиня — совсем не дура, примерив свой финальный жизнеутверждающий выход посерёдке фильма, пошла наконец твёрдой походкой по всегда грязному, теперь отмытому мокрому школьному полу «аки посуху». Все эти, мягко говоря, утешительные смыслы показались на «Кинотавре» мелочью по сравнению с талантливыми актёрами и вполне живой, всегда модной камерой. Ну да. Снимать научились. Кино, прав Звягинцев, есть.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/10/kinotavr2014.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр-2013: историческое воспитание Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2011: Всё это было бы смешно Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2011: нормально, Константин Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 конкретно без претензий Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 посредине Катя ТАРХАНОВА
Кинотавр-2017, красная дорожка, церемонии открытия и закрытия, фестивальные будни, фоторепортаж (424 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|