Пропущенные фильмы: «Стокер», «Примесь», «По ту сторону чёрной радуги»начало статьи » окончание
Посреди августовского межсезонья, когда смотреть нечего или почти нечего, самое время обратиться к пропущенным фильмам — забытым нашим прокатчиком, или выпущенным у нас сразу на видео, или никогда на глаза оным прокатчикам даже не попадавшимся, в последнем сезоне таких было преизрядно. Сегодня мы решили сконцентрироваться на необычном подвиде фильмов, не достигших или никогда не стремившихся к широкой аудитории, фильмов, стоящих на грани между арт-искусством и кино для себя, фильмов, формально причисляемых к вполне коммерческим жанровым направлениям, но при этом остающихся предельно независимым кино. Сегодня это разнообразные инди-триллеры последних лет, в том числе относящиеся к инди-фантастике или редкой на наших широтах группе независимого британского кино.
Надежда Заварова «Тайный игрок» (“Shadow Dancer”), 2012 ХХ век подарил кинематографу множество трагических сюжетов: войны, геноцид, депортации, политические репрессии, теракты, новые войны. Драматизм кроется в самих событиях, личные трагедии переплетены с судьбами государств: жизнь словно дарит режиссёрам сценарные ходы — кинематографу остаётся только перенести их на большой экран. Деятельность ИРА (Ирландская республиканская армия), жизнь её лидеров, противников, рядовых бойцов и жертв — во всём этом изначально таится много боли, противоречий, искренней веры в свои идеалы и отчаяния от необходимости пойти на слишком большие жертвы ради того, чтобы выжить. Но всего этого мало для фильма, потому что хорошее кино всегда основывается не на реальных событиях — какой бы многообещающей ни была их внутренняя драматургия — а на хорошем сценарии. В «Тайном игроке» есть многое из того, что помогло бы любой картине удержаться на плаву: и сдержанная выразительность отдельных сцен, и болезненная актуальность темы террора в современном мире. Но здесь нет главного — качественного, выписанного сценария, где герои не казались бы манекенами, на которых вдруг решили примерить одежды бойцов ИРА; где история не опиралась бы исключительно на драматические костыли реальных событий; где поиск информатора властей не казался бы какой-то усреднённой схемой, опубликованной в брошюре «Насилие и шпионаж для чайников». Картина Джеймса Марша — фильм, где исторический контекст играет более значительную роль, чем главные персонажи. И несмотря на трагедию семьи главной героини, которая ещё в слогане: «мать, дочь, сестра, шпион», фильм не вызывает ничего, кроме недоумения от столь прагматичной спекуляции авторов на заданную тему. Всё происходящее на экране кажется симулякром драмы. Конечно, на зрителя производит впечатление хладнокровие убийц, которые педантично и спокойно готовятся к убийству и при необходимости откладывают его. Но ни в выражении трагической безысходности на лице мисс Андреа Райзборо, ни в героических потугах Клайва Оуна нет ничего настоящего, наполненного жизнью. Реальность может подарить фильму атмосферу узнаваемой, даже пугающей действительности, но только хороший сценарий способен наполнить всё на экране жизнью и настоящей кинематографической достоверностью, без которых любой фильм — лишь съёмочная смета и список фестивальных наград. Никита Комаров «Студия звукозаписи «Бербериан» (“Berberian Sound Studio”), 2012 Одна завязка «Студии звукозаписи» делает её одним из самых оригинальных жанровых фильмов последних лет — пухлый лысеющий английский звукарь, затравленно оглядываясь, прибывает в итальянскую студию, где выясняет, что вместо привычных документалок о природе будет записывать звуки к жесточайшему мистическому хоррору. И пускай этим бы всё и ограничилось, но дальше всё только идёт по наклонной — продюсер вечно на взводе, режиссёр не столько проводит время в студии, сколько щупает актрис за всякое, те, в свою очередь, скандалят, никто не торопится оплачивать герою перелёт, то и дело отключается электричество, а в наушниках неотступно преследуют крики, хрипы, завывания и смачно лопающиеся овощи. Попробуй не тронуться рассудком. Иной режиссёр развил бы этот сюжет более стандартно, повышая по ходу действия градус безумия и инфернальности и раздавая оммажи джалло-триллерам налево и направо, но амбициозный британец Стрикланд, снимающий свой второй фильм, метит в менее очевидную цель. То, что он снимает, это и не хоррор вовсе — скорее психологический триллер, время от времени разбавляемый чёрным юмором и, если хотите, дублирующий в качестве любовного послания трудягам, придававшим и придающим звучание не только хоррорам, но и кинематографу вообще. Режиссёр отлично знает, как нагнетать обстановку — обрывочными диалогами, повторяющимися шумами, вечно царящим в кадре полумраком (его нарушают только ярко-красные титры фильма внутри фильма, выглядящие ненужным фан-сервисом), отказом выносить действие за пределы тесных, гнетущих, клаустрофобных помещений. В последней трети «Студии» всё это сохраняется, однако Стрикланду уже мало небанального жанрового триллера — несколькими смелыми, не оставляющими пути назад мазками он стремится обратить его в арт-кино, где кинематограф и реальность торжественно сольются воедино. Фильм становится ещё более оригинальным, чем изначально — но вместе с этим и более пафосным, самовлюблённым, ускользающим даже от некоторых из тех зрителей, которые до этого всецело были на его стороне. Ожидаемой точки поставлено уже не будет, катарсис случится в тишине, фильм растворится в самом себе, оставив позади вопросы, на которые уже не слишком интересно будет искать ответы. Гоша Берлинский «По ту сторону чёрной радуги» (“Beyond of the Black Rainbow”), 2010 Косматосу, киноману с колыбели, удалось невероятное (даже Шейн Кэррут не смог так с первой попытки) — собрать команду лузеров и на копейки снять кино настолько экстремальное и талантливое, что в среде киноманов его моментально поставили в один ряд с «Космической одиссеей 2001», а в массы он так и не вышел и не выйдет никогда. Среднестатистический зритель с матом закончит просмотр уже на второй минуте. Собственно, и до киноманов фильм добирался с трудом: до интернета, которым они в основном живут, он дошел с задержкой в полтора года, пока Косматос возил его по местечковым фестивалям. Но автор был к этому явно готов, и снимал в первую очередь для себя, ностальгирующего по фантастике и хоррорам 70-80-х и по эпохе VHS, снимал будто в последний раз, вылизывая каждый кадр, накладывая поверх сотню фильтров и продумывая все нюансы. Ему не было особого дела до самой истории — он даже вырезал некоторые объяснения — это не высказывание или исследование человеческой натуры, «За чёрной радугой» в первую очередь, это атмосфера, стилизация, исключительно саспенс в духе лучших работ Кроненберга, Линча и того же Кубрика. Косматос создаёт стерильную белую камеру, где по одну сторону — напуганная, молчаливая, милейшая девушка, а по другую — хладнокровный, внимательный наблюдатель с садистскими наклонностями. Долгое время неясно, почему всё так. Тьма длинных пауз, нервозности и психодела, много любования кадром, претенциозных планов и ходьбы по коридору под тяжёлую музыку синтезатора. Вопросы к происходящему множатся, немногочисленные ответы только порождают дополнительные вопросы, но это второстепенное — важен процесс, погружение в гипнотический кошмар, в леденящую неопределенность и мрак, который только сгущается. «Транс», — как выразился сам режиссёр, отсюда и такой медленный темп у фильма. Пожалуй, лишь одну оплошность совершил Косматос — в кульминационный момент, когда, взвинченный, ждёшь сильную развязку, он, явно зашедший в тупик, выпускает бога из машины и моментально — пусть и красиво — закругляется. Не так должен заканчиваться один из самых мощных фильмов последних лет. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/08/10/lostfilms.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Voot
Большое спасибо за наводку на «По ту сторону чёрной радуги»! Очень качественный артхаус.
"Студия звукозаписи" лежит на винте, ждет заветного часа:)
"Вам звонок" не понравился или, возможно... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|