«Волшебная страна» (“Finding Neverland”), 2004
По мотивам пьесы Алана Кни «Человек, который был Питером Пэном»
Режиссёр: Марк Форстер
Сценарий: Дэвид Мэги
Оператор: Роберто Шафер
Композитор: Ян Кажмарек
В ролях: Джонни Депп (сэр Джеймс Мэттью Барри), Кейт Уинслет, Джули Кристи, Дастин Хоффман, Фредди Хаймор и другие
Знаете, основным достоинством фильма «В поисках Небыляндии» (назовём его так, по ряду причин официальное название мне не нравится) является тот факт, что это никакой не байопик. Это не фильм, описывающий «жизнь замечательных людей» в стиле «так всё и было». Он действительно скорее навеян реальными событиями, как упомянуто в его титрах, нежели на них основан. Был такой человек в истории, драматург Джеймс Мэттью Барри, который написал пьесу о мальчике, который никогда не станет взрослым. Потом на свет появилась книжка, потом был снят фильм, потом были сняты ещё бесчисленные фильмы, поставлены бесчисленные спектакли, нарисованы комиксы и мультфильмы, а также, гораздо позже, снова пьеса — пьеса о человеке, который придумал Питера Пэна. Именно она стала основой для фильма Марка Форстера. Вот такой прощальный взмах постмодернизму. И потому основным достоинством фильма «В поисках Небыляндии» является никакой не «этот самый реализм», им остаётся волшебство. Ненадуманное, естественное жизненное волшебство, которое живёт в каждом из нас, стоит только перестать играть во взрослых, раскрыть объятия собственному безудержному воображению.
Сэр Джеймс с экрана приходит к зрителю не человеком, который написал «Питера Пэна» (Многие ли помнят фамилию автора бессмертного произведения? Многие ли помнят также, автором какого произведения является Памела Трэверс?), он приходит к нему человеком, носившим в себе сказку, смысл и значение которой он никак не мог объяснить окружающим — театральным деятелям, завсегдатаям премьер, критикам, своим близким и знакомым. Его страшно тяготило это общество, от которого спасали лишь прогулки в парке с собакой и газетой, из которой служанкой мо имени Эмма были заботливо вырезаны все негативные отзывы упомянутых выше критиков. И когда мистеру Барри (тогда ещё никакому не сэру) повстречалось в этом самом парке семейство Льюис-Дэвисов — молодая вдова с четырьмя мальчиками Питером, Джеком, Джорджем и Майклом — это стало событием, которое перевернуло жизнь неудачливого драматурга.
Собственно, фильм и состоит из этих двух пластов — рассказа о дружбе Джеймса Барри с семьёй Льюис-Дэвисов (со всеми трудностями, нелепицами и настоящими трагедиями, которые лежали на пути этой дружбы), в которых он нашёл отражение собственных грёз, и непосредственно авторской версии режиссёра Форстера по поводу того, как была написана история Питера Пэна. Вживую перед нами предстаёт четвероногая няня, капитан Крюк, мама-Вэнди, другие персонажи из сказки о Небыляндии. Разве что тикающий крокодил остаётся лишь символом времени, неумолимого, догоняющего нас несмотря ни на что, способного проглотить нас живьём. Воплощением его в жизни Джеймса Барри стала болезнь матери мальчиков Сильвии.
Пересечение двух миров — придуманного и реального — стало задачей, более важной, нежели воспроизведение каких-то хронологических событий судьбы драматурга. Даже знаменитый викторианский стиль оказывается скорее сказочно-приключенческим, каким мы его помним в отечественном сериале о Шерлоке Холмсе, нежели реальным миром грязного закопченного Лондона. Неудивительно, что мы встречаем в титрах промелькнувшего на экране сэра Артура Конан-Дойля. Это было обобщённое время и место написания трёх главных детских книг всех времён. Должно было пройти немало времени, чтобы на этом пьедестале появились другие фигуры. Вот отражением той сказки с пенсами и шиллингами, масляной обёрточной бумагой, нижними юбками, обращением «юная леди» и чопорными нянями и стал, в числе прочего, «Питер Пэн». Что, несомненно, великолепно удалось показать режиссёру. Главные киносказочники современности Тим Бёртон, Чарли Кауфман и Майкл Гондри снимают шляпы перед Марком Форстером, понимая, что на этой вершине им всё же придётся потесниться.
Другое несомненное достижение фильма — Джонни Депп в главной роли. Даже изображая в играх с мальчиками пирата Крюка, он остаётся полной противоположностью Джека Воробья. Со скупым на эмоции лицом он разыгрывает перед нами такие эмоциональные коллизии, что невольно вспоминаешь Роберта Патрика в его главной роли. Другое дело, что жанр жизнеописательной драмы даёт актёру куда как большие возможности для воплощения образа. В этом деле ему заметно помогают Кейт Уинслет (стремительно возвращающая себе славу сильной, талантливой актрисы после «Вечного сияния») и юные актёры, играющие мальчиков, особенно Фредди Хаймор, замечательно вошедший в образ Питера-не-Пэна, мальчика, который хотел побыстрее стать взрослым.
Всё это, плюс замечательный сценарий, исполненный антипафосным, житейским настроением, живыми диалогами, искренними эмоциями, и сделали фильм тем, чем он оказался — обласканным кинокритикой и вниманием номинационных комиссий художественным полотном, попавшим в самые представительные зрительские рейтинги, что для фильма с мягко говоря нешироким прокатом и скромным бюджетом — само по себе достижение невероятное. Питер Пэн возникает перед нами сначала отдельными штрихами — танцующим медведем, пением птиц в чопорной викторианской спальне, запуском воздушного змея — а потом и крупными мазками — перед нами в ряд проходят претенденты на звание прообраза Летающего Мальчика от Питера Льюис-Дэвиса до самого сэра Джеймса Мэттью Барри, оживившего страну-фантазию для детей всего мира, подарившего нам, взрослым, сказку о том, что сказки не умирают, оставаясь в нас самих. Навсегда.
Любите кино, а дадут ли ему Оскаров и сколько, это уже совсем неважно.
«Марс» — дебютная режиссёрская работа Анны Меликян в большом кино. Здоровой сумасшедшинкой веяло от одного лишь названия вкупе с заявленной канвой сюжета (главный герой попадает в городок, где все жители работают на фабрике мягких игрушек) и прилагавшейся к этому фотографией Гоши Куценко с типично-философским выражением лица, отягощённым мучительной озабоченностью типа «где я?» и «что я здесь делаю?». Через Гошино плечо смотрел огромный плюшевый слон, казавшийся хозяином положения
Зал дружно хохочет в течение всего фильма — и над незамутненной писательницей Бобби Марковец, то увенчивающей себя развесистыми оленьими рогами, то получающей совет «найми себе домохозяйку без комплексов», и над пребывающей в состоянии нервного стресса взъерошенной и отмороженной Джоанной Эберхард (Николь Кидман), ещё вчера телезвездой, с особым цинизмом на людской слабости строившей свои успешные телешоу, и над другими участниками этой очень жизненной, несмотря на свою явственную театральность, постановки
Впервые, быть может, после «Человека на луне», Джим Керри получил возможность играть, не кривляясь, играть во всю мощь своего таланта — излучать добродушие в по-догмовски незакреплённую камеру, тушеваться перед ней человеком, к которому зритель залез в самую душу, смеяться и плакать чему-то своему, словно и не имеющему отношения к режиссёру с оператором. Кейт же Уинслет наконец-то сыграла свою роль — роль не очень красивой, легкомысленной девахи, живущей в странном мире, постоянно перекрашивающейся то в рыжий, то в синий цвет
Зачем берутся переснимать матёрую классику? Ответ на этот вопрос может быть разным — хочется сказать что-то новое, реанимировать любимый с детства сюжет, хочется припасть к первоисточнику, просто славы, наконец, дешёвой или нет, это уж как получится. Что там на самом деле творится в голове у соискателя искомой славы, кто его знает. Но можем ли мы, зрители, сами для себя определить, что такого ценного мы хотим извлечь из кинопросмотра, направляясь на очередной сеанс? Наверное, можем.
Что-то странное творится в таком выдающемся жанровом кино как кинокомиксы. Они отчего-то повадились проваливаться в прокате. Либо что-то творится со зрительскими пристрастиями (тогда почему Сэм Раими со своим пачучком продолжает рвать кассу?), либо что-то не ладно в консерватории. Рецепты известны, но так ли просто ими воспользоваться? Рассмотрим только что дошедший до наших весей кинопродукт, дабы мне не быть голословным.
Фильм представляет собой эдакую смесь Шьямалана с Дэвидом Линчем. Совы не то чем они кажутся, знаки оставили не те, кто ты думаешь. Подозреваемыми последовательно становятся все, включая форменную мистику. В каждом шкафу оказывается целая гора скелетов. Ужас пустых лесов и маленьких американских городков, где шериф — царь и бог, но и он не остаётся вне подозрений, а ну как у него в кладовке вязанками раскачиваются высушенные головы его случайных жертв? В таком коктейле недолго и потеряться.
Российский зритель посещает фильм с заметной активностью — в многозальных мультиплексах картина идет в больших залах, и наполняемость залов выше обыкновенного. Однако пиар и взращенные на нем зрительские ожидания нацелены тут скорее не на достоинства картины, а на такие простые приманки как актёрский состав и подкорректированное нашим прокатчиком для пущей игривости название. Превратив оригинальное туманное «Ближе» в откровенную «Близость», прокатчик избавил аудиторию от ненужных сомнений
С одной стороны историческая фигура Говарда Хьюза, величайшего авантюриста в истории Голливуда, не может не привлечь для своего жизнеописания автора и режиссёра с самых больших букв, с другой стороны именно Мартин Скорсезе входит в число самых талантливых режиссёров, незаслуженно обделённых статуэткой дядюшки Оскара, так что встреча Мартина и Говарда тут не столько неизбежна, сколько закономерна. Пусть одному будет добрая память, а другому — железяка. Честное слово, не жалко
Господа Паркер и Стоун умудрились упустить возможность снять самый антиполиткорректный фильм современности, разменявшись на мелочи. Одно дело высмеивать поголовное тупоумие больших политиков, другое дело громоздить на экране бесконечные пародии на голливудские киноштампы, каковые пародии давно и без них стали киноштампами вдвойне, бороться с мало кому известными ооновцами, много кому известными пацифистами из числа голливудских звёзд и весёлым толстяком Майклом Муром, которому только того и надо