![]() |
![]() Итоги кинопрокатного года 2008: десятка лидеров и общая кинокассаНовости » Кассовые сборы, 18 декабря 2008, 16:50:11
Настало время подвести итоги прошедшего прокатного года. Отечественный киносезон по традиции отсчитывается от 1 декабря, а потому сейчас можно сделать определённые выводы, насколько изменился за 12 месяцев рынок в целом, и каков в итоге оказался список лидеров. В отличие от предыдущего года, завершившийся сезон был обозначен сразу несколькими абсолютными рекордами российского проката, была установлена новая планка как максимальных сборов, так и числа копий. Некоторые из рекордсменов были ожидаемы, но некоторые стали откровением даже для своих прокатчиков, так что в итоге касса уикенда трижды превышала сумму $20 млн. Благодаря этому и годичная валовая касса отечественного кинопроката выросла на 47% (в прошлом году рост составил 37%), достигнув суммы $830 млн. Этому не помешал ни надвигающийся кризис, ни значительный осенний рывок курса доллара, и в результате, при средней цене билета 6,5 долларов общее число проданных билетов впервые в истории достигло 134 миллионов (рост 16%). Далее мы рассмотрим изменение составляющих этой суммы распределение между отечественным и зарубежным кино, между прокатчиками, а также между блокбастерами и релизами второго плана. До этого традиционно представляем десятку лидеров проката СНГ (в скобках указаны сборы Украины, традиционно обсчитываемые отдельно) за 12 месяцев и в абсолютном зачёте:
Заметим, что за прошедший год десятка лидеров обновилась практически полностью. Из числа приведённых релизов «Адмиралъ» впервые преодолел планку 1100 копий (без учёта украинских рекордных 120 экранов), до этого столько же было с учётом проката СНГ у «Иронии судьбы 2» и ещё 5 фильмов вышли сатурацией 800+, в прошлые годы попросту невозможной. Если же взглянуть на десятку в целом, то картина получается следующая: лидеры заработали в сумме $288 млн (год назад $172 млн, в 2006 $145 млн, а в 2005 году $100 млн), то есть доля лидеров в общей кассе за год выросла с 30 до 35 процентов. В числе топ-10 снова три традиционных отечественных проекта, но общая их сумма $111 млн по сравнению с прошлым годом выросла более чем вдвое благодаря неожиданно мощному старту СЛФ. В общем же зачёте российские проекты собрали $210 млн ($150 млн в прошлом году), из которых больше миллиона собрали 23 фильма (из 136 всех «миллионников»), а больше $100 тыс. 48 проектов, столько же, сколько и год назад то есть рост осуществился только благодаря тройке лидеров, в общем же зачёте доля отечественных проектов в общей кассе даже стала чуть меньше 25% (было 27%). Окупились с заметной прибылью в этом году пять фильмов: ИC2 (пятикратная окупаемость, невероятно), СЛФ (пятикратная окупаемость), «Илья Муромец» (окупаемость в два с половиной раза), «Гитлер капут!» (полтуторакратная окупаемость) и «День радио» (сборы составили чуть больше окупаемости). Из громких блокбастеров не окупился в первую очередь «Адмиралъ» его бюджет требовал сборов не менее $40 млн, но и тут почти достигнут паритет сборов и расходов. Однако по валовым сборам, даже с учётом не выросших по сравнению с прошлым годом вложений в отечественное производство до выхода нашей киноиндустрии из дотационной стадии даже без учёта кризиса было далеко $250 млн затрат в год (с учётом вложений государства, которые составили по разным оценкам до $100 млн за прошедший год) против двух сотен общей кассы. За всю новейшую историю отечественного кинематографа с прибылью вышли всего 20 фильмов из 530. Эта картина и привела в результате к тому, что сейчас, в самый разгар кризиса, на стадии подготовки производства находятся 140 проектов, в активной фазе съёмок 49, фактически готовы к выходу 90 и уже официально заморожено 34. На деле, по некоторым данным, таковых уже больше 80% из числа находящихся в съёмочном периоде и большинство препродакшн-проектов. Явная остановка роста сборов отечественных проектов «второго экрана», как видно, началась безо всякого кризиса, сам же кризис, ввиду и без того убыточности «неблокбастерного» кинопроизводства у нас в стране, уже к лету следующего года может свести российское присутствие в кинопрокате к считанным наименованиям, пусть и претендующим на восьмизначные сборы. Рынок Украины продолжил в 2008 году свой рост в фарватере российского проката (порядка $65 млн годовой кассы). Несмотря на усилия к «декретной» украинизации проката (титрами дублировались даже российские фильмы) и вызванное этим провисание в мае-июне, в целом картина проката практически совпадает с российской, как по долям, так и по сборам, с известным десятикратным коэффициентом. Возвращаясь к картине российского проката, обсудим долю отдельных прокатчиков. Лидером в этом году стал UPI, впервые в истории собрав больше $200 млн или четверть общей кассы. На втором месте «XX век фокс СНГ» (бывш. «Гемини») 19%, далее следуют «Каро» 15%, «Буэно виста Сони пикчерз релизинг» 14%. Замыкают список крупных игроков отечественные «Централ партнершип» 8% и «Парадиз» 5%. Следующий год, помимо тренда на уменьшение числа выходящих фильмов и, видимо, дальнейшего развития моды на выпуск в наш прокат европейских и американских видеорелизов (в основном детских компьютерных мультфильмов второго и третьего экрана и трэш-ужастиков), будет также ознаменован очередной волной передела прав на прокат продукции западных мейджоров. Последовавшая вслед за передачей прав «Каскада» новым прокатчикам попытка «Парамаунта» создать свою прокатную команду после «развода» с UPI не увенчалась успехом, а потому был заключён эксклюзивный договор с ЦПШ, доля которого в новом году таким образом увеличится многократно, ведь в этот пакет входит и продукция анимационного подразделения «Дримворкс», и те несколько проектов, что ещё будут доделываться Спилбергом «на общественных началах» после его ухода и фактически закрытия головного кинопроизводственного офиса «Дримворкс». Новые же работы неназванной ещё студии с индийскими деньгами и Спилбергом во главе достанутся прокатчикам студии «Юнивёрсал», то есть, в нашем случае опять-таки UPI, которая таким образом навёрстывает часть потерь. Ну и, наконец, «Каро» по крайней мере ещё на год будет продолжать управлять богатым пакетом «Уорнер бразерс», которая пока продлила с отечественным прокатчиком свой подошедший к концу контракт, хотя именно работа «Каро», провалившей прокат «Тёмного рыцаря», вызывала в этом году самые серьёзные нарекания, и в лидеры компания выбилась лишь благодаря числу релизов 31 наименование, это лишь чуть меньше ЦПШ, чьё артхаусное подразделение выпускает чуть ли не по фильму в неделю. Итого в грядущем году прогнозируется новый рекорд валовых новогодних сборов (и новый лидер в лице «Обитаемого острова»), окончательно сформируется пул из пяти основных прокатчиков, каждый из которых заберёт от 15 до 20 процентов рынка, остальное достанется игрокам второго плана. Ввиду финансового кризиса гонка числа копий будет принудительно остановлена, так и не достигнув вожделенной цифры в 2000 залов по стране, кинопрокат будет зависеть от того, как поведёт себя зритель в условиях стагнации экономики (негативный прогноз будет означать первые закрытия кинотеатров в новейшей истории, введение же в строй новых мультиплексов уже заморожено), а кинопроизводство будет в значительной степени свёрнуто до лучших времён.
Ссылка на эту новость: http://www.kinokadr.ru/news/2008/12/18/2199.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек. Желательно заполнять все поля, сообщения с пустыми полями попадают в премодерацию.
Новости » 14/03 21:09 Дагестанский исполнитель шансона засудил Михалкова
Киноблог » 25/11/2011 События недели: надо больше хорошего
17/12/2008 Леониду Броневому исполнилось 80 лет
12/12/2008 Объявлены номинанты на «Золотой глобус»
|
![]() |
![]()
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|