«977», 2006
Режиссер: Николай Хомерики
Сценарий: Юрий Давыдов, Николай Хомерики, Александр Родионов
Оператор: Алишер Амидходжаев
Композитор: Фёдор Лавров
Продюсер: Арсен Готлиб
В ролях: Федор Лавров, Клавдия Коршунова, Екатерина Голубева, Леос Каракс и другие.
В захудалый московский научный институт, где на огромных площадях обитает всего несколько десятков человек, приезжает молодой ученый из Новосибирска. Заведующий институтом, похоже, не желает уделить ему внимания больше, чем помидорам и огурцам, зато сразу поручает ему одну из лабораторий. Молодое дарование Иван (Федор Лавров) выяснил, что предельным значением некоего показателя, характеризующего неизвестный поток частиц, который индивидуален для каждого человека, стало значение 977. Правда, все эксперименты направлены на то, чтобы изменить это самое индивидуальное значение каждого из испытуемых или хотя бы понять от чего это значение зависит и почему у одного оно 245, а у другого 687.
Испытуемые живут в научно-исследовательском институте на манер больницы: к ним приходят родственники с апельсинами, по утрам их кормят овсянкой, медсестра постоянно вьется вокруг, и живут они в коридоре на больничных койках, где мужская и женская половины разделены ширмочками. Сами пациенты-испытуемые — неплохой такой наборчик даже для фильмов Феллини: хохотушки-близняшки, постоянно танцующая полная женщина в детских одежках и бодрый рабочий, прячущий водку за стеллажами журналов «Биофизика».
Всё действие происходит внутри этого самого института и каждый из героев обречен находиться только в этом аквариумоподобном пространстве. Когда сценарий попал в руки молодому и даровитому Хомерики (короткометражки «Шторм», «Вдвоем») — это был мистический триллер, а превратился он в меланхоличную мелодраму с долгими-долгими планами и вдумчивыми диалогами. Избежать сравнений с классикой новому фильму не удалось, все норовят сравнить его то с «Солярисом» Тарковского, то с «Девять дней одного года» Ромма. Однако ни по драматургии, ни по уровню абсурдности некоторых сцен эти фильмы абсолютно не похожи.
Тех людей, которые обвиняют фильм во вторичности, впрочем, можно понять. Во-первых, все ученые-исследователи поразительно напоминают нам советских учёных из фильмов 60-х и 70-х годов. Во-вторых, главного героя постоянно преследует девушка-призрак, поразительно похожая на таковую в картинах у Андрея Арсеньевича.
Чтобы хоть как-то отразить нападки, автор говорит, что фильм наполовину импровизационный и снимали так, чтобы поддержать атмосферу конкретного московского НИИ. Фильм изначально планировался как картина с острыми конфликтами и героями, которые должны были бы бегать с загадочным счетчиком, выяснить в конце концов, что же это за показатели, и перевернуть всё представление о человечестве.
В «977» же нет никакой определенной разгадки и каждый зритель должен сам ответить себе, что самое главное в человеке — любовь, или вера, или душа. На обсуждении в клубе «Синефантом» режиссёр откровенно признался зрителям, что сам он не любил никого, кроме своей мамы, возможно, от этого в фильме возникает загадочная тема тотальной нелюбви — особенно пронзительная в признании одного из испытуемых, который сообщает, что в своей жизни любил разве что собаку Шарика…
В свой фильм Николай Хомерики (который учился киноделу сначала в России, а потом во Франции) сумел привлечь поистине интернациональную команду. Тут есть и Катерина Голубева, популярная за рубежом российская актриса, снявшаяся в «29 пальмах» и в «Поле Х». В загадочной эпизодической роли человека с ключами от холодильника, а потом с настенными часами в трех сценах появляется французский режиссёр Леос Каракас («Любовники с нового моста», «Парень встретил девушку», «Поле Х»).
Хомерики ещё только начинает снимать, но на него уже возлагает нешуточные надежды отечественный кинематограф. И хотя образование, полученное им на высших режиссёрских курсах, под руководством Хотиненко, показалось ему недостаточным — принадлежит он России, а не Франции. «977» стал единственным нашим фильмом, попавшим в официальную программу Каннского фестиваля, пресса соорудила режиссёру нерукотворный трон, не остались глухи к этим громким фактам и прокатчики — теперь мы можем посмотреть это стопроцентно авторское кино в избранных кинотеатрах страны.
Эдвард Нортон — актёр, созданный богом ради киноманов, для киноманов и по просьбе киноманов. Любое появление на экране его печальных глаз приводит оных в состояние экстатического транса. Потому что ужас как хорош. И «Иллюзионист» — не исключение. С вот такой бородкой, на стульчике посреди сцены, с закатанными рукавами при полной тишине он творит на экране волшебство, которое живёт, потому что вера, в данном случае равная просто доверию, она делает многое и за режиссёра, и за специалиста по визуальным эффектам.Отзывы: [8]
Фабула фильма ясна с самого начала. В основе сюжета картины история двух братьев. Ещё из детских сказок, не говоря уже о Библии, мы знаем, чем заканчиваются такие истории. Старший устал от войны и готов пойти на уступки власти в ущерб идеалам. Младший не готов на предательство ни своих идеалов, ни своих соратников. В итоге один брат расстреливает другого, напоследок ещё раз предложив предательство. Правда, вокруг при этом — ни вереска, ни тем более ячменя.
Вырыпаев считает, что современная публика не воспримет его работу. По-моему, совершенно зря. Глянцевая картиночность кадров, лубочная примитивность диалогов и красивые глаза главных героев — без сомнения завоюют сердца молодых. Отдельные картинки из фильма ещё до премьеры были растасканы девочками на юзерпики, фотографии и закладочки. К тому же, режиссёр моден и его спектакль «Кислород» моден и его театр «Практика» тоже не в упадке, а его постоянные зрители уж обязательно посмотрят дебют в кино своего кумира. Отзывы: [6]
В фильме довольно банальностей и сценарных огрехов, но это всё земные реалии, кои в фильме про лётчиков были и остаются вторичными. Вся суть картины сосредоточена в воздухе. Как только эскадрилья поднимается ввысь, сразу забываешь обо всём и, затаив дыхание, вместе с героями погружаешься в атмосферу бесконечной свободы. Как говорится в слогане фильма — выше только небо. А уж где душа режиссёра развернулась вволю, так это в воздушных битвах, являющихся, по сути, квинтэссенцией всей картины.Отзывы: [7]
Главная мысль фильма — человечество на экране предстаёт живым трупом, мучительно пожирающим самоё себя в последнем приступе мании самоубийства. Помимо прочих радостей современной жизни выбрана ещё одна сюжетообразующая деталь — наступившее у всех поголовно женщин на Земле бесплодие, причины которого неизвестны, но известен печальный итог, к которому всё идёт — то, что не смогли войны, голод, экология, рано или поздно довершит время. Человечество стареет и вымирает, постепенно погружаясь в пучину.Отзывы: [14]
Вина режиссера, пошедшего на поводу у зрителя, и сделавшего из вдумчивого и напряженного фильма почти что самопародию, очевидна. Параллельно господин Шимицу решил изменить и сам принцип проклятия — теперь, чтобы встретиться с Каяко достаточно некоторое время побыть рядом с одним из посетителей чертова дома. В результате со счета сбиваешься где-то после десятого трупа. Что же касается методов умерщвления несчастных, то тут верный каждому ленивому режиссеру принцип “more of the same” вновь на коне.Отзывы: [3]
В то время как мир, наигравшись, сворачивает программу «важен оператор, остальное приложится», Филипп Янковский не делает ни единого шага навстречу зрителю, не пытается подвести логику, рассказать историю, он показывает набор картинок, кивая на фэнтэзийную составляющую как замену осмысленности. Да, красиво, да, спецэффекты, экшн-сцены, да, кадры, пролёты камерой, декорации, да, любимый трэшак в кадре. Нет, чего-то цельного из этого не вышло. Так красота становится гламуром, а то и просто кичем.Отзывы: [36]
Отлично, отлично! — восклицает зритель и требует продолжения. И педофил не педофил, и жертва не жертва, и герметический диалог, проистекающий перед камерой, производит впечатление. Камера, подружившись с небритым лицом Патрика Уилсона и кривляющейся мордашкой Эллен Пейдж, не отпускает их ни на секунду, раздавая оплеухи штампам антипедофильской тематики, не оставляя проходным ни единый кадр, ни один поворот действа. Если бы авторы смогли продержать это состояние до финала, не растеряв его под конец.Отзывы: [5]
Пускай некоторые западные зрители ставят «Дикости» высокие оценки, и говорят о некоей абстрактной революционности, чьего духа здесь даже не намечалось, — мы же останемся на своих позициях. Европейские ужасы пришлись нам не по нутру — и дело здесь далеко не в менталитете. Просто перед нами самый что ни на есть проходной трэш, разве что снятый не нарочно, в рамках общей контркультуры, как это обычно делается, а на голубом глазу, с указанным в синопсисе совсем не подходящим фильму жанром «хоррор».