Морпехи:Морпехи: Война и мы«Морпехи» (“Jarhead”), 2005 Режиссёр Сэм Мендес — во многом уникальное явление современного американского «индепендент» кинематографа. Даже среди самых независимых кинематографистов современности чрезвычайно редко встречаются таланты такого масштаба, которые бы при этом не ударялись в политизирование, не становились бы в нарочитые позы и не срывались бы на декламацию. То, что называется «артхаус для толстых» — это в первую очередь контрдвижение назло Голливуду, помутнее картинка, поневнятнее или поистеричнее диалоги, поменьше смысла, побольше конструирования. Сэм Мендес никогда никому себя не противопоставляет, никогда ни с кем не спорит, не упирает на малобюджетность, не воздевает рук и очей горе. Он снимает своё кино, очень лёгкое, но вместе с тем погружённо-медитативное. Он задевает самые больные струны западной цивилизации, ни на секунду не ударяясь в политику. Он ставит вопросы, на которые сам не знает ответа, и позволяет зрителю самому их найти, а не подсовывает готовые клише, как это делают в последнее время Майкл Мур или Трей Паркер с Мэттом Стоуном. Что может быть политизированнее, чем тема войны в Ираке, пусть ещё той, первой войны. Что может быть клишированнее жанра военной саги, настолько уже обросшего классикой и негласными правилами, что выбраться из этих дебрей удаётся лишь самым-самым, которые решают ударить новаторской экшн-съёмкой и кровью-кровью-кровью. У Сэма Мендеса в фильме нет ни грамма политики, ни единого штампа, его единственный убитый в кадре погибает по чистой случайности, его единственная просьба к зрителю — прочувствовать, прожить вместе эти два часа, а потом уже решить для себя самим, что это была за война. Режиссёр рассказывает историю, по очереди предъявляя нам лица своих героев — Своффа, Троя, Сайкса. Лица солдат на войне и вне её. И как всегда у Мендеса, кастинг уже составляет половину успеха, каждый актёр тут выложится на все сто, сыграв самого себя и того парня. Каменное равнодушие тут сменяется взрывной яростью, истерика снова возвращается в лоно полной апатии. Во всём этом нет актёрской рисовки, театральных эмоций и киношных слёз, происходящее на экране — что в учебке, что под нефтяным дождём Кувейта — настолько полно природной, естественной простоты, что кажется, будто за всем этим вовсе нет режиссёра. Но он есть, смотрит, наблюдает. За зрителем. Роль режиссёра в обычном её понимании в «Морпехах», как, опять же, это обычно бывает у Сэма Мендеса, играют оператор и композитор. И опять — точнейшее попадание, представить себе лучших исполнителей своих ролей в этом проекте, чем оператор Роджер Дикинс и композитор Томас Ньюман, по выходе из кинозала просто невозможно. Дело даже не в регалиях, работ из золотой сотни мирового кинематографа у обоих хватает. Дело в точнейшем попадании ракурсов и музыкальных композиций в мир Сэма Мендеса — мир бесконечного монолога в пространство. Увы, нашему зрителю не выдалось возможности оценить лаконичность и красоту оригинального озвучания. Если бы это выражалось только в традиционной филологической нелюбви отечественных надмозгов к крепким выражениям, но самое главное — при переводе потерялся речитатив. Мантра стала бормотанием, грубая солдатская шутка — скабрёзной солдатской шуткой, а слово fuck по традиции превратилось в «о боже мой», в результате чего слоган фильма welcome to The Suck превращается в невнятное «добро пожаловать в дерьмо». Впрочем, выражения лица героя это не изменит, и камеру не сдвинет ни на миллиметр с её идеальной позиции, и отточенная музыкальная палитра фильма останется с нами. Останётся с нами и шорох песка, и потрескивание раскалённого металла, и сиплое дыхание из-под маски химзащиты. И этого уже достаточно, чтобы оценить «Морпехов» по достоинству — горящие нефтяные факелы, рождество в военном лагере посреди пустыни, патрулирование огромной пустынной равнины, на которой нет даже единого врага, первый обстрел, надрывная истерика морпеха-снайпера, которому не позволили сделать его единственный выстрел. Фильм заканчивается с окончанием операции «Буря в пустыне», демобилизация, возвращение, там будет какая-то жизнь, а может, и не будет. Люди, которые были на войне не ради славы, а просто — находясь на службе, по приказу, вдруг понимают, что всё равно, они остались там, они всё ещё в пустыне. И этому веришь без громких слов о долге, чести, гибели ради интересов родины. Просто веришь. Ещё одна судьба солдата, рассказанная честно, достойно, талантливо. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/01/22/jarhead.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ВОЙНА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|