Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Свои:

Свои: В плену у своих, любимых

Роман КОРНЕЕВ, 18 ноября 2004
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 90

Топ 90
Свои

«Свои», 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
Сценарий: Валентин Черных
Композитор: Святослав Курашов
Оператор: Сергей Мачильский
В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Федор Бондарчук

Когда фильм побеждает на крупном кинофоруме, да ещё и берёт сразу несколько позолоченных статуэток — в этом стараются искать и часто находят некое подтверждение несомненных достоинств картины. Когда фильм побеждает на главном кинофоруме у себя дома — в этом обычно стараются искать и часто находят подтверждение конспирологических теорий и подсуживание хозяевам. Играет ли всё вышеперечисленное какую-то роль в восприятии зрителем фильма Дмитрия Месхиева «Свои»? Несомненно, играет.

Картина действительно была одной из самых выдающихся в конкурсе ММКФ этого года, и три награды (золотой «Георгий», за режиссуру и за лучшую мужскую роль) не вызвали в общественности особого удивления. Западная часть программы была слабее, так что победа «Своих» среди чужих не так уж удивительна. Но ведь среди претендентов было ещё и «Время жатвы» (именно этой картине отдали свои голоса и мэтры из ФИПРЕССИ, и отечественные кинокритики), присутствовали в различных программах фестиваля и весьма сходные по тематике и манере «Мистерии», и шедевральное «Русское». Почему именно «Свои»?

Ответ на этот вопрос затянулся почти на полгода, вместе с отложенным на конец осени нешироким (на фоне другого, тоже вполне «нашего кино») отечественным прокатом. Зритель ММКФ всё-таки малочисленнен даже на фоне среднесуточной аудитории средней руки московского киноплекса, что же говорить обо всей интересующейся кино аудитории. Фестиваль оставил след только в памяти столичных профессионалов и на страницах периодических изданий. И никто до сих пор так и не понял, кто же это и за что стал победителем Московского фестиваля. Настала пора разобраться.

Свои

Фильмы о Великой Отечественной в последние годы заняли достаточно крепкую нишу в российском кинопроизводстве, и даже если это «соцзаказ» в преддверии шестидесятилетия Победы, то это не повод для брюзжания. Трагическая страница истории нашей страны, несомненно, нуждается в дальнейшем переосмыслении, и в этом цель «Своих» — объяснить молодым, рассказать о войне не глянцево-лубочными присказками, а через призму жизни забытых уголков, хуторов, деревенек, по которым прошёлся маховик грандиозной, ужасающей бойни — безусловно, заслуживает уважения. И исполнение этого плана интересно даже с технической точки зрения.

Тихая ночь, тихое утро, стрекочет мотоцикл по полям, войны нет, она словно где-то совсем в другом месте, не сегодня, не сейчас. А между тем уже август, август 41го. Спокойно-бесконечный пересчёт погибших бойцов обрывается вторжением. Грохот автоматов, уханье танковых орудий, кровь, смерть, бесполезная и неотвратимая.

Эти резкие рывки мир-война, жизнь-смерть, ярость-бессилие будут подстерегать зрителя на протяжении всей картины, буквально дёргая его из стороны в сторону, не давая завязнуть в пасторальных пейзажах сонных деревень, лесов, болот, составляющих визуальный ряд. Трое выжили, политрук, чекист и снайпер, трое бежали из плена, трое прячутся в деревне. Для кого они — свои, а для кого — чужие, и станет для них главным вопросом. Иначе — не выжить.

При этом жестокость не прикрывается маской необходимости — на экране порой мягко, через психологизм, а порой и ножом в живот, и гусеничным траком по затылку она остаётся жестокостью не необходимой, но обязательной. Война и есть — эта жестокость. Не стрелочки на карте, а противостояние один на один. С врагом. С предателем. Но лучше — со своим родственником, женихом, отцом, сыном. И, несмотря на явное нежелание режиссёра «делать ужас», порой без этого не обходится — чёрно-белая кровь и посреди грязи болот остаётся кровью, горячей, бьющей горлом.

Свои

В этом проявляется главное противостояние фильма — визуальный образ, грубый, но мирный, вынужден бодаться с притчевым символическим, рамочным сценарным действом. Их бы помирить, совместить, но нет, не выходит. Камера дёргается, не поспевая, люди замирают в картинных позах, чтобы дать на себе задержаться камере, а потом снова бросаются врукопашную, перекашиваясь лицом и брызжа яростной слюной. Режиссёру так до конца и не удалось объединить в одно целое сценарий и камеру. Обо что неискушённый зритель спотыкается, порой принимая откровенно слабое место за заумь.

Это самое противостояние временами срывается на бесноватость шабаша, отлично иллюстрирующую чудовищный антигуманизм войны, но закладывающую подозрение, что очередной истерикой очередного персонажа режиссёр ретуширует собственные просчёты. Да, актёры действительно практически вытягивают на себе фильм (к слову статуэтке за лучшую режиссуру), пожалуй, впервые в новейшее время оправдывая «голливудскую» моду приглашать на съёмочную площадку знакомые лица и имена. Ни одной слабой роли, включая второстепенные, а Богдан Ступка (неплохо сыгравший и в «Водителе для Веры») на этот раз вообще выложился на полную, сыграв безымянного Старика с достоверностью просто удивительной.

Ну, а те лакуны, что не удалось заполнить ни одному из персонажей, которым порой аж становится тесно в кадре, берётся заполнить музыка. Дискурс современной отечественной киномузыки вообще остаётся головной болью вашего покорного слуги. Увы, она часто — слабое место нашего кино. Но в случае со «Своими» музыка вызывает пусть не восхищение (см. «Марс», «Богиня»), но впечатление крепкого профессионализма, что уже много. Да, в ней нет ощущения открытия, но уж очень органично она облекает чёрно-белое, порой, полотно картинки. Из всех планов фильма музыкальный, несомненно, вышел самым органичным.

В остальном же, несмотря на мощь и глубину (или по её причине) поднятой темы — Дмитрий Месхиев умудрился запутаться в заросшем лесу собственных задумок, копнуть там, наследить здесь, и всё равно оставить по просмотре картины ощущение, что он сам, как эти трое, весь фильм плутал, пытаясь набрести на мысль. Цельного ощущения «Свои» не оставляют. Как будто мы видим перед собой полнобюджетную, но студенческую работу, глубокомысленную, но только по виду. Потому что есть, с чем сравнивать. «Кукушка» и даже вполне дебютные «Мистерии» дают «Своим» сто очков вперёд и по ширине открывающегося образа, и по цельности мозаики великой трагедии, и по художественным качествам. Те же «Мистерии» без единого громкого имени показывают порой такую актёрскую игру, которая безо всякого надрыва, тихо и спокойно разворачивает перед нами такой ад, что сердце болит. Потому что актёр должен прежде всего играть, а не нивелировать недостатки сценария.

Резюмируя, можно поздравить режиссёра со вполне состоявшимся кино, достойным, но всё же далёким от совершенства. В первую очередь — в результате неопределённости жанровой стилистики. Партизанская сага, библейская притча, трип-стори, военно-полевой роман и эпик в одной картине несовместимы. Изобразительно, ритмом, картинкой. В получившейся мешанине многие и многие мысли режиссёра сгинули безвозвратно. А жаль.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/11/18/svoi.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Обитель зла 2: апокалипсис: Убить Милу


Обитель зла 2: апокалипсис:
Убить Милу

Елена ПРАВДА

Армия зомбеобразных креатур корпорации «Амбрелла» опытно выбирается на улицы Ракун-Сити, дабы покусать всё, что можно покусать. Достанется даже собачкам. А в это время злобные штурмовики злобной корпорации хочут порешить оставшееся население с целью сокрыть свои злодеяния, и немногочисленной кучке героев нужно будет поднапрячься, покуда их всех не перекусали, дабы перестрелять всё, что можно перестрелять, и выбраться из осаждённого города.

Отзывы: [16]


Марс: Есть ли жизнь в Конотопе?


«Марс»:
Есть ли жизнь в Конотопе?

Ирина КОЗЕЛ

«Марс» — дебютная режиссёрская работа Анны Меликян в большом кино. Здоровой сумасшедшинкой веяло от одного лишь названия вкупе с заявленной канвой сюжета (главный герой попадает в городок, где все жители работают на фабрике мягких игрушек) и прилагавшейся к этому фотографией Гоши Куценко с типично-философским выражением лица, отягощённым мучительной озабоченностью типа «где я?» и «что я здесь делаю?». Через Гошино плечо смотрел огромный плюшевый слон, казавшийся хозяином положения

Отзывы: [5]


Саундтреки лета: «Убить Билла 2», «Человек-паук 2», «Шрек 2»


Саундтреки лета: «Убить Билла 2», «Человек-паук 2», «Шрек 2»

Елена ПРАВДА

Закончился летний сезон — самая жаркая пора мирового кинематографа, отгремели крупнейшие фестивали, зритель дождался и посетил премьеры будущих рекордсменов кассовых сборов и просто фильмов, достойных широкой зрительской любви. Самое время подвести некоторый итог всему произошедшему и, припоминая тему нашего обзора, обратить внимание наших читателей на лучшие звуковые дорожки, представленные у нас в виде отдельных альбомов


Премьеры ноября: «Александр», «Обитель зла» и другие мелодрамы


Премьеры ноября: «Александр», «Обитель зла» и другие мелодрамы

Елена ПРАВДА

Ноябрь традиционно небогат на премьеры — репертуар кинотеатров перенасыщен фильмами, выпущенными в преддверии школьных каникул. Тем не менее, ценители практически любого жанра современного большого кино найдут на предстоящие четыре уикенда повод посетить премьерный показ. Упор будет делаться на романтические комедии, хотя при этом достойно прозвучат и историческая драма, и крепкий боевик.


Подводная братва: В поисках смысла


Подводная братва:
В поисках смысла

Роман КОРНЕЕВ

Приличный бюджет, знаменитая компания, громкий список актёров, принявших участие в озвучании, актуальная после «В поисках Немо» морская тема, суперуспешный нынче жанр компьютерной 3-D анимации, замечательный композитор Ханс Циммер, не успевший ещё забыться могучий «Шрек-2» в анамнезе и часть его команды в списках участников съёмочной группы. Такие практически идеальные условия редко кому достаются, и не суметь ими воспользоваться — нужно ещё умудриться. Умудрились. Так в чём же фокус?

Отзывы: [7]


Женщина-кошка: Список кисок


«Женщина-кошка»:
Список кисок

Елена ПРАВДА

Правило кинокомикса — герой, даже если он супермногоплановая сложная личность с элементами брутальности и даже шизофрении, должен в финале спасать мир. Что же за вселенская катастрофа должна постигнуть Землю, если не могучее вовремя подставленное плечо женщины-кошки? Правильно, нашествие в магазины того самого супернеправильного экологически, но ужасно бронебойного крема. Одно в фильме хорошо. Природные, обыкновенные кошары и котяры, у которых усы лапы и хвост, справились со своей задачей

Отзывы: [11]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама