Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Ахтунг! Фанатское кино

5 одержимых режиссёров: Нолан, Финчер, Шьямалан, Рёфн и Соррентино

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 9 декабря 2017

5 одержимых режиссёров: Рёфн

Полно режиссёров, которых ни с кем не спутаешь. Снайдер, Вес Андерсон, Тарантино, Дель Торо, Содерберг — у этих людей свой уникальный язык. Но есть режиссёры, у которых есть не только стиль, очевидная личная позиция и твёрдая рука, но и некая тема, проходящая через всю фильмографию. Возможно, даже ненамеренно. И потому творчество их во многом одинаковое, независимо от бюджетов и форматов. Например, Пол Шредер раз за разом переснимает «Таксиста» или Вуди Аллен раз за разом снимает про, мягко говоря, ветреность во всех её проявлениях. Такие люди есть и среди более молодых современных режиссёров, которые ещё только становятся классиками.

Кристофер Нолан

Многие фильмы Нолана-старшего — вольные пересказы одной-единственной истории. Отдельные темы и сценарные идеи переходят у него из работы в работу.

Его титульные герои почти всегда социопаты. Безымянный главный герой «Преследования» — нелюдимый, одинокий неопубликованный писатель, который преследует случайных людей на улице. Гай Пирс из «Мементо» — одинокий, страдающий амнезией, нелюдимый человек, который живёт в отеле и не может ни с кем иметь нормальных отношений, потому что всё забывает. Аль Пачино в «Бессоннице» — уже раздавленный жизнью детектив, который ни во что и никому не верит. Ди Каприо из «Начала» — снова нелюдимый, одинокий человек, который никому не верит и за которым все охотятся. Хью Джекман в «Престиже» — одинокий, нелюдимый фокусник. Фионн Уайтхед, который Томми из «Дюнкерка» — нелюдимый, неразговорчивый солдатик. А Брюс Уэйн вообще классический социопат — в «Бэтмен: Начало» это незаметно, но в «Тёмных рыцарях» изображено во всех красках, хотя в основном в чёрной.

У многих — потерянная семья. Обычно в виде мёртвой жены или подружки. Даже у Бэтмена. Даже у Купера из «Интерстеллара», который во всём остальном чуть более коммуникабельный и открытый человек.

Они все борются против абстракций. Гай Пирс — против своей болезни, Ди Каприо — против идей и подсознания, Пачино — против бессонницы и белого света сквозь окно, Макконахи — против времени, Брюс Уэйн — против хаоса в лице Джокера, Томми — против случайных обстоятельств, на которые никак не может повлиять. Они все лишены дома, земли под ногами, и почти все одержимы стремлением всё это вернуть. Возвращение домой — это тема, на которой Нолан реально зациклен. Он снова и снова снимает крайне эмоциональное кино, где социопат преодолевает невероятные обстоятельства, чтобы попасть туда, где снова будет счастлив. Неудивительно, что в итоге его фанатская база оказалась такой агрессивной. В своё время его фанаты даже травили критиков, которым не понравился «Тёмный рыцарь». Потому что Нолан романтизирует социопатов.

Но что интересно, у этих историй отличаются финалы. Герои не всегда получают то, чего хотели. Или, по крайней мере, не тем образом. У Пачино получается уснуть, только умерев. Примерно так же Ди Каприо получает дом и детей, которые одинаково могут быть что живыми, что иллюзорными — но герою это неважно. Купер и Брюс Уэйн просто отказываются от прежней жизни и начинают сначала в другом месте. А солдат Томми понимает, что вернулся на родину ненадолго и скоро ему снова на фронт.

Дэвид Финчер

Ещё один режиссёр социопатов — вся его фильмография про них, за исключением разве что «Чужого», «Комнаты страха» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Но Финчер смотрит на вещи иначе: для него социопаты — объекты изучения. Его персонажи тоже часто одержимы, но Финчеру интересно не чем они одержимы и как героически добиваются своего, а почему они одержимы, как это влияет на них, их поведение. Потому его фильмы такие персонажные. Для Финчера поступки, манеры, реакции и в конце концов метаморфозы — это самое важное.

Из-за этого многие киноманы долгое время считали «Зодиак» лучшим в его карьере. Там многое сошлось. Это долгое, бескомпромиссное полотно про журналиста, карикатуриста и детектива, для которых разгадка личности маньяка стала смыслом жизни. Одержимость головоломкой делает их заложниками на десятилетия. Она меняет их жизни, а кого-то даже ломает.

Спустя 10 лет Финчер получает возможность копнуть глубже и шире в сериале «Охотник за разумом». Его главный герой, открытый и любознательный, одержим желанием понять, как мыслят убийцы-психопаты, и незаметно сам перенимает у них какие-то качества. Тут логично задуматься, видит ли автор себя в этом персонаже. Ведь Финчер, как известно, контроль-фрик и циник. Его взгляды широко известны: «все люди извращенцы» и «вертел я вас всех».

Искажённые, странные отношения между людьми — тоже его частая тема. Любовный треугольник между Марлой, Тайлером и безымянным героем в «Бойцовском клубе», молодеющий Баттон и его стареющая танцовщица в «Баттоне», жена-психопатка и муж-изменщик в «Исчезнувшей», Блумквист и Саландер в «Девушке с татуировкой дракона». Даже «Социальная сеть» на одном из уровней — это мелодрама про социопата, который создал сервис виртуальной дружбы, чтобы вернуть девушку.

Но есть ещё одна тема, которая ни с чем не связана: Финчеру нравится живописать эпохи. «Зодиак» и «Охотник за разумом» — это в том числе попытки захватить время. В «Баттоне» эти амбиции воплотились как нигде. Возможно, только ради ретроспективы на весь двадцатый век это кино и снималось.

Николас Виндинг Рёфн

У Рёфна большая фильмография, половину которой мало кто видел. Есть Рёфн, открывший Мадса Миккельсена и Тома Харди, но снимавший дёшево, приземлённо, по-европейски, и есть Рёфн, променявший дикое зерно на выхолощенную, голливудскую картинку, снимающий звёздного Киану Ривза в короткой, неважной, неинтересной роли хозяина мотеля, где живёт главная героиня. У первого — быстрый, клиповый монтаж и много текста, у другого — совсем наоборот.

Но всегда было кое-что общее: любовь к насилию и нарциссизм, социопаты и эпатаж. Излишнее насилие появилось ещё в дебютном «Пушере». Там же видна его симпатия к неону, которая со временем разрослась. В «Пушере» есть поразительная сцена, где Мадса Миккельсена избивают в баре почти до смерти. И Рёфн как любой умный режиссёр прекрасно понимал, что такое будет шокировать. Тем более в 96-ом году.

Потом было несколько лет сиквелов и творческих поисков, пока Рёфн не сделал «Бронсона» — во многом театральную криминальную комедию о человеке, который просто сильно любил драться, и потому провел за решёткой почти всю жизнь. Картина очень броская и явно вдохновлённая «Заводным апельсином» — фильмом, отчасти тоже исследующим природу насилия. Киношный Бронсон — нарцисс и любитель насилия. Он дерётся, чтобы драться. Это весело. Так он чувствует себя живым. А ещё Бронсон обожает внимание. Однажды понимаешь, что смотреть кино как биографию не совсем правильно — слишком похож портрет Бронсона на того Рёфна, которого мы знаем.

Дальше его фильмы во многом одинаковые — форма преобладает над содержанием. Есть очень похожие друг на друга, поэтические «Викинг» и «Только бог простит». В них почти отсутствует сюжет, и за него работают красивая картинка, атмосферный звук, харизма молчаливых актёров и жестокие драки. Оба фильма — про богов и воинов. Снятый между ними «Драйв» немного отличается, хотя тоже про молчаливого воина. В нём нет мифологии, но есть мелодрама, более привычные локации и флирт с модными 80-ми, и во многом поэтому кино получилось таким успешным. Сейчас очевидно, что «Драйв» был компромиссной работой.

Чего не сказать про «Неоновый демон» — фильм, который прекрасно иллюстрирует, что делает слава с нарциссами. Никогда ещё Рёфн не выпендривался так сильно, как здесь. Форма победила. Эпатаж заменил сценарий. Модели-соципатки-каннибалки мылись в кровавом душе под неоновым светом и принимали ванны из лунного света, пока кровь из вагины заливала пол.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2017/12/09/directors.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Почётные награды американской Киноакадемии


Почётные награды американской Киноакадемии

Надежда ЗАВАРОВА

Вручение Оскаров — лучший повод для возвращения в эфир нашей архивно-познавательной рубрики. 86-я оскаровская церемония состоится в Лос-Анджелесе сегодня. Совсем скоро киноакадемия назовёт имена победителей. Чтобы скрасить часы ожидания, вспомним, что некоторых триумфаторов мы можем назвать уже сейчас. В данном материале мы расскажем о различных специальных или просто необычных наградах Киноакадемии и, конечно, о людях, в честь которых они были названы или которым были вручены.






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама