Маленький рыжий мужчина в роговых очках, выступивший когда-то с кинопародией на великую нашу, самую толстую в мире «Войну и мир» (фильм «Любовь и смерть»), ветх телом, но бодр душой. Представленное в Каннах 70-летним Вуди Алленом кино «Матч-пойнт» выглядит удивительно свежо не только на фоне прочих картин режиссера, но свежо вообще. От алленовской фирмЫ в «Матч-пойнте» осталась резковатая манера персонажей без затей выкладывать собственные мысли, но и только. В этот раз Аллен не стал создавать полное авторской рефлексии полотно с собой же в главной роли. Он обратился к популярной в реалистической традиции теме, поставив главного героя перед выбором между сладкой жизнью в высшем обществе и бытом менее блистательным, но с желанной женщиной.
Сюжетом фильм близок «Американской трагедии» Драйзера: в общих чертах воссоздается смысловая канва романа вплоть до момента, когда Клайд Грифитс выползает из ледяных вод озера Большая Выпь, оставив за спиной утопленную им беременную подругу Роберту. Фильм напоминает «Трагедию», но не повторяет ее. И конец он получит другой — «змей Горыныч всех убьет и съест».
Действие фильма разворачивается в богатой семье английских аристократов, живущих в современном нам Лондоне. Главный герой Крис (Рис-Майерс) имеет в семействе явный успех, о чем свидетельствует его статусный рост. Начав инструктором по теннису, он вскоре становится другом Тому (Гуд), сыну благородных родителей и любовником девушки Клои (Мортимер), их дочери. В аутсайдерах же у голубокровых особ ходит девушка Нола (Йоханссон), сексапильная невеста Тома. За импульсивность и своенравие девушку невзлюбила мать Тома и Клои, но мужчины семейства и сам Крис от чаровницы без ума. У Криса и Нолы приключается интрижка, которую оба сохраняют в тайне. Но, в конце концов, связь выльется в смертоубийство, и от подозрений полиции героя спасет лишь счастливый случай.
Игра Скарлетт Йоханссон, безусловно, жемчужина фильма. Девушка, будто созданная для того, чтобы за ней 24 часа в сутки следовала кинокамера, перетягивает на себя одеяло и зрительского, и режиссерского внимания. После исчезновения с экрана героини Йоханссон, кино стремительно добирает последние витки и приходит к развязке.
Философией фильма Вуди Аллен сделал свою «теорию везения». По мнению режиссера, везение возникает на пустом месте, и он считает «ужасной истиной» факт его огромного влияния на жизнь человека. Везение в «Матч-пойнте» подано, как начало недоброе, приведшее к окончательному духовному падению героя. Оно спасло преступника от наказания, но навсегда покончило с его будущностью на небесах. И пусть перед глазами Криса «девочки кровавые стоят», он станет им цинично цитировать Софокла, заявляя о настойчивой душевной потребности усмирить собственную совесть.
До преступления фильм выходил более убедительным житейски. Очень хотелось узнать, чем разрешатся в картине поставленные бытийные вопросы, и неужели будет дан какой-то ответ. Что делать, если герою чрезвычайно нравится квартира в центре Лондона, курорты Средиземноморья и воскресное сбивание тарелок из дробовика с благородным тестем? Что выбрать, если по другую сторону стоит Нола, а Нола — это манящая красота, страсть, вожделение и надрыв. «Настоящая жизнь», по которой вечерами приходит щемящая тоска среди благородно бежевых стен, бежевой мебели, бежевых собак и рыбьих отношений с женой. Почему эта Нола так легко становится обузой, когда возникает угроза сытой жизни героя?
Крис опускается до звериной жестокости, притом, что ничего особо страшного ему не грозило — по крайней мере, не нищенское существование с голодной смертью. Тут начинается другая история с кульминацией в пафосе «теории везения». И это все, конечно, хорошо и поучительно, но трудно отделаться от ощущения незавершенности из-за оставшихся все-таки открытыми вопросов.
Что выбрать — любовь или приятно благоустроенную жизнь? Как поступить в такой ситуации обычному, не контуженному, подобно Крису, человеку? Аллен сказал простое американское «подумайте об этом». А решать проблему так, чтобы всем было весело и искристо, придется самостоятельно. До встречи в кино.
Богатые и бедные, простые работяги и служители закона, политики и медсёстры приёмного покоя, угонщики и скучающие домохозяйки — модель для сборки вышла многоплановой и многогранной, тесный клубок противоречий, случайных конфликтов, конфликтов неслучайных, переплетение судеб людей, которым долго кричали «волк!», а когда они столкнулись с настоящей проблемой — то повели себя совсем не так. Вроде бы мелочи перерастают в смертельную угрозу. История политкорректности во всей красе.Отзывы: [3]
Да, это сказка. Страшная, совершенно недетская. Потому что это дело личное. А раз личное — значит логика у повествования забирается в такие дремучие глубины кинобытия, что начинает стучать в висках. Потому что получилась это в итоге не лирическая комедийная мелодрама, а настоящая драма оттуда, из классики, с богами из машины, с завистью и гневом богов, с Тартаром и Стиксом. Разве что в конце никто не умер. А тишина такая, будто умер. Стив Мартин нервно курит в сторонке. Спокойное такое самокопание.Отзывы: [2]
Где в этой истории кроется романтическая комедия, спросите вы? В пустом салоне эконом-класса, в случайном знакомстве со стюардессой Клэр, которая разбирается в именах, в блужданиях по дорожным развязкам в поисках трассы 60B, в поминках, кремации, в разговорах по телефону — с Клэр, с сестрой, с экс-девушкой, с матерью, в воспоминаниях об отце, в гостинице, которая целым этажом отдана под свадьбу, в знакомстве с родственниками по отцовской линии.Отзывы: [5]
Более разнузданного продюсерского шабаша мы давненько не видели. Три переноса сроков, два переименования проекта, продюсерская же бригада всю дорогу произносила одни лишь риторические мантры. Время пришло. Наступил 2006 год, и «первый фильм» этого самого года разудало вышел на экраны, тут же устроив форменное безобразие у кинокасс. Настала пора сорвать завесы, сколько можно зрителю блуждать в потёмках. Поговорим о самом громком проекте сезона.Отзывы: [157]
Писатель Крис Ван Оллсбург, автор книги «Джуманджи», экранизированной десять лет назад и завоевавшей заметный успех у зрителей по всему миру, снова воспользовался своим патентованным способом конструирования приключенческих историй по принципу кидания костей и написал книгу «Затура», которая тут же была перенесена на киноплёнку. В «Затуре» точно так же детишки играют в игру, погружающую их в фантастический мир, только теперь игра стала механической, а приключения — космическими.Отзывы: [5]
Да, булгаковский роман, самый кинематографичный из его произведений, не зря так долго сопротивлялся попаданию на белую простыню, а режиссёру Бортко вдруг сдался без чертовщинки и без боя — роман как чувствовал, что на телевидении не делают кино, на телевидении делают телевидение. Камера тут будет прибита в угол комнаты, ни разу не попытавшись сдвинуться с места, массовка будет набрана из близлежащей «рублёвки», а режиссёр и актёры так и не смогут до конца поверить в то, что они снимают.Отзывы: [160]
Атом Агоян в этом году отработал новые для себя кинематографические па. «Где скрывается правда» принесет много радости ценителям детективов в духе Джеймса Чейза. Людям, влюбленным в другие фильмы Агояна, во время сеанса совет просто рыдать на плече у соседа и не глядеть на экран. Радуйтесь, если идете в кино с целью просто дать отдохновение уставшему мозгу. Перед вами коммерческий проект с классическим набором: секс и смерть в антураже успеха, власти и роскоши.
Подходит к концу 2005 год, в этом году мы увидели множество новых фильмов, они были разными — восхитительными и посредственными, малобюджетными и блокбастерами, справедливо успешными и несправедливо обойдёнными вниманием. Вокруг великого множества стартовавших в отечественном прокате проектов бушевали споры, и царило единодушие, мнение редакции совпадало с мнением наших читателей или не совпадало. Обернёмся, вспомним триумфаторов и проигравших, раздадим всем сестрам по серьгам. И неважно, сколько там кто заработал в этом году в мировом и отечественном прокате.
Первое и главное разочарование — вместо полноценного фильма, с динамичностью действия, с художественным решением, с нормальным звуком, нам всё-таки показали телеспектакль. Средства большого кинематографа в картине, к сожалению, практически не задействованы. И первое, что в этом контексте бросилось в глаза — у фильма отсутствует авторская художественная концепция, какой все ждали, банально сравнивая эту работу с «Собачьим сердцем».