Военная тематика в современном российском кинематографе давно уже стала нашим всем, снимали и про лётчиков, и про подводников, и про разведчиков, и про десантников. И про Великую Отечественную, и про Чечню, и про Афган. Года не проходит, чтобы в продакшн-списках не появилось ещё штук пять наименований. Оно и разумно. Главная проблема современного кино (не только нашего) это хороший сценарий, а если взять за основу военную тематику — тут вам сразу и реалии, и персонажи, и обстоятельства, только сумей собрать из них нечто вразумительное и крепко, по коммерчески это дело снять. Ну и что, что не так давно уже было про подводников, откроем новую страницу, пусть наш зритель хоть на чуточку лучше узнает свою историю, заодно престиж службы в армии поднимем.
Так что изначально проект «Первый после бога» воспринимался без особого негатива в свою сторону, разве что в последний момент, перед самым выходом фильма, прозвучали тревожные нотки — а это не тот ли Чигинский, что снял недокино «Зеркальные войны»? Ах, тот самый… ну-ну.
Что касается костыля «основано на реальных событиях» с упоминанием фамилии капитана-подводника Маринеско, мы уж попривыкли, что в кино по части исторической правды изрядно врут, и если вдруг не соврут, то тем лучше для нас, особо на это уповать не приходится. Так что на просмотр я отправлялся с заметной долей оптимизма, хотя ни на что конкретное не рассчитывая, покажите мне хоть вторые «Зеркальные», не расстроюсь. Очень правильное оказалось настроение.
Вообще, конечно, тема про подводников гораздо полнее раскрыта в западном кино, немецкий «Дас Бут» Вольфганга Петерсона в этом списке и вовсе числится недосягаемой величиной, при наших бюджетах и уровне специалистов снять нечто столько же масштабное и столько же могучее в ближайшие годы будет невозможно чисто коммерчески, однако если ставить перед собой задачу снять просто хороший фильм про подводников, то задача такая оказывается вполне по силам. Не замахивайся создатели «72 метров» на эпичность и пафос, положительный опыт в этом вопросе у нас уже бы был, а так, когда Покровский сам не в восторге от экранизации собственной книги, да и клеймо «последнего коммерчески неуспешного проекта перед Ночным Дозором» в общем-то ставит нас перед фактом — пока не смогли. Будем, значит, пробовать ещё.
В этом смысле «Первый после бога» с самого начала радует несколько штампованным, но профессиональным обращением с суровой северной природой в кадре, приятными лицами и какой-то веющей отовсюду реалистичностью. Пусть блокадница щеголяет пухлыми щёчками (учитесь у Шарлиз Терон и Кристиана Бэйла, товарищи) и слишком толсто чистит картошку, общий колорит происходящего радует глаз и заставляет коситься на фамилию режиссёра — нет, правда, это тот самый Чигинский? Что же с ним сотворил продюсер Капанец, ведь умеет же снимать!
Ну, и заставочные эпизоды в подводной лодке хоть и оставляют лёгкое ощущение излишней опереточности (потные подводники на дне Баренцева моря, ага), но нравятся как-то в общем, без желания особо придираться к деталям. Живые моряки, волевой капитан, безбашенный акустик (Сухоруков традиционно блистает в ролях второго плана — отличный акустик), капли с потолка, лежащая на дне субмарина, и никаких патетических поз и пафосных речей. Приятно, чертовски приятно.
А вот те же люди всё-таки выцарапываются из лап смерти, возвращаются на базу, надевают кителя и пьют водку. Тоже — любо-дорого посмотреть. Вообще, на протяжение всего фильма недоумение возникает лишь при появлении на экране наехавшего с оказией особиста — особист этот, как было понятно ещё из ролика, будет весь фильм Маринина пытаться изловить как врага. И то, как, с какими словами, какими жестами и вообще с каким лицом он это будет делать — ничего кроме недоумения вызывать не может. Хорошо, это не единственная сюжетная линия в фильме.
В остальном же даже с французским Маринина, его шашнями с какой-то абстрактной шведкой на машине и прочей малопонятно как сочетающейся с историческими реалиями 44-го года легендой — миришься достаточно легко, потому как кино движется неспешно, гладко, актёры не переигрывают и не кривляются.
Однако даже эта гладкость рано или поздно заставляет нас вспомнить о сюжете, и начать пожимать плечами. Во-первых, согласно эпиграфу к этой статье — собственно боевые походы, да и просто военный быт подводников занимает в фильме невероятно мало времени. То ли создателям тривиально не хватило бюджета, то ли сценарист постарался. Этот же сценарист понапихал в фильм для хронометража каких-то самострельщиков, за уши притянутую историю про «непредательство отца» — противопоставление истории Маринина получилось не очень, комплекс вины и последующая история с арестом и выходом в море вышли гораздо менее убедительными, чем то было во время околопостельных сцен по шведским гостиницам. Ну, и несостоявшаяся «любовная» линия тоже заставляет в финале пожимать плечами — зачем приходил, чего хотел… непонятно. Городили-городили, никого не арестовали, никого не полюбили. И даже гибель подводной лодки Маринина в итоге будет обставлена совершенно непонятными сценарными изысками.
В результате неплохое, в сущности, кино оставляет после себя гору вопросов класса «зачем» и ни одного на них ответа. Хорошего в нём можно вспомнить преизрядно, но и совершенно невынужденных ошибок допущена масса. По всему выходит, что пока отечественный «Дас Бут» ещё не снят. Будем ждать. До встречи в кино.
Полотно действительно получилось эпическое, причём не масштабами, а именно подходом. Последовательно, размеренно, без рывков, натяжек и натужных «спецэффектов», перед нами раскрывается судьба участника одного локального военного конфликта — зачем туда шли, как из них делали солдат, куда они потом попадали и как там гибли. Перед нами дотошно проявляется портрет Безымянного Солдата афганской кампании. А что до исторической правды... у каждого она своя.
Отзывы: [216]
Что в этом сюжете от Амели? Практически всё. Детективная сюжетная канва, флэшбэки главной героини, красочная камера Бруно Дельбоннеля, интимная, осторожно рассказанная история двух влюблённых. И если кому хочется корить режиссёра за эту одинаковость — мне, если честно, нет. Идея осталась свежей, краски не потускнели, инструмент художника отточен и не дрожит в твёрдой руке. Заставляя второй план картины — окопную войну — двигаться, жить по тем же правилам нереальной реальности
Несмотря на мощь и глубину (или по её причине) поднятой темы — Дмитрий Месхиев умудрился запутаться в заросшем лесу собственных задумок. Можно поздравить режиссёра со вполне состоявшимся кино, достойным, но всё же далёким от совершенства. В первую очередь — в результате неопределённости жанровой стилистики. Партизанская сага, библейская притча и военно-полевой роман в одной картине оказались несовместимы. В получившейся мешанине многие и многие мысли режиссёра сгинули безвозвратно. Увы.
Ноябрь — последний шанс для фильмов неблокбастерного характера успеть быть представленными зрителю в этом году — в декабре уже традиционно будет работать по площадям сплошь тяжёлая артиллерия. По этой причине ноябрь плотно заполнен релизами с достаточно равномерным позиционированием, среди которых трудно выделить первостепенные и менее важные, так что постараемся уделить немного внимания большинству из них.
История, постепенно перерастающая из мира реального в какое-то потустороннее состояние, где логикой уже никто не оперирует, а триллер постепенно переходит чуть ли не в хоррор. История собирает вместе будущих героев, всё вроде хорошо, весело, но уже лезут какие-то недомолвки, и вдруг действие срывается под откос — один из героев гибнет, что делать с телом и как уйти от возмездия тов. Бешеного, кому можно верить, кому нельзя, машина-кадиллак, дорога, голые и серые областные просторы.Отзывы: [4]
Полански сказал, что снял кино для детей. И хорошо, что так. Детям давно пора узнать, что кроме мальчиков-волшебников и человеков-пауков есть другие герои, которые сумели утвердиться в доблестных качествах, не совершив при этом десятка смертоубийств. Вряд ли фильм обретет малолетних фанатов и разойдется по миру тетрадным обложками. Но это фильм, который можно купить ребенку, не опасаясь, что он — «гнусный продукт злоумышленников с Запада, уродующий психику наших детей».Отзывы: [3]
Режиссёр, и трюкачи-каскадёры, и оператор стараются вовсю, а уж как начинают играть Бандерас со своей киношной наречённой и сыночком — от мимики до балетного такого мордобоя. Браво, мои вам аплодисменты, господа. А уж когда в общую хохму вписывается красавец-Торнадо, а также чудесный падре, получите-распишитесь. В итоге фильму, однажды вырулившему на прямую колею, уже не могут помешать никакие натяжки сценария, никакие пафосные манипуляции, всё движется к вполне резонному хэппи-енду.Отзывы: [15]
Хочется заметить, что FPS в результате получилась отменная, стреляют-взрывают, кости крушат. Обещанная сцена от первого лица — восторг. Правда, ураганному экшну категорически не хватало патентованного вачовского булет-тайма, а доблестным маринам — харизмы капрала Хикса из вторых «Чужих», но это уж что поделаешь. Впечатление в целом весьма положительное, хотя попытка изобразить сюжет — не удалась.Отзывы: [40]
Хотя и напоминает фильм во многом интонации и «Игры», и «Адвоката дьявола», и «Револьвера», и даже местами «Бойцовского клуба» — по общей атмосфере, если абстрагироваться от всех этих ставок, тач-даунов и меньше-больше, это скорее вполне семейная драма, в которой много юмора, много вполне житейских историй, обыкновенных жизненных взлётов и падений, которые в итоге производят своеобразное трогательное впечатление на зрителя, чего, согласитесь, не очень ожидаешь.Отзывы: [2]