![]() |
![]()
Пропущенные фильмы: «Стокер», «Примесь», «По ту сторону чёрной радуги»начало статьи » окончание
Посреди августовского межсезонья, когда смотреть нечего или почти нечего, самое время обратиться к пропущенным фильмам — забытым нашим прокатчиком, или выпущенным у нас сразу на видео, или никогда на глаза оным прокатчикам даже не попадавшимся, в последнем сезоне таких было преизрядно. Сегодня мы решили сконцентрироваться на необычном подвиде фильмов, не достигших или никогда не стремившихся к широкой аудитории, фильмов, стоящих на грани между арт-искусством и кино для себя, фильмов, формально причисляемых к вполне коммерческим жанровым направлениям, но при этом остающихся предельно независимым кино. Сегодня это разнообразные инди-триллеры последних лет, в том числе относящиеся к инди-фантастике или редкой на наших широтах группе независимого британского кино.
Надежда Заварова ![]() «Тайный игрок» (“Shadow Dancer”), 2012 ХХ век подарил кинематографу множество трагических сюжетов: войны, геноцид, депортации, политические репрессии, теракты, новые войны. Драматизм кроется в самих событиях, личные трагедии переплетены с судьбами государств: жизнь словно дарит режиссёрам сценарные ходы — кинематографу остаётся только перенести их на большой экран. Деятельность ИРА (Ирландская республиканская армия), жизнь её лидеров, противников, рядовых бойцов и жертв — во всём этом изначально таится много боли, противоречий, искренней веры в свои идеалы и отчаяния от необходимости пойти на слишком большие жертвы ради того, чтобы выжить. Но всего этого мало для фильма, потому что хорошее кино всегда основывается не на реальных событиях — какой бы многообещающей ни была их внутренняя драматургия — а на хорошем сценарии. В «Тайном игроке» есть многое из того, что помогло бы любой картине удержаться на плаву: и сдержанная выразительность отдельных сцен, и болезненная актуальность темы террора в современном мире. Но здесь нет главного — качественного, выписанного сценария, где герои не казались бы манекенами, на которых вдруг решили примерить одежды бойцов ИРА; где история не опиралась бы исключительно на драматические костыли реальных событий; где поиск информатора властей не казался бы какой-то усреднённой схемой, опубликованной в брошюре «Насилие и шпионаж для чайников». Картина Джеймса Марша — фильм, где исторический контекст играет более значительную роль, чем главные персонажи. И несмотря на трагедию семьи главной героини, которая ещё в слогане: «мать, дочь, сестра, шпион», фильм не вызывает ничего, кроме недоумения от столь прагматичной спекуляции авторов на заданную тему. Всё происходящее на экране кажется симулякром драмы. Конечно, на зрителя производит впечатление хладнокровие убийц, которые педантично и спокойно готовятся к убийству и при необходимости откладывают его. Но ни в выражении трагической безысходности на лице мисс Андреа Райзборо, ни в героических потугах Клайва Оуна нет ничего настоящего, наполненного жизнью. Реальность может подарить фильму атмосферу узнаваемой, даже пугающей действительности, но только хороший сценарий способен наполнить всё на экране жизнью и настоящей кинематографической достоверностью, без которых любой фильм — лишь съёмочная смета и список фестивальных наград. Никита Комаров ![]() «Студия звукозаписи «Бербериан» (“Berberian Sound Studio”), 2012 Одна завязка «Студии звукозаписи» делает её одним из самых оригинальных жанровых фильмов последних лет — пухлый лысеющий английский звукарь, затравленно оглядываясь, прибывает в итальянскую студию, где выясняет, что вместо привычных документалок о природе будет записывать звуки к жесточайшему мистическому хоррору. И пускай этим бы всё и ограничилось, но дальше всё только идёт по наклонной — продюсер вечно на взводе, режиссёр не столько проводит время в студии, сколько щупает актрис за всякое, те, в свою очередь, скандалят, никто не торопится оплачивать герою перелёт, то и дело отключается электричество, а в наушниках неотступно преследуют крики, хрипы, завывания и смачно лопающиеся овощи. Попробуй не тронуться рассудком. Иной режиссёр развил бы этот сюжет более стандартно, повышая по ходу действия градус безумия и инфернальности и раздавая оммажи джалло-триллерам налево и направо, но амбициозный британец Стрикланд, снимающий свой второй фильм, метит в менее очевидную цель. То, что он снимает, это и не хоррор вовсе — скорее психологический триллер, время от времени разбавляемый чёрным юмором и, если хотите, дублирующий в качестве любовного послания трудягам, придававшим и придающим звучание не только хоррорам, но и кинематографу вообще. Режиссёр отлично знает, как нагнетать обстановку — обрывочными диалогами, повторяющимися шумами, вечно царящим в кадре полумраком (его нарушают только ярко-красные титры фильма внутри фильма, выглядящие ненужным фан-сервисом), отказом выносить действие за пределы тесных, гнетущих, клаустрофобных помещений. В последней трети «Студии» всё это сохраняется, однако Стрикланду уже мало небанального жанрового триллера — несколькими смелыми, не оставляющими пути назад мазками он стремится обратить его в арт-кино, где кинематограф и реальность торжественно сольются воедино. Фильм становится ещё более оригинальным, чем изначально — но вместе с этим и более пафосным, самовлюблённым, ускользающим даже от некоторых из тех зрителей, которые до этого всецело были на его стороне. Ожидаемой точки поставлено уже не будет, катарсис случится в тишине, фильм растворится в самом себе, оставив позади вопросы, на которые уже не слишком интересно будет искать ответы. Гоша Берлинский ![]() «По ту сторону чёрной радуги» (“Beyond of the Black Rainbow”), 2010 Косматосу, киноману с колыбели, удалось невероятное (даже Шейн Кэррут не смог так с первой попытки) — собрать команду лузеров и на копейки снять кино настолько экстремальное и талантливое, что в среде киноманов его моментально поставили в один ряд с «Космической одиссеей 2001», а в массы он так и не вышел и не выйдет никогда. Среднестатистический зритель с матом закончит просмотр уже на второй минуте. Собственно, и до киноманов фильм добирался с трудом: до интернета, которым они в основном живут, он дошел с задержкой в полтора года, пока Косматос возил его по местечковым фестивалям. Но автор был к этому явно готов, и снимал в первую очередь для себя, ностальгирующего по фантастике и хоррорам 70-80-х и по эпохе VHS, снимал будто в последний раз, вылизывая каждый кадр, накладывая поверх сотню фильтров и продумывая все нюансы. Ему не было особого дела до самой истории — он даже вырезал некоторые объяснения — это не высказывание или исследование человеческой натуры, «За чёрной радугой» в первую очередь, это атмосфера, стилизация, исключительно саспенс в духе лучших работ Кроненберга, Линча и того же Кубрика. Косматос создаёт стерильную белую камеру, где по одну сторону — напуганная, молчаливая, милейшая девушка, а по другую — хладнокровный, внимательный наблюдатель с садистскими наклонностями. Долгое время неясно, почему всё так. Тьма длинных пауз, нервозности и психодела, много любования кадром, претенциозных планов и ходьбы по коридору под тяжёлую музыку синтезатора. Вопросы к происходящему множатся, немногочисленные ответы только порождают дополнительные вопросы, но это второстепенное — важен процесс, погружение в гипнотический кошмар, в леденящую неопределенность и мрак, который только сгущается. «Транс», — как выразился сам режиссёр, отсюда и такой медленный темп у фильма. Пожалуй, лишь одну оплошность совершил Косматос — в кульминационный момент, когда, взвинченный, ждёшь сильную развязку, он, явно зашедший в тупик, выпускает бога из машины и моментально — пусть и красиво — закругляется. Не так должен заканчиваться один из самых мощных фильмов последних лет. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/08/10/lostfilms.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Voot
Большое спасибо за наводку на «По ту сторону чёрной радуги»! Очень качественный артхаус.
"Студия звукозаписи" лежит на винте, ждет заветного часа:)
"Вам звонок" не понравился или, возможно... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|