Такое впечатление, что на этот проект ссылают замаливать грехи перед кинематографическими божествами. Гэри Грей, выстреливший некогда «Ограблением по-итальянски», но потом снявший за четыре года лишь проходняк «Будь круче». Курт Виммер, некогда окончательно надорвавшийся на «Ультрафиолете» и потому ушедший с головой в криминальные сценарии. Джейми Фокс, сделавший очередной заход в высший дивизион драматических актёров, но получивший в ответ на «Солиста» лишь пшик. И только гордый Джерард Батлер, чёрной молнии подобный, традиционно отдыхает душой в понравившемся проекте, ибо вот уж ему давно можно просто туда ходить, сюда ходить, чтобы стоило потом на это всё идти в кино. Доказательств последнего утверждения мы только в этом году видели немало.
Фильм-идея, фильм-шанс для всех ранее проштрафившихся — вот что такое с самого начала скрывалось за тяжким названием «Законопослушный гражданин». И не то чтобы эта идея была так уж оригинальна (тема «страшной мсти» последнее время так же страшно популярна, особливо у граждан вроде Бессона-продюсера или создателей американских энергичных сериалов), но стоило появиться первому ролику, становилось понятно, как старались, вкладывая в каждый кадр личную энергетику, все участники проекта, и тот самый шанс — для зрителя, для режиссёра, для сценариста — тут же начинал призывно маячить на горизонте, дразня и подбадривая.
Вот вам уверенный в собственной правоте до состояния самовлюблённости помощник окружного прокурора. Вот вам явно непростой «законопослушный гражданин», который раз в жизни дал системе шанс, но система его подвела, потому молитесь, дездемоны. Вот вам парочка мелких урок, оказавшихся слишком не в то время в совсем уже не том месте, только слишком поздно об этом сообразивших. А вот она, Система, с большой буквы, которая и станет вместо Джейми Фокса при всей его самовлюблённости настоящей главной героиней, настоящим противником законопослушного гражданина.
Вот тут постепенно и назревает конфликт. Пока Батлер изливает на нас свои запасы харизмы и красуется в кадре, до дрожи в коленках у иных барышень, режиссёр отчаянно продолжает пихать в главгерои несчастного прокурора, да ещё и настойчиво навязывает нам его внутренний мир и прочие унылые будни. Пока Батлер одним движением брови решительно отметает любые подозрения в собственной неправоте, сценарист так же отчаянно пытается придумать для всего происходящего какую-никакую душеспасительную мораль, да так, чтобы она не показалась чересчур уж крамольной, мол, и систему-то не победишь, и невиновные пострадают, и сам вона как опростоволосишься. Пока Джейми Фокс на голубом глазу до последнего стоит в героической позе правдоборца и белоперчаточника, Система вокруг него откровенно сливает и лишь благодаря известному приёму с белым роялем в кустах вдруг оказывается на белом, но уже коне, пусть и совершенно одноногом.
В итоге мы получаем, что фильм мимо нас прошёл, профит всеми вроде получен, а статус-кво остался на месте. Идея — прекрасная, Батлер — прекрасен, Фокс — ни разу не главный герой, а сценарист и режиссёр хоть и старались изо всех сил, в итоге снова испортили всё, что могли, а ведь в середине фильма уже начинало казаться, что это физически невозможно.
Впрочем, простому зрителю на все эти тонкости и проблемы должно быть глубоко наплевать. Ибо не нужно быть Куртом Виммером, чтобы домыслить самому себе, как ты бы хотел закончить этот фильм, какой финал был бы логичен персонально для тебя. И уже после преспокойно наслаждаться историей мести, которая не сосредоточилась на случайных урках, вполне заслуживающих своей участи, но пошла дальше, нацелившись на Систему, которая, поди ж ты, у них тоже прогнила, хоть и в своём собственном ключе.
Рай превращается в предбанник ада: вокруг раскинулись живописные, но дикие лагуны, горы и озёра, нашпигованные снующими туда-сюда джастмэрридами. И любые из них могут оказаться убийцами. Всё дальнейшее — это безумно красивое путешествие по джунглям гавайских островов в атмосфере всеобщей подозрительности и финальный забег по пляжу с пистолетом наперевес. Дешёвенький детективчик, у которого буква «Б» на лбу выбита, даёт вдруг фору маститым блокбастерам, ибо Дэвид Туи тут — в своей стихии.Отзывы: [13]
Скандалы, интриги, расследования. Маленькие дела и маленькие события перерастают в большие сенсации, первые полосы и головные боли для всех участников дела. Это то, к чему мы давно приучены, что предугадываем и чему не удивляемся. Два часа кучка сценаристов намеренно ведёт нас по предсказуемой дорожке к не менее посредственному финалу, но перед самым финишем хитро подмигивает, ногой с разворота разбивая ваши ожидания. Не без отступнических недомолвок, но… как чертовски ловко!Отзывы: [2]
Когда в руки Рона Ховарда попадает параноидальный текст Дэна Брауна, последний может быть уверен — главным городским сумасшедшим на проекте останется он сам. Режиссёр же будет методично и даже ласково, подобно опытному психиатру, уговаривать пациента не буянить. Вот, смотри, воркует он, всё почти как в книжке. Чтобы показать дэнобрауна в кино, надо самому быть таким же дэнобрауном, с известной дозировкой сумасшествия в глазах и фанатиченым блеском в них же. А иначе какие наши разоблачения.Отзывы: [79]
Десятая по счету неделя Нового британского кино — один из немногих фестивалей, которые не стоит пропускать, если вы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Посмотреть все, конечно, не удалось, но и по слухам в программе не было ни одного фильма, который нельзя смотреть. А еще приезжали режиссеры и артисты и после сеанса спокойно сидели в буфете рядом со зрителями и разговаривали, разговаривали... Это какая-то совсем другая цивилизация, с другим началом, серединой и концом.
Октябрьские развалы, когда при совершенно проходном репертуаре в прокат разом выходило по десятку фильмов, наконец, заканчиваются. Более того, за последние недели прокатчики убрали из прокатных планов добрую половину того, что было заявлено на ближайшие недели, расчистив тем самым прокат ожидаемым ноябрьским релизам. Тем не менее, начало у ноября получилось вполне октябрьским: при относительно безударном репертуаре большое количество премьер.
Сказка ложь, да в ней намёк — всем продюсерам урок. Звёздный кастинг, хорошее финансирование и поддержка студии Дисней — это лишь залог удачного старта проекта, а никак не успешного его завершения. Сказка — это не спецэффект, это магия: чтобы зритель в неё поверил, нужно её сочинить и рассказать, а не сконструировать, напичкав узнаваемыми лицами, традиционными персонажами и пиротехническими чудесами. Оказывается, целлулоидная сказка со спецэффектами, но без сценария и истории — скучна и бессмысленна.Отзывы: [128]
Вообще, никакой это конечно не триллер. Это сказка. Вполне себе детская, потому что довольно тонко отражает внутренний мир подростков, и вполне себе взрослая, потому, что делает это крайне цинично. А цинизм — это, как вы понимаете, не совсем то, что ожидают любители жанрового кино, тем более в области романтичного мистического триллера. Приверженцев чистого жанра просят не беспокоиться. Их ждёт сплошное надувательство и совершенно несерьёзный подход к делу. Хотите ли вы стать вампиром?Отзывы: [18]
Перед нами — два совершенно разных проекта, рассчитанных на совершенно разную аудиторию, но при этом не намешанных, а чётко разделённых на фракции, как торт из разноцветного желе — тут понятые, тут подставные. Всю первую половину которого герои просто сидят на завалинке и починяют примус под смутную рыбацкую фразеологию и вполне явные семейные ценности. Потом, внезапно, наступает послезавтра, со всеми необходимыми атрибутами — смерчами, цунамями, катаклизмами и душеспасительной моралью в конце.Отзывы: [13]
Фильм получился очередным экспериментом, где опробуются немыслимые сочетания жанров, стилей и сценарных ходов, большая часть из которых отовсюду немудряще заимствована, но в заметном количестве действительно оригинальна, особенно — за счёт комбинаций. И зрителю на создателей обижаться абсолютно не за что, историю рассказали, финалом порадовали, некоторыми поворотами повеселили, напугали или впечатлили, на выбор. Хотя можно было обойтись и без дергадантов.Отзывы: [33]