Марс:Марс: Есть ли жизнь в Конотопе?«Марс», 2004 После явного роста интереса публики к российским фильмам, которые, наконец, начали один за другим выходить во всё более широкий прокат, после растущих бюджетов анонсированных на 2005 год проектов — достойное появление на сцене совсем молодых, доселе не известных в большом кино имен, таких как режиссёр Анна Меликян — вот тот последний штрих, который может позволить говорить о возрождении отечественного кинематографа уверенно и спокойно: есть новые таланты, значит сильнее создаваемое сейчас будущее. «Марс» — дебютная режиссёрская работа недавней выпускницы ВГИКа Анны Меликян в большом кино. Здоровой сумасшедшинкой веяло от одного лишь названия вкупе с заявленной канвой сюжета (главный герой попадает в городок, где все жители работают на фабрике мягких игрушек) и прилагавшейся к этому фотографией Гоши Куценко с типично-философским выражением лица, отягощённым мучительной озабоченностью типа «где я?» и «что я здесь делаю?». Через Гошино плечо смотрел огромный плюшевый слон, казавшийся хозяином положения. Он единственный знал, где они и зачем всё это нужно. Таких впечатлений, которые могли обещать что угодно — от детской сказки до жуткого трэшака — но явно что-то необыкновенное, редакции КиноКадра оказалось достаточно, чтобы авансом заинтересоваться этим фильмом. Забегая вперёд, скажем, что зрелище ожиданий не обмануло. Свежая, дизайнерски выстроенная картинка — будь то неожиданным ракурсом проносящийся поезд (классика, а вот поди ж ты) или собственный символизм автора в виде рассыпающихся по мостовой синих яблок, статуи Ленина, увешанной полотнами полиэтилена, сплошь рыжих девиц в меняющей цвет одежде, изысканно порхающей меж стеллажами книг библиотекарши, копошащейся на мосту брошенной черепахи, пропавшего из чрева плюшевого кота кошелька и — игрушек, игрушек, игрушек, оставляющих сводящее с ума ощущение иного мира, другой планеты. Эти плюшевые звери молчат и только смотрят умными невинными глазами или торчат длинными и большими ушами, но их вездесущее присутствие местами создаёт жутковатое чувство тотального контроля, а местами — философское осознание некоей розовой шизы, накрывшей мир. Городок под соответствующим названием «Мар..с» (прототипом которого послужил известный проезжающим российско-украинскую границу город мягких игрушек Конотоп) живёт своей жизнью, населен презабавнейшими персонажами и кажется иногда сумасшедшим домом. Блистательная маленькая девочка Надя — циничный ребёнок с не по годам развитой предпринимательской жилкой. Вечнобеременная жена гинеколога Вера — слегка потерявшая рассудок дама с глазами не от мира сего, с остервенением переносящая в тетрадку собственные переживания. Прибитая к небу девушка «Коса России». Библиотекарша Грета, прекрасная мечта, явная шаловливая отсылка к манере Ренаты Литвиновой. И с трудом переваривающий весь этот дурдом Гоша Куценко в роли главного героя Бориса. Все персонажи в этом лишь отчасти перечисленном ряду при явной гипертрофированности своих характерных качеств умудряются быть по-настоящему живыми, в чём, несомненно, заслуга замечательно сыгравших актёров и режиссёра, сумевшего настолько естественно построить эту игру. По части сноса крыши у фильма есть нечто общее со стилем работ Кустурицы. Тот же хаос и тот же выразительный идиотизм происходящего, но без цыганщины и без кустурицевского бешеного темперамента, скорее со спокойной, флегматичной даже философичностью. А зная, что Анна Меликян — воспитанница мастерской Сергея Соловьева, можно пытаться утверждать, что уши постмодернизма в комплекте с фирменной такой крезанутостью в её фильме растут именно оттуда, из соловьёвской школы. Но дело в том, что шиза у Меликян получается даже качественнее, чем у Соловьёва. Она у неё естественная, идёт, видимо, из самого нутра, в то время как у Соловьёва — нарочитая, специально выстроенная. Вообще же, работа Анны Меликян, даром что дебютная, обладает своим сложившимся, вполне цельным стилем. По настроению фильм делится на две части. Первая часть откровенно комедийна. Комедийность в ней, столь же естественно, как и всё остальное, произрастает из самой природы происходящего. От общего красноречивейшего идиотизма разворачивающегося на экране действа периодически, в произвольных местах, зрителя настигает истерический смех. Вторая часть, оставляя отдельные комедийные оттенки, раскрывает большие глубины и претендует на некую неизбывность и трагичность. Именно она, казалось бы, призвана раскрыть зрителю истинное авторское послание, ту самую мысль, ради которой затевалось кино, поскольку затевалось оно явно не просто шутки ради. И всё бы хорошо, если бы по каким-то причинам, от неуверенности ли, от желания ли добавить многозначительности, не заигрался автор с ложными финалами и подачей интерпретаций. В результате у замечательно цельного и выразительного фильма получилась довольно мутная и расплывчатая концовка, из-за чего потерялась авторская мысль, и от фильма остаётся ощущение, что автор просто пытался неким образом освежить взгляд на жизнь. По факту произведение Анны Меликян — это фильм-фантазия, самый свободный и, как правило, несмотря ни что, очень романтический жанр. Жанр, в котором дух фантазии живёт всегда, чтобы ни происходило. Красоты и объёмности этой феерии добавляет саундтрек, написанный известным музыкантом-авангардистом Алексеем Айги, которого по слухам, режиссёр вызвала письмом с предложением поучаствовать в картине прямо из знойных песков Багам. В фильме звучит также песня Гоши Куценко «Комета» в исполнении автора. Это первое и весьма впечатляющее представление музыкального творчества актёра широкой публике. В сумме, несмотря на несколько смазанный финал, несмотря на наличие некоторых повисших линий сюжета (как, например, история с украденным кошельком), «Марс» — это приятнейшее открытие, достойное всяческой благодарности автору за полученное удовольствие от знакомства. До встречи в кино!
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/11/14/mars.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|