Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Выбор редакции: маст си

Пропущенные фильмы: «Стокер», «Примесь», «По ту сторону чёрной радуги»

редакция Кинокадра, 10 августа 2013
начало статьи » окончание

Посреди августовского межсезонья, когда смотреть нечего или почти нечего, самое время обратиться к пропущенным фильмам — забытым нашим прокатчиком, или выпущенным у нас сразу на видео, или никогда на глаза оным прокатчикам даже не попадавшимся, в последнем сезоне таких было преизрядно. Сегодня мы решили сконцентрироваться на необычном подвиде фильмов, не достигших или никогда не стремившихся к широкой аудитории, фильмов, стоящих на грани между арт-искусством и кино для себя, фильмов, формально причисляемых к вполне коммерческим жанровым направлениям, но при этом остающихся предельно независимым кино. Сегодня это разнообразные инди-триллеры последних лет, в том числе относящиеся к инди-фантастике или редкой на наших широтах группе независимого британского кино.

Читайте в этом обзоре:
«Стокер»
«Примесь»
«Эксперимент «Повиновение»
«Тайный игрок»
«Студия звукозаписи «Бербериан»
«По ту сторону чёрной радуги»



В поисках драмы

Надежда Заварова

Тайный игрок

«Тайный игрок» (“Shadow Dancer”), 2012
Режиссёр: Джеймс Марш
Сценарий: Том Брэдби
В ролях: Клайв Оуэн, Андреа Райзборо

ХХ век подарил кинематографу множество трагических сюжетов: войны, геноцид, депортации, политические репрессии, теракты, новые войны. Драматизм кроется в самих событиях, личные трагедии переплетены с судьбами государств: жизнь словно дарит режиссёрам сценарные ходы — кинематографу остаётся только перенести их на большой экран. Деятельность ИРА (Ирландская республиканская армия), жизнь её лидеров, противников, рядовых бойцов и жертв — во всём этом изначально таится много боли, противоречий, искренней веры в свои идеалы и отчаяния от необходимости пойти на слишком большие жертвы ради того, чтобы выжить. Но всего этого мало для фильма, потому что хорошее кино всегда основывается не на реальных событиях — какой бы многообещающей ни была их внутренняя драматургия — а на хорошем сценарии.

В «Тайном игроке» есть многое из того, что помогло бы любой картине удержаться на плаву: и сдержанная выразительность отдельных сцен, и болезненная актуальность темы террора в современном мире. Но здесь нет главного — качественного, выписанного сценария, где герои не казались бы манекенами, на которых вдруг решили примерить одежды бойцов ИРА; где история не опиралась бы исключительно на драматические костыли реальных событий; где поиск информатора властей не казался бы какой-то усреднённой схемой, опубликованной в брошюре «Насилие и шпионаж для чайников».

Картина Джеймса Марша — фильм, где исторический контекст играет более значительную роль, чем главные персонажи. И несмотря на трагедию семьи главной героини, которая ещё в слогане: «мать, дочь, сестра, шпион», фильм не вызывает ничего, кроме недоумения от столь прагматичной спекуляции авторов на заданную тему. Всё происходящее на экране кажется симулякром драмы. Конечно, на зрителя производит впечатление хладнокровие убийц, которые педантично и спокойно готовятся к убийству и при необходимости откладывают его. Но ни в выражении трагической безысходности на лице мисс Андреа Райзборо, ни в героических потугах Клайва Оуна нет ничего настоящего, наполненного жизнью. Реальность может подарить фильму атмосферу узнаваемой, даже пугающей действительности, но только хороший сценарий способен наполнить всё на экране жизнью и настоящей кинематографической достоверностью, без которых любой фильм — лишь съёмочная смета и список фестивальных наград.



Аудиодром

Никита Комаров

Студия звукозаписи «Бербериан»

«Студия звукозаписи «Бербериан» (“Berberian Sound Studio”), 2012
Автор сценария и режиссёр: Питер Стрикланд
В ролях: Тоби Джонс, Козимо Фуско, Антонио Манчино, Тоня Сотиропулу

Одна завязка «Студии звукозаписи» делает её одним из самых оригинальных жанровых фильмов последних лет — пухлый лысеющий английский звукарь, затравленно оглядываясь, прибывает в итальянскую студию, где выясняет, что вместо привычных документалок о природе будет записывать звуки к жесточайшему мистическому хоррору. И пускай этим бы всё и ограничилось, но дальше всё только идёт по наклонной — продюсер вечно на взводе, режиссёр не столько проводит время в студии, сколько щупает актрис за всякое, те, в свою очередь, скандалят, никто не торопится оплачивать герою перелёт, то и дело отключается электричество, а в наушниках неотступно преследуют крики, хрипы, завывания и смачно лопающиеся овощи. Попробуй не тронуться рассудком.

Иной режиссёр развил бы этот сюжет более стандартно, повышая по ходу действия градус безумия и инфернальности и раздавая оммажи джалло-триллерам налево и направо, но амбициозный британец Стрикланд, снимающий свой второй фильм, метит в менее очевидную цель. То, что он снимает, это и не хоррор вовсе — скорее психологический триллер, время от времени разбавляемый чёрным юмором и, если хотите, дублирующий в качестве любовного послания трудягам, придававшим и придающим звучание не только хоррорам, но и кинематографу вообще.

Режиссёр отлично знает, как нагнетать обстановку — обрывочными диалогами, повторяющимися шумами, вечно царящим в кадре полумраком (его нарушают только ярко-красные титры фильма внутри фильма, выглядящие ненужным фан-сервисом), отказом выносить действие за пределы тесных, гнетущих, клаустрофобных помещений. В последней трети «Студии» всё это сохраняется, однако Стрикланду уже мало небанального жанрового триллера — несколькими смелыми, не оставляющими пути назад мазками он стремится обратить его в арт-кино, где кинематограф и реальность торжественно сольются воедино. Фильм становится ещё более оригинальным, чем изначально — но вместе с этим и более пафосным, самовлюблённым, ускользающим даже от некоторых из тех зрителей, которые до этого всецело были на его стороне. Ожидаемой точки поставлено уже не будет, катарсис случится в тишине, фильм растворится в самом себе, оставив позади вопросы, на которые уже не слишком интересно будет искать ответы.



Транс

Гоша Берлинский

По ту сторону чёрной радуги

«По ту сторону чёрной радуги» (“Beyond of the Black Rainbow”), 2010
Автор сценария и режиссёр: Панос Косматос
В ролях: Майкл Роджерс, Ева Борн и другие.

Косматосу, киноману с колыбели, удалось невероятное (даже Шейн Кэррут не смог так с первой попытки) — собрать команду лузеров и на копейки снять кино настолько экстремальное и талантливое, что в среде киноманов его моментально поставили в один ряд с «Космической одиссеей 2001», а в массы он так и не вышел и не выйдет никогда. Среднестатистический зритель с матом закончит просмотр уже на второй минуте.

Собственно, и до киноманов фильм добирался с трудом: до интернета, которым они в основном живут, он дошел с задержкой в полтора года, пока Косматос возил его по местечковым фестивалям.

Но автор был к этому явно готов, и снимал в первую очередь для себя, ностальгирующего по фантастике и хоррорам 70-80-х и по эпохе VHS, снимал будто в последний раз, вылизывая каждый кадр, накладывая поверх сотню фильтров и продумывая все нюансы. Ему не было особого дела до самой истории — он даже вырезал некоторые объяснения — это не высказывание или исследование человеческой натуры, «За чёрной радугой» — в первую очередь, это атмосфера, стилизация, исключительно саспенс в духе лучших работ Кроненберга, Линча и того же Кубрика.

Косматос создаёт стерильную белую камеру, где по одну сторону — напуганная, молчаливая, милейшая девушка, а по другую — хладнокровный, внимательный наблюдатель с садистскими наклонностями. Долгое время неясно, почему всё так. Тьма длинных пауз, нервозности и психодела, много любования кадром, претенциозных планов и ходьбы по коридору под тяжёлую музыку синтезатора. Вопросы к происходящему множатся, немногочисленные ответы только порождают дополнительные вопросы, но это второстепенное — важен процесс, погружение в гипнотический кошмар, в леденящую неопределенность и мрак, который только сгущается. «Транс», — как выразился сам режиссёр, отсюда и такой медленный темп у фильма.

Пожалуй, лишь одну оплошность совершил Косматос — в кульминационный момент, когда, взвинченный, ждёшь сильную развязку, он, явно зашедший в тупик, выпускает бога из машины и моментально — пусть и красиво — закругляется. Не так должен заканчиваться один из самых мощных фильмов последних лет.

начало статьи » окончание

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/08/10/lostfilms.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Voot

Большое спасибо за наводку на «По ту сторону чёрной радуги»! Очень качественный артхаус.

"Студия звукозаписи" лежит на винте, ждет заветного часа:)

"Вам звонок" не понравился или, возможно... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
Пропущенные фильмы: хипстерское инди


Пропущенные фильмы: хипстерское инди

редакция Кинокадра

Завершившийся киносезон был невероятно богат на специфическое «хипстерское» кино — тут много «взрослых детей», кедиков, очков в толстой оправе, и специфического позитивного отношения к жизни, свойственного этой не слишком заморачивающейся, но одновременно очень рефлексивной субкультуре. Это не только молодые режиссёры, и это не только современность, как выяснилось, хипстеры были и 60 лет назад, так что дело тут не в моде, а в востребованности своеобразного нежно-растроганного отношения ко всему.

Отзывы: [1]


Пропущенные фильмы: «Стыд», «Опасный метод», «Дж. Эдгар», «Милый друг» и другие


Пропущенные фильмы: «Стыд», «Опасный метод», «Дж. Эдгар», «Милый друг» и другие

редакция Кинокадра

Весеннее межсезонье по окончании оскаровского забега автоматически становится царством не столько жанровых околоблокбастеров, сколько разнообразного фестивального или независимого кино, в основном прошлогоднего и в массе — крайне узкопрокатного. Их число столь огромно, что объять даже половину в одном обзоре рубрики «Пропущенные фильмы» не представляется возможным. Однако наиболее заметные мы постарались включить в наш текущий обзор.


Оскаровские драмы 2012: «Боевой конь», «Мартовские иды», «Потомки» и другие


Оскаровские драмы 2012: «Боевой конь», «Мартовские иды», «Потомки» и другие

редакция Кинокадра

Текущий сезон вручений бронзовых дядюшек изначально казался сборником тёмных лошадок артхаусно-независимого кино, у всех свои достоинства и недостатки, но ввиду обычного засилья разного рода блокбастеров в основных номинациях казалось, что вот тут-то самая драчка и завяжется. Однако минули недели и месяцы вручения второстепенных наград, и внезапно оказалось, что споров никаких и нет, а есть куча статистов, по большинству же номинаций всё уже понятно. Потому будем писать не о видах на, а о достоинствах.

Отзывы: [1]


Премьеры августа: «Элизиум», «Гадкий я 2» и «Перси Джексон 2»


Премьеры августа: «Элизиум», «Гадкий я 2» и «Перси Джексон 2»

Роман КОРНЕЕВ

Август традиционно прикидывается ещё одним летним месяцем — тут есть свои блокбастеры, но в целом прокат потихоньку замедляется, количество копий у локомотивов бокс-офиса падает, а на последнюю неделю вообще назначена братская могила из десятка мало кому известных имён. Но начало как раз планируется ударным: драма про вампиров, комедийный кинокомикс и странное детское кино про синих человечков. А затем - полтора блокбастера и нишевые фильмы, среди которых, впрочем, есть любопытные.








25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 




Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама