Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Иллюзионист:

Иллюзионист: Обыкновенное чудо

Надежда ЗАВАРОВА, 19 декабря 2010
 
Поставьте фильму оценку!
Иллюзионист

«Иллюзионист» (“L'illusionniste”), 2010
По оригинальному сценарию Жака Тати
Режиссёр и автор сценария: Сильвен Шомэ
Композитор: Сильвен Шомэ
Продюсеры: Салли Шомэ, Боб Ласт
Роли озвучивали: Жан-Клод Донда, Элид Ранкин

У Сильвена Шомэ уже есть имя, собственная студия в Эдинбурге и номинация на «Оскар». Всё это он заработал семь лет назад, когда по миру стремительно пронеслось «Трио из Бельвилля». Фильм покорил зрителей безрассудным бурлеском, эксцентричностью рисунка и образом бодрой бабушки. Шомэ сам написал сценарий, и у него получилась яркая история, где колоритность персонажа подчёркивалась не только его внешним обликом, но и неординарностью поступков. Это определённо была весёлая велосипедная гонка, где дружба помогала делать настоящие чудеса и побеждать тех, кто посмел украсть внука у бесстрашной бабушки со стойкостью крепкого орешка и верными музыкальными подругами.

Когда репутация завоёвана столь удачным дебютом, радость от всеобщего признания сменяется необходимостью взяться за новый проект, и здесь важно сделать правильный выбор. Едва ли хоть один режиссёр публично признается в страхе перед вторым фильмом после успешного старта. Но волнуются все. И семилетний перерыв между картинами у Шомэ свидетельствует о том, что он тщательно выбирал материал и, в конце концов, остановился на, как ему казалось, беспроигрышном варианте — не экранизированном сценарии Жака Тати — французского комического актёра и режиссёра с большой фантазией и русскими корнями. Задумал Шомэ проект ещё до «Трио», но так уж вышло, что «Иллюзионист» — второй фильм и его непременно будут сравнивать с первым. В чью же пользу окажется сравнение?..

Шомэ радует своим авторитарным подходом к кинопроцессу: вот любит он, кроме скромного тотального контроля режиссёра над всем, ещё и лично отвечать за столь важные компоненты картины, как сценарий и музыка. Его партитура к «Иллюзионисту» скромна, камерна, без изысков, но с ярко выраженной мелодичностью, в которой чувствуется лёгкая ностальгия по тому безмятежному времени, когда мелодия была главным украшением музыки. Основная музыкальная тема сродни мелодии старой музыкальной шкатулки, звуки которой неизменно пробуждают воспоминания, воскрешая в памяти яркие картинки из прошлого, к которому относишься с трепетной радостью.

Иллюзионист

В «Трио» Шомэ чувствовал себя абсолютным хозяином положения — и в сценарии, и в кадре у него могло произойти всё, что угодно. Такой творческой свободы в «Иллюзионисте» нет. Конечно, Сильвен адаптировал сценарий Тати для анимационного фильма. Что-то изменил, от чего-то отказался, подарив истории анимационную жизнь, в которой изменчивая форма вместе с действием, которое по сути не останавливается ни на секунду, создают сам мир фильма, где дождь, улицы Эдинбурга, пабы, магазины, автомастерские, суровые шотландские утёсы — всё живёт в атмосфере очарования повседневности, в которую сказка заглядывает лишь потому, что всё это середина XX века — мир, где живут воспоминания многих людей — тех, кто был тогда молод, а теперь рассказал об ушедших днях своим детям и внукам. Для последних же эта эпоха не связана с воспоминаниями о беззаботной юности и интересна лишь как очередной винтажный штрих, приносящий некую сладостную наивность и неторопливость в их сегодняшнюю истерзанную стремительным темпом жизнь.

Фильм Шомэ может служить учебником для молодых аниматоров, стремящихся понять, чем сценарий к анимационному фильму отличается от всех прочих сценариев. У Шомэ действие во главе угла: не ситуация побуждает к действию, а действие формирует ситуацию. Как в сцене с вкручиванием лампочки в пабе: свет зажёгся — все хлопают, радуются, погас — воцаряются тишина и недоумение, вновь зажёгся — веселье возобновляется… Действие выступает движущей силой истории, определяет формальное и пространственное решение кадра, творит атмосферу.

Иллюзионист

Если даже не читать сценарий Шомэ, а лишь покадрово записать увиденное, получится, что в «стенографической» версии сценария будут преобладать глаголы. И в этом сама суть анимационной реальности: в движении, в отсутствии внутренней статики во всём — от городского пейзажа до гостиничного номера, от сцены мюзик-холла до гримёрной фокусника… Всегда бежит кролик, едет машина, кувыркаются акробаты, мигают огни. Действие и движение выражают настроение и характер персонажа. И диалогов в фильме почти нет лишь потому, что всё и так точно и полно выражено действием и движением. Можно вспомнить, что и в художественном кино нередко обходятся без диалогов. Но там всё же больше статики, пауз, и действие чаще всего есть следствием ситуации. В анимации же действие, движение — и причина, и следствие.

Однако это не связано с замедлением или ускорением событий, происходящих на экране. «Иллюзионист», скорее, неспешен. Что же до некоторой скованности Шомэ-режиссёра, связана она с необходимостью следовать сценарию Тати и с тем, что в фильмах Тати он сам был центром вселенной и изюминкой истории. Именно благодаря его присутствию в кадре ситуация обретала эмоциональную и смысловую окраску, становясь то комичной, то грустной. В полнометражной анимации сложно без ущерба фильму замкнуть все линии на одном персонаже — даже если он главный герой и всем своим обликом, характером, поведением напоминает героя Жака Тати. Его эксцентрика и колоритность рискуют уступить место однобокости характера и грустной вялости на грани с медлительностью, потому что в рисованном герое, похожем на Тати, нет индивидуальности живого Тати.

Иллюзионист

В анимации статус и второстепенных персонажей совершенно особый. Чисто анимационная экстравагантность и условность возникают из деталей, мелких подробностей, штрихов, зарисовок, сюжетных скетчей — всего, что создаёт целое в анимационном фильме. Так что важны не только главные герои, которым повезло оказаться в анимационном Зазеркалье и пожить по его правилам, где правят бал асимметрия, утрированность черт и выразительность линий. Поэтому самыми удачными и запоминающимися кажутся в картине Шомэ эпизодические персонажи и сцены, очевидно, придуманные самим Шомэ, а не Тати.

Например, скатывающийся по холму весёлый пьяный шотландец; важный и чрезвычайно маленький портье, наступающий всем на ноги и проходящий через нижнюю половину двери; гуттаперчевые акробаты, ритмично покрикивающие во время сальто; сентиментальный водитель из шотландской глубинки, готовый любого обнять на прощание; поджимающий ушки кролик в печальный для него момент обретения свободы… Чем дальше Шомэ от первоисточника Тати, тем лучше его собственный фильм, тем выразительнее и трогательнее придуманная самим Тати история о немолодом иллюзионисте и юной поклоннице его таланта, искренне верящей в чудеса.

Иллюзионист

В фильме Шомэ чувствуется милое очарование и уют тех рассказов О.Генри, где обычные люди творят друг для друга обыкновенные чудеса, где любовь и забота помогают осуществить самые невероятные мечты. У каждого художника должны быть свои «Дары волхвов». Шомэ не смог полностью освободиться от влияния Тати и его произведения. Возможно, он ошибся, выбирая материал для своего второго фильма. Но любой многолетний замысел, всё-таки реализованный, достоин уважения. И подарки следует принимать с радостью и относиться к ним с благодарностью. А это подарок Сильвена Шомэ зрителям, однажды полюбившим его «Трио из Бельвилля».

Вот такое кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
Алиса в Стране чудес: Не та Алиса


Алиса в Стране чудес:
Не та Алиса

Роман КОРНЕЕВ

Это не кино Бёртона именно в той степени, в какой это кино Линды Вулвертон. Миа же Васиковска стала бы замечательной «нашей Алисой», у неё хватает и пластики, и обаяния, и актёрского таланта, одна проблема — этот секс-символ воинствующего феминизма, вся эта разнузданная «булатность» и финальная креативность — она про что угодно, только не про Льюиса Кэрролла, чья племянница с вовсе не той фамилией была воспитанным викторианским ребёнком, не слышавшим про эмансипацию, пост-модернизм и доктора Фрейда. Отзывы: [88]


Воображариум доктора Парнаса: Ловцы человецех


Воображариум доктора Парнаса:
Ловцы человецех

Роман КОРНЕЕВ

Традиционное для позднего Гиллиама впечатление — о просмотре не жалеешь, и визуальные открытия в фильме есть, и какие-то свежие интонации, и небезынтересные сценарные ходы, а вот в целом фильм оставляет ощущение какой-то тяжеловесной каши, в которой арбуз и свиной хрящик приходится любить одновременно, и люди с такими гастрономическими пристрастиями, наверное, где-то и существуют, но не настолько часто, чтобы прочить фильму успех что в коммерческом прокате, что у эстетствующей публики. Отзывы: [25]


Девять: Плюс адин


«Девять»:
Плюс адин

Роман КОРНЕЕВ

Красиво. Но ничуть не более красиво, чем было в коротком метре, при этом большая часть малобюджетного обаяния куда-то незаметно испарилась, уступив место затяжным механистическим поскакушкам и «объяснялкам». Можно гадать, что послужило тому причиной — то ли Шейн Экер не потянул режиссуру в полном метре, то ли Бекмамбетов на него слишком давил, но в итоге фильм утерял всякую цельность концепта. Всего лишь ещё один малобюджетник, коих миллионы. Пожмём плечами и пойдём дальше. Отзывы: [35]


Вам письмо, Фрэнк Синатра


Вам письмо, Фрэнк Синатра

Надежда ЗАВАРОВА

Это письма, обращённые к Фрэнку Синатре. Их написали разные люди — кто-то был неотъемлемой частью его жизни, на кого-то талант и судьба замечательного певца оказали большое влияние. Каждый из них по-своему поздравляет Фрэнка с днём рождения. Согласно завещанию Синатры, эти письма публикуются только после его 95-летия, которое весь мир отпраздновал 12 декабря сего года. Все письма основаны на реальных событиях, истории — не вымышлены, любое сходство с чем бы то ни было — не случайно.


Хроники Нарнии 3: Покоритель зари: Поспешая к закату


Хроники Нарнии 3: Покоритель зари:
Поспешая к закату

Роман КОРНЕЕВ

И цельности в должной мере добиться не удалось, и антракты на очередной вымученный диалог между приключениями такие огромные, что зритель успевает в процессе успешно выспаться, и заканчивается всё так же внезапно, как и начиналось, зачем всё это было нужно? Загадка. Разве что для того, чтобы поразвлечь почтенную публику моралью о том, что будучи помещённым в шкуру огнедышащего дракона, даже самый распоследний поц поневоле станет героем. Может, на этом всё-таки закончим? Отзывы: [37]


Саундтреки осени: «Легенды ночных стражей», «Мегамозг», «Рапунцель» и другие


Саундтреки осени: «Легенды ночных стражей», «Мегамозг», «Рапунцель» и другие

Роман КОРНЕЕВ, Александр ТВЕРСКОЙ

В прошедшем сезоне почти не было блокбастеров, зато была масса душевного олд-скула, неожиданных дуэтов и вообще случилось много открытий чудных, каковые немедленно были проэкстраполированы во вселенную звуковых дорожек, за которой мы ведём своё ценительское наблюдение уже без малого семь лет. Итак, лучшие саундтреки завершившейся осени в порядке выхода фильмов в российский прокат.


Премьеры декабря: «Трон: Наследие», «Хроники Нарии 3» и три богатыря


Премьеры декабря: «Трон: Наследие», «Хроники Нарии 3» и три богатыря

Роман КОРНЕЕВ

В этом году декабрь — не декабрь. Прокат зияет такими пустотами, что начинает казаться, будто все ушли на фронт. Собственно, отечественный зритель оставлен один на один с парой настоящих заокеанских блокбастеров да парочкой отечественных претендентов на это звание, разной степени нахальности. Все же остальные желающие погреться у финансового костра внезапно перехотели тягаться с Голливудом, благополучно переключив своё внимание на март.


Рапунцель: Запутанная история: Олдскул три ноль


Рапунцель: Запутанная история:
Олдскул три ноль

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Рапунцель, трясущая хаирам во славу фонариков, вместе со строптивым и циничным проводником бежит по зелёным лесам и пещерам, мимо опасной крольчатины и пабов с добряками-разбойниками, взрослеет на ходу, находит себя и погружается в романтику. Триде сидит смирно, аттракцион возникает лишь однажды и шустренько исчезает с горизонта, а каноны остаются — и радуют глаз. Мечты сбываются, принцессы хлопают большими глазами, а лошади летают — без привкуса сахара, выпученности и равнодушия. Отзывы: [35]


Неуправляемый: Три топора


«Неуправляемый»:
Три топора

Олег ДЕНЕЖКА

Безупречный монтаж, и не какая-нибудь вам дёрганая камера, а выставленные с математической точностью планы и панорамы. Живые каскадёрские трюки, о которых мы уже начали забывать, без всех этих мерзко-стерильных компьютеров. И между прочим, скачущий аки молодой олень по крышам вагонов на бешеной скорости самолично Дензел Вашингтон. Он сам выполнял этот трюк. И чертовски живые персонажи, играющие простые жизненные истории, а не вымученные супергеройские страсти. Отзывы: [9]




Иллюзионист:




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама