Параллельный монтаж: магия практической киномании28 декабря исполняется 120 лет со дня первого киносеанса, когда мир празднует день рождения кино. В честь юбилея «Кинокадр» провёл исследование, как современные режиссёры знакомят массового зрителя с историей кино посредством цитат и отсылок в собственных фильмах, из которых появляется их собственная практическая киномания. «У меня есть десять заповедей. Первые девять: не будь скучным. Десятая оставляй за собой право финального монтажа». Именно эти слова Билли Уайлдера приходят на ум в день рождения кино, ведь уже 120 лет синематографу удаётся жить согласно этим заветам. По крайней мере, уж точно за ним остаётся право финального монтажа наших иллюзий и приключений, к которым мы открыто и втайне стремимся. Прежде можно было говорить о том, что кино вошло в нашу жизнь, в каждую мимолётную минуту досуга, во все бесконечные часы повседневности. Но сегодня становится очевидным: это мы вошли в жизнь кино, превратив его в собственную реализованную мечту о том, чтобы всё эфемерное, ускользающее и такое желанное вдруг стало осязаемым и превратилось в образы, готовые в любой момент сыграть в покер с нашим воображением. Двадцать лет назад в своей знаменитой статье «Век кино» Сьюзан Зонтаг писала: «Если синефилия мертва, тогда фильмы мертвы тоже… неважно, сколько фильмов, пусть даже прекрасных, будет ещё снято. Но если кинематограф и может возродиться, то только через рождение новой любви к кино». И вот в 2015-м любовь к кино всё-таки обрела новую форму причудливую, возможно, совсем не такую, какую хотелось бы видеть Зонтаг, но всё же её определённо будет достаточно для того, чтобы кинематограф жил, будучи уверенным не только в своём славном прошлом, но и в весьма интригующем будущем. Назовём её практической киноманией. Это удел режиссёров, которые, снимая собственные картины, всегда испытывают влияние фильмов, однажды завоевавших их сердце, сформировавших их вкус и авторский стиль. По сути, практическая киномания существовала всегда, но сегодня изменилось её значение, многократно увеличилось её влияние на зрителей. В наш век не движущихся, но бегущих по лезвию продюсерской бритвы картинок, когда зритель, как и прежде, жаждет зрелищ, но мало что смотрит и читает, а в сторону классики чаще всего смотрит со скукой и опаской, бесценными становятся моменты, когда режиссёры в собственных работах делятся кинематографическими пристрастиями с публикой. Фактически, это единственное, что объединяет массовую аудиторию с классическими фильмами, единственное, что может воспитать в современном зрителе привычку смотреть кино, чувствуя выразительность и красоту чёрно-белого кадра, понимая особенности киноязыка. При этом массовая публика XXI века всё чаще жаждет оказаться на месте первых зрителей знаменитых фильмов; хочет ощутить воодушевление, которое охватывает тебя при встрече с чем-то поистине впечатляющим. Вот тут-то, как чёрт из волшебной табакерки, появляется Джей Джей Абрамс со своей многомиллионной «Зитой и Гитой» седьмым эпизодом, который, как две капли воды, похож на фильм Лукаса 1977 года. И новые зрители узнают, посмотрев картину, не столько о вселенной «Звёздных войн» и судьбе героев, сколько о том, каким был первоисточник фантастической сказки. Джей Джей открыто, опираясь лишь на помощь бюджета и спецэффектов, занимается популяризацией классики жанра. Зрители пришли в кинотеатр посмотреть новый фильм, а им в обёртке увлекательного, звучащего всеми инструментами симфонического оркестра Джона Уильямса развлечения подали практически лекцию по истории кино: в 3D, с Харрисоном Фордом и галактикой. И сделали это так ловко, чтобы миллионам зрителей и в голову не пришло, что перед ними не просто зрелище, а занимательное киноведение синефила, взглянувшего в глазок камеры. К счастью для публики, таких практикующих киноманов в мире современного кино предостаточно. И все они разные. Есть Мартин Скорсезе. Он всегда готов поделиться со зрителем своими любимыми фильмами. Предположим: вы никогда не видели, как рыбаки в «Стромболи» отправляются в море в надежде вернуться с хорошим уловом; не слышали ласковой настойчивости волн в кадре Росселлини… Не беда. Скорсезе покажет вам буйство стихии в «Острове проклятых», где в шорохе ветра и шуме разбивающихся о камни волн, оживает и обретает голос природа именно такая, какой снимали и видели её неореалисты: обладающая необузданной силой, одинаково выразительная и в покое, и в смятении. Скорсезе удаётся полностью передать зрителю ощущение от неореалистического фильма, при этом сюжет «Острова проклятых», сумасшествие героя, его видения, как и положено в голливудской драме, выполняет функцию увлекательного нарратива. Бывает Скорсезе и более прямолинейным. Как, например, в «Хранителе времени» приключенческом 3D-оммаже Жоржу Мельесу. Здесь Мартин открыто выступает в роли сказочника-популяризатора. Благодаря картине, число наших современников, узнавших об одном из самых изобретательных и влюблённых в своё дело и фантазию пионеров кинематографа, увеличилось в сотни раз. Перед показом своих лент скорсезовский Мельес приглашает публику разделить с ним мечты, зрители с радостью соглашаются и, неожиданно для себя, очаровываются первыми немыми фильмами и удивлённо ахают, когда ракета протыкает глаз луне.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/12/28/kinomania.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|