Иллюзионист:Иллюзионист: Обыкновенное чудо«Иллюзионист» (“L'illusionniste”), 2010 У Сильвена Шомэ уже есть имя, собственная студия в Эдинбурге и номинация на «Оскар». Всё это он заработал семь лет назад, когда по миру стремительно пронеслось «Трио из Бельвилля». Фильм покорил зрителей безрассудным бурлеском, эксцентричностью рисунка и образом бодрой бабушки. Шомэ сам написал сценарий, и у него получилась яркая история, где колоритность персонажа подчёркивалась не только его внешним обликом, но и неординарностью поступков. Это определённо была весёлая велосипедная гонка, где дружба помогала делать настоящие чудеса и побеждать тех, кто посмел украсть внука у бесстрашной бабушки со стойкостью крепкого орешка и верными музыкальными подругами. Когда репутация завоёвана столь удачным дебютом, радость от всеобщего признания сменяется необходимостью взяться за новый проект, и здесь важно сделать правильный выбор. Едва ли хоть один режиссёр публично признается в страхе перед вторым фильмом после успешного старта. Но волнуются все. И семилетний перерыв между картинами у Шомэ свидетельствует о том, что он тщательно выбирал материал и, в конце концов, остановился на, как ему казалось, беспроигрышном варианте — не экранизированном сценарии Жака Тати — французского комического актёра и режиссёра с большой фантазией и русскими корнями. Задумал Шомэ проект ещё до «Трио», но так уж вышло, что «Иллюзионист» — второй фильм и его непременно будут сравнивать с первым. В чью же пользу окажется сравнение?.. Шомэ радует своим авторитарным подходом к кинопроцессу: вот любит он, кроме скромного тотального контроля режиссёра над всем, ещё и лично отвечать за столь важные компоненты картины, как сценарий и музыка. Его партитура к «Иллюзионисту» скромна, камерна, без изысков, но с ярко выраженной мелодичностью, в которой чувствуется лёгкая ностальгия по тому безмятежному времени, когда мелодия была главным украшением музыки. Основная музыкальная тема сродни мелодии старой музыкальной шкатулки, звуки которой неизменно пробуждают воспоминания, воскрешая в памяти яркие картинки из прошлого, к которому относишься с трепетной радостью. В «Трио» Шомэ чувствовал себя абсолютным хозяином положения — и в сценарии, и в кадре у него могло произойти всё, что угодно. Такой творческой свободы в «Иллюзионисте» нет. Конечно, Сильвен адаптировал сценарий Тати для анимационного фильма. Что-то изменил, от чего-то отказался, подарив истории анимационную жизнь, в которой изменчивая форма вместе с действием, которое по сути не останавливается ни на секунду, создают сам мир фильма, где дождь, улицы Эдинбурга, пабы, магазины, автомастерские, суровые шотландские утёсы — всё живёт в атмосфере очарования повседневности, в которую сказка заглядывает лишь потому, что всё это середина XX века — мир, где живут воспоминания многих людей — тех, кто был тогда молод, а теперь рассказал об ушедших днях своим детям и внукам. Для последних же эта эпоха не связана с воспоминаниями о беззаботной юности и интересна лишь как очередной винтажный штрих, приносящий некую сладостную наивность и неторопливость в их сегодняшнюю истерзанную стремительным темпом жизнь. Фильм Шомэ может служить учебником для молодых аниматоров, стремящихся понять, чем сценарий к анимационному фильму отличается от всех прочих сценариев. У Шомэ действие во главе угла: не ситуация побуждает к действию, а действие формирует ситуацию. Как в сцене с вкручиванием лампочки в пабе: свет зажёгся — все хлопают, радуются, погас — воцаряются тишина и недоумение, вновь зажёгся — веселье возобновляется… Действие выступает движущей силой истории, определяет формальное и пространственное решение кадра, творит атмосферу. Если даже не читать сценарий Шомэ, а лишь покадрово записать увиденное, получится, что в «стенографической» версии сценария будут преобладать глаголы. И в этом сама суть анимационной реальности: в движении, в отсутствии внутренней статики во всём — от городского пейзажа до гостиничного номера, от сцены мюзик-холла до гримёрной фокусника… Всегда бежит кролик, едет машина, кувыркаются акробаты, мигают огни. Действие и движение выражают настроение и характер персонажа. И диалогов в фильме почти нет лишь потому, что всё и так точно и полно выражено действием и движением. Можно вспомнить, что и в художественном кино нередко обходятся без диалогов. Но там всё же больше статики, пауз, и действие чаще всего есть следствием ситуации. В анимации же действие, движение — и причина, и следствие. Однако это не связано с замедлением или ускорением событий, происходящих на экране. «Иллюзионист», скорее, неспешен. Что же до некоторой скованности Шомэ-режиссёра, связана она с необходимостью следовать сценарию Тати и с тем, что в фильмах Тати он сам был центром вселенной и изюминкой истории. Именно благодаря его присутствию в кадре ситуация обретала эмоциональную и смысловую окраску, становясь то комичной, то грустной. В полнометражной анимации сложно без ущерба фильму замкнуть все линии на одном персонаже — даже если он главный герой и всем своим обликом, характером, поведением напоминает героя Жака Тати. Его эксцентрика и колоритность рискуют уступить место однобокости характера и грустной вялости на грани с медлительностью, потому что в рисованном герое, похожем на Тати, нет индивидуальности живого Тати. В анимации статус и второстепенных персонажей совершенно особый. Чисто анимационная экстравагантность и условность возникают из деталей, мелких подробностей, штрихов, зарисовок, сюжетных скетчей — всего, что создаёт целое в анимационном фильме. Так что важны не только главные герои, которым повезло оказаться в анимационном Зазеркалье и пожить по его правилам, где правят бал асимметрия, утрированность черт и выразительность линий. Поэтому самыми удачными и запоминающимися кажутся в картине Шомэ эпизодические персонажи и сцены, очевидно, придуманные самим Шомэ, а не Тати. Например, скатывающийся по холму весёлый пьяный шотландец; важный и чрезвычайно маленький портье, наступающий всем на ноги и проходящий через нижнюю половину двери; гуттаперчевые акробаты, ритмично покрикивающие во время сальто; сентиментальный водитель из шотландской глубинки, готовый любого обнять на прощание; поджимающий ушки кролик в печальный для него момент обретения свободы… Чем дальше Шомэ от первоисточника Тати, тем лучше его собственный фильм, тем выразительнее и трогательнее придуманная самим Тати история о немолодом иллюзионисте и юной поклоннице его таланта, искренне верящей в чудеса. В фильме Шомэ чувствуется милое очарование и уют тех рассказов О.Генри, где обычные люди творят друг для друга обыкновенные чудеса, где любовь и забота помогают осуществить самые невероятные мечты. У каждого художника должны быть свои «Дары волхвов». Шомэ не смог полностью освободиться от влияния Тати и его произведения. Возможно, он ошибся, выбирая материал для своего второго фильма. Но любой многолетний замысел, всё-таки реализованный, достоин уважения. И подарки следует принимать с радостью и относиться к ним с благодарностью. А это подарок Сильвена Шомэ зрителям, однажды полюбившим его «Трио из Бельвилля». Вот такое кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/12/19/illusioniste.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-ФАНТАЗИЯ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
Иллюзионист:5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|