Маленькое чудо произошло, и второй фильм Ричарда Кёртиса, этой священной коровы британского телевидения — тут, на минуточку, «Мистер Бин» и «Чёрная гадюка» в одном портфолио, доплыл до отечественных кинотеатров. В альтернативе, конечно, имеются и «Росомаха», и почти великолепная «Коралина», но как отмахнуться от фильма человека, который протащил на этот свет «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл» и всенародную «Реальную любовь»?
Понятное дело, что никак. «Рок-волна» в русском дубляже, конечно, оказался несколько другим фильмом, чем тот, что показывали в Британии. К счастью, с минимальными отличиями — видимо, какой-то добрый человек урезонивал Трахтенберга, Стиллавина и прочую радио-компанию, приглашенную для стилистической аутентичности. Чего так усиленно добивался Кёртис в своем фильме о диджеях с пиратской радиостанции.
Ещё почти империя, но уже без колоний, Великобритания-66 — это время свободной любви, бесконечного рок-н-ролла и огромного количества наркотиков. Однако этот самый рок-н-ролл крутят лишь на пиратских радиостанциях — зато 24 часа в сутки. Такой длинный исторический экскурс нужен Кёртису, чтобы обойтись без объяснений насчёт одежды, нравов или играющих каждые две минуты британских рок-групп.
С этого момента и начинается кино: на небольшое судно, стоящее на якоре в Северном море и, конечно, вещающее рок-н-ролл, приплывет вьюнош, сверхзадача которого — потерять девственность. Параллельно злобный министр, чьи музыкальные предпочтения заканчиваются 1900 годом, горит желанием закрыть все пиратские радиостанции в Британии, дабы прекратить моральное падение молодёжи.
На пьяном корабле обнаруживается целая ватага диджеев, каждый с уникальной породой тараканов в голове, да ещё с поварихой-лесбиянкой и почти инфернальным владельцем. Дальнейший пересказ, наверное, и вовсе не имеет смысла. И дело даже не в том, что «Рок-волна» — это почти сотня маленьких историй, любовно утрамбованных в два с чем-то часа киноплёнки.
Дело в том, что уважаемый Ричард Кёртис, съевший собаку, кошку и ещё много всякой живности на сценариях для чужих фильмов, на своём — трудно даже помыслить — всё-таки дал маху. Все бесконечные пересечения героев в «Реальной любви» были построены как множество отдельных историй, объединённых лишь темой. «Рок-волна» пытается поведать одну историю таким же методом — и, честно говоря, выходит не настолько убедительно.
Впечатление такое, что Кёртис собрал много маленьких интересных деталей, но так и не захотел связать их воедино. Если рассматривать каждую в отдельности — всё замечательно, весело и почти безупречно. Но стоит отойти на несколько метров и попытаться высмотреть единство фильма — ничего не получится. И дело здесь исключительно в самом сценарии, который так и остаётся сборником удивительных историй.
Потому что коллектив актёров, который условно можно назвать «сборная заядлых лицедеев» творит то, за что и любят британские комедии. Выстраивает уникальные типажи, гримасничает, и обходится со своими ролями с той ловкостью, с какой кошка играет с мышкой: виртуозно и с полной уверенностью в своей правоте.
Расписывать каждого и вовсе не имеет смысла, достаточно лишь перечислить их — Билл Найи, Филип Сеймур Хоффман, Рис Ифанс, Ник Фрост, Кеннет Брана, Джек Девенпорт, и от женского профсоюза — Эмма Топмсон и Джемма Артертон. Прекрасная физиономия каждого исполнителя выведена на постер фильма, что и является гарантией того, что эти ребята не подведут.
Постановка, в которой Кёртис фактически новичок, держится на заявленном в «Реальной любви» уровне, отдельный поклон художникам по декорациям и костюмам, стопроцентно обеспечивающим эффект машины времени. Такого трогательного отношения к деталям мизансцен можно ждать от Пола Томаса Андерсона, но никак не от ретро-комедии про диджеев с большим количеством мелодрамы.
Далее идёт — но далеко не в последнюю очередь — музыкальное оформление. Если бы на кинофестивалях вручали награды за лучший неоригинальный саундтрек, то «Рок-волна» просто не имела бы конкурентов. Совершенно безумная компиляция из хитов Kinks, Dusty Springfield, Hollies, The Who, Small Faces, Rolling Stones и прочих героев рок-н-ролла 60-х не останавливается, кажется, ни на минуту. Даже девушек, приплывающих на корабль в поисках любви, зовут по названиям песен, и это, наверное, лучший способ выразить свою любовь — как к музыке, так и девушкам.
Но, как уже было сказано выше, всё это так и остаётся прекрасно подобранными деталями. Как меломаны гораздо больше ценят студийные альбомы, нежели подборку лучших хитов, так и по гамбургскому счёту «Рок-волна» оказывается всего лишь милой и беспечной комедией с извечной грустью про то, что когда-то деревья были большими. Но, если вы всё же предпочитаете сборники «да бест оф», тогда можно смело забыть про нытьё насчет нецелостности фильма и отправиться за билетами в ближайший кинотеатр. И, когда увидите постер «Рок-волны», сами поймёте, что ни в коем случае не останетесь разочарованными.
До встречи в кино.
Комментарий редактора:
Это фильм-нюанс, фильм-деталь, фильм-подробность. Его нужно пересматривать десять раз, смакуя и закатывая глаза. Потому этих деталей, нюансов и подробностей в фильме миллиард. Розовые очки и взаимоотношения Британии с Америкой, тонкости употребления в альбионском эфире слова «фак» и радиодетали шестидесятых, полосатые брюки и шляпа с пером.
Именно так, по принципу парфёновской «Нашей эры», из якобы разрозненных осколков и собирается энциклопедия рок-н-рольной души, тот дух времени, из которого она выросла. И весь этот зоопарк персонажей — харизматики и нытики, плейбои и девственники, воины эфира и те, чьё призвание «новости и погода, особенно погода», все они точно такая же разъездная куншткамера, единственно способная по команде «мотор» ожить на экране многомерной картиной целой эпохи, которая сама по себе была — как тот «Титаник», который был обречён утонуть, но одновременно обречён жить вечно.
В новых песнях, новых станциях, новых героях и новых стилях одежды. В конце концов — в новом кино, снятом для нас с вами, чтобы мы могли вволю поностальгировать о том, чего, возможно, никогда и не было, но что живо хотя бы тем, что мы в него верим. И в эфире всегда найдётся псих, который поставит Kinks и Eeasybeats, пусть они и распались.
Теоретически, наверно, существуют такие люди, которые не смотрели “Реальную любовь” Ричарда Кертиса, и, наверное, но с меньшей долей уверенности, есть даже такие... далее
Комедия это или драма, приоритеты меняются с каждой сценой, актёры, следуя прихоти режиссера, выдают то шутов, то мучеников. И, если с самой пьесой как-то более-менее понятно: конфликт старушки Британии и вольнодумства Нового Света, то в картине, благодаря похвальным стараниям режиссёра, глобальный конфликт переходит в ироничное ехидство, мол, подобает ли надевать платье для танцев к ужину, мыслимо ли это — женщина за рулем и прочие каверзы, которые откликаются в зале гомерическим хохотом.Отзывы: [12]
Клузо — это совершенно чаплинский персонаж, эдакий анти-Шерлок Холмс, пример того, что даже будучи абсолютным идиотом, можно нравиться женщинам, детям и собакам. Не скрою, это уже само по себе смешно, и улыбка от лицезрения Стива Мартина во французской каскетке полицейского вам обеспечена. Но, боюсь, этого всё же мало. Розовый пепел Питера Селлерса стучит в сердца. Стив Мартин же - такой себе американский Энгибаров — «клоун с осенью в сердце» - до сердца явно не достукивается. Отзывы: [9]
Американские глушь и захолустье, по мнению датчанина Джонаса Элмера — это полы без подогрева и ужасная необходимость вручную растапливать камин. А ветер, снег и мороз — уже не просто погодные условия, а сверхдраматические обстоятельства, которые нужно преодолевать. Думаю, наш зритель отнесётся к таким тяготам провинциальной жизни со снисходительной улыбкой. Воистину: что для американца тяжкое испытание скаута-отличника, то для нашего человека — зимняя сказка и чудеса благоустроенности.Отзывы: [4]
Ван Сент решил снять кино аккуратно, без копания вглубь, лишь обозначая характер Милка, чтобы и широкой аудитории понравиться, и киноакадемиков порадовать. А возможно, ему хотелось создать именно такой образ Харви Милка — харизматичного лидера без свойств. Вот и ушёл «Оскар» стандартному от первой до последней реплики сценарию с главным героем, правильным, как Декларация независимости. Вот и получили зрители Харви Милка с лицом Шона Пенна, сердцем матери Терезы и судьбой Ганди.Отзывы: [7]
Наши спарринг-партнёры орут друг на друга во все доступные децибелы, лупцуют друг дружку фейсом об тэйбл, размазывая кровищщу по отчаянному лицу Васи Степанова. Они прыгают по стенам, перемежая хук слева очередной фразой из того самого финального диалога, нам показывают даже нечто вроде слоу-мо, и в конце концов, что самое смешное, Максимка Каммерер таки побивает Рудика Сикорски на кулаки за обидное обзывательство «думкопф». Ну а чо он, в самом деле. Мораль? Добро должно быть с кулаками.Отзывы: [110]
Такое впечатление, что господа режиссёры были в своё время буквально уязвлены слишком высокой популярностью собственного детища, они как бы вопрошали «господа, вы не заметили, что мы сняли не Феллини, а самый разнузданный трэш из числа тех, на которые пускают подростков в сопровождении родителей?» Господа не заметили. Тогда Тейлор с Невелдином собрали ту же команду и сняли ещё более разнузданный трэш, на этот раз надавив на все возможные мозоли и ещё показав вдогонку персональный «фак».Отзывы: [97]
Старательная попытка войти в одну реку дважды. Назад в будущее. Называйте, как душе милее. «Форсаж 4» производит эффект как при возвращении куда-либо родное после очень долгого отсутствия: вдыхаешь тот самый воздух, чуешь тот самый запах, глаза пожирают те самые места, любую мелочь, в мозг врывается рой приятных полузабытых воспоминаний, однако… что-то не так. К счастью, пока это чувство не так остро, а невозмутимый Вин Дизель в кадре жмёт на газ и едва вздрагивает при пулевом ранении. А значит, ещё не вечер.Отзывы: [71]
Политкорректность и беззастенчивая мразь правят бал на улицах некогда его, Уолта Ковальски, города, а потому этот город Уолту Ковальски не интересен. Он продолжает жить своей жизнью, с удовольствием отпускает расистские шуточки и скорее пальнёт из ружья, чем позовёт полицию охранять его покой. Он не пытается изображать из себя всеми покинутого, и ему самому нет дела до окружающих его жалких одноногих собачек. Этот мир слишком пропащ, чтобы оторвать его от дюжины пива.Отзывы: [8]
Так бы и прожила Хлоя свою буржуазную жизнь, полную неги и декадентской скуки, в окружении поклонников в лице Папи, некрупной собаки всё той же породы и приходящего садовника Сэма, если бы не настоящая трагедия. Уехав развеяться в Европу, Вив оставила Хлою на попечение молодой безбашенной особы по имени Рэйчел. Перед нами если и не промах студии «Дисней», то уж точно отход от традиций. То ли я комнатных собак не люблю, то ли не считаю Пэрис Хилтон особой, достойной быть примером подрастающему поколению.Отзывы: [5]