Компьютерная анимация находится нынче на пике формы, в то время как главный её конкурент — анимация классическая — пребывает в глубоком кризисе, сворачиваются проекты и целые студии, даже машина по имени «Студия Уолт Дисней» (пишу так, потому что с некоторых пор, увы, ничего общего, кроме имени, эта компания со своим родоначальником не имеет) — даже она пробуксовывает, рапортует об убытках и, одновременно, вот ирония, о старте собственных CGI-анимационных проектов. Конкуренты же из кинематографической гильдии, претендующие на тот же сегмент кинорынка, всё больше обращаются к всё тому же предмету — идут на поклон компьютерщикам, чтобы те сделали им «красиво».
Маргинальный некогда жанр, юным нахрапом ворвавшийся на олимп столетних патриархов, раскидал там всех, как котят. И не потому, что модно, не потому что дёшево (совсем не дёшево, до сих пор), а в первую очередь потому, что именно этого ждала и, наконец, дождалась огромная масса народа. Суммарные сборы компьютерных мультфильмов последних лет уже перебивают прибыли всех шести «Звёздных войн» и рекордсмена-титаника. Штука тут как раз в том, что Лукас — один, и Кэмерон, ну совсем один. А компьютерные мультфильмы выпускаются по очереди тремя (теперь уже — четырьмя, если считать Диснея с Пиксаром в отдельности и не считать маргиналов, а также смежные жанры) конкурирующими студиями, при этом хорошо, а порой — и очень-очень хорошо собирают в прокате, добавляя потом жару на видеоносителях. Кто-нибудь может вспомнить провалившийся компьютерный мультик? Нет, сами вспоминайте, не буду вам подсказывать.
Это может быть только гипноз, или… рецепт. Совсем ещё юный на фоне общей мировой киноистории жанр сходу нащупал золотую жилу, ту самую «где же у него кнопку», которая раздражает в зрителе самого разного возраста центр аудиовизуального удовольствия. Ведь вдумайтесь, даже посредственная, как технически, так и сценарно, «Подводная братва» того же ДримВоркса, по которой не ходил ногами только ленивый, осталась при таких прибылях, которые, например, шедевральному (и столь же компьютерному!) «Городу грехов» даже не снились.
Нет, конечно, мониторинг идёт, что-то такое варится внутри отделов аналитики, какие-то проводятся планёрки продюсеров и так далее. Налицо — не слишком творческий, вполне производственный процесс, который до сих пор удавалось создать разве что для спагетти-вестернов семидесятых или городских нуар-детективов тридцатых. Недаром режиссёров, аниматоров, сценаристов и продюсеров этого уже хорошо так за десяток ушедшего числа фильмов знают лишь законченные фанаты или профессиональные кинокритики. Потому что конвейер, потому что схема.
И в этой схеме при бурном росте происходит видное глазу закостеневание. Рецепт довольно прост, и не допускает отступлений: смешные, пластичные, в меру симпатичные герои; яркие цвета и много смеха в кадре (для самых маленьких); большое количество текстуальных шуток (разного уровня, чтобы интересно было всем возрастным группам зрителей); наличие в сценарии некоего пародийного слоя, пародий как музыкальных, так и на известные фильмы. Кроме того нужен в меру второстепенный герой «с изюминкой». Ну, и какая-нибудь не слишком занудная мораль. Вроде семейных ценностей, или крепкой дружбы.
Первоначально в этот план входило также техническое совершенство графики, но постепенно от этого отходят — как анонсированные, так и недавно вышедшие проекты нарочно сделаны стилизованными, нацеленными на сюжетное содержание, а не на «количество шерстинок». Хотя в нужных местах делается и красочная, нарисованная по сложнейшим физическим моделям волна морского прибоя, и точнейшим образом воспроизводится побежка-походка жирафа, а грива льва в процессе одичания из «плоскостной модели» приобретает индивидуальную растрёпанность и неухоженность каждой шерстинки.
Так вот, незаметно для глаза, я подошла к теме нашей сегодняшней дискуссии. К новому проекту студии ДримВоркс — мультфильму «Мадагаскар».
Четверо друзей-зверей из нью-йоркского зоопарка отправляются в самоволку, поддавшись на уговоры остолопа-зебры, которому задурила голову военизированная группа отмороженных пингвинов. И в результате вся банда попадает на этот самый Мадагаскар, где встречается с колонией безбашенных лемуров, у которых есть свои проблемы, и эти проблемы неплохо было бы помочь решить «Нью-йоркским гигантам» вкупе с вконец отморозившими остаток совести пингвинами и двумя мартышками себе на уме.
Сюжет как сюжет, он даже забавен сам по себе и в каком-то смысле оригинален, это вам не «отправка в люди» мультфильма «Роботы» и уж тем более не мутная сюжетная линия «Братвы». Никаких тебе плоских нижеплинтусных «шутков юмора», дети же смотрят — тоже не могу не приветствововать. Все заботливо рассованные по сюжету кино- и музыкальные пародии читаются, смотрятся, радуют глаз и слух. Сразу, например, захотелось пересмотреть «Красоту по-американски». А уж сцена «Марти! — Алекс! — Марти. — Алекс. — Марти… — Алекс?.. — Марти!!! — Алекс?!» достойна номинации на премию имени Станиславского.
Все ужимки, догонялки, приключения и злоключения, какие происходят на экране, вполне логично уложены в цельный сюжет, а не расставлены в виде эдаких аттракционов, между которыми положено потерянно бродить. У героев есть история взаимоотношений, у них есть характеры (вполне успешно пережившие локализацию, за что её авторам большое спасибо), занятные черты и анатомические особенности, вокруг которых — масса чисто визуальных шуток. Приятно посмотреть. И смешно, забавно, мило и даже радостно.
Однако кинокритику всё не хватает чего-то для нормальной жизни. Мультфильм хорош, но большинство его положительных черт — плод профессионального использования той самой модели для сборки, которую я попыталась описать выше. И даже персонажи, замечательные эти герои, уже они где-то были. Жираф с зеброй заменяют Осла, маленький лемур обладает упорным взглядом Кота-в-сапогах, остальные тоже что-то где-то напоминают. При всей радости от просмотра новизны ощущений от фильма реально маловато.
Оригинальными на все сто, пожалуй, остались те самые отмороженные пингвины Шкипер, Ковальски, Рико и Прапор (как его назвали в переводе, первоначально он всё-таки Рядовой). О, эти парни расцвечивают буквально каждый кадр, в котором показываются. Мартышки тоже ничего, но они не создают столь выпуклого образа и ржать в голос всё-таки не заставляют. А эти четверо «наших маленьких монохромных соратников» непрерывно жгут всю дорогу без отдыха и перерыва на обед. Даже заснеженная антарктическая пауза, где они молчат, никуда не идут и вообще находятся в глубоком шоке, оказывается настолько мхатовской и настолько крепко восходит к бессмертному «Ёжику в тумане», что просто ах.
Ну, и история льва Алекса, так сказать его одичания, тоже показана весьма успешно, это вам не «размышления Энакина о бобре и козле», хотя, казалось бы, детский мультик, чего тут театральщину разводить. Ан нет, постарались.
За что «Мадагаскар», в итоге, и нужно, без сомнений, любить.
Однако ложку потом нашли, а осадок остался. Стремление к клишированию и упрощению налицо. Что там скажут «Машинки», «Ледниковый период 2», «Вэлиант» и «Цыпленок», покуда не известно, посмотрим после премьеры, однако единоличное царствование одного жанра на вытоптанной поляне не может продолжаться бесконечно. Ведь уже грядёт, готовится наступление по всем фронтам на царственного, но уже несколько выродившегося от внутрисемейных браков монарха.
С одной стороны поднимает голову мультипликация не рисованная, но всё равно классическая — пластилиново-кукольная. Тут вам и «Невестотруп» Тима Бёртона, и «Проклятие Кролика-оборотня» Ника Парка и Стива Бокса, а с другой стороны уверенно начинает экспансию по свету жанр компьютерного кино, покуда лишь нащупывавшего свою тропинку к сердцу зрителя. Ещё год-два, и старый рецепт придётся менять, CGI-анимация вынуждена будет пробовать себя в оригинальных решениях вместо наметившегося тупого клепания продолжений, спин-оффов и приквелов, как это сейчас происходит со «Шреком». Да и конкуренция-то, к слову, уже сейчас растёт, аж зашкаливает. Такого количества анонсированных на ближайшее время проектов не знает даже жанр подростковых комедий, расцвет которого пришёлся на прошлые годы.
До встречи в кино? А там, глядишь, и снова увидим мы успешный в прокате полнометражный рисованный мультфильм.
Эта новейшая американская комедия, даже несмотря на присутствие в кадре брутально-лысого Вин Дизеля в роли морского пехотинца, была задумана и остаётся детским, абсолютно детским кино. Дети шпионов, да. Отсюда растут все ноги и у общей идеи сюжета, и у конкретной его реализации. Не стоит в этом фильме ждать могучего экшна, зубодробительного мордобоя в исполнении мистера «Три Икса», равно как не стоит ждать от фильмы какой-то там детективной составляющей. Не в коня корм.Отзывы: [14]
В теме «про роботов» настал черёд и мультфильма, детского, юмористического, разнузданно антропоморфного, красочного и наивного, трёхмерно-компьютерного, в лучших традициях времени. Роботы как повод хорошо посмеяться, повод рассказать красочную сказку для маленьких зрителей, повод блеснуть не техникой (на фоне очередной «сотни тысяч шерстинок» нарочито геометрические формы вряд ли кого сильно удивят), но мастерством работы с пространством, дизайном, стилизацией, светотенью.
Самое занятное в фильме, это не трэш-стилистика, не подколки любителей фильмов ужасов, я уж молчу об откровенном издевательстве над армией поклонников ГП. Даже замечательные, артистичные, психиатричные и готичные роли Джима Кэрри и Мэрил Стрип не доставляют того удовольствия, с которым вспоминаются, собственно, детишки. Ни грамма педофильской пошлости, взрослоообразной фальши, ни секунды идиотского надрыва. Со зрителем дети играют на равных, не пытаясь никого дурить. И это смотрится отлично
Проект «Жмурки» с самого начала позиционировался продюсерами как своеобразный акт прощания с «громовыми девяностыми», прощания такого же грубого и фу, как некультурного, какими они были на самом деле. Чёрная комедия как жанр в нашей стране не очень распространена в чистом виде, и одновременным присутствует в качестве фона буквально во всём. Отличная идея — отсмеяться уже вволю, помянув покойника в пиджаке и с голдой добрым словом. Мол, можно в этом всём беспределе видеть свой юмор. Чёрный.Отзывы: [28]
При относительном богатстве репертуара июнь демонстрирует сумбурность и неравномерность распределения фильмов по неделям: если, например, на второй премьерный четверг запланирован (точнее, перенесён) всего один громкий релиз, то в третий их сразу три. Наблюдая такую нелогичность прокатного графика можно предполагать, что ближе к делу в нём будут происходить существенные изменения. А уж новомодная практика узкого допремьерного проката — в июне, судя по всему, будет применяться повсеместно.
Комиксо-кинематографические изыски проходят через весь фильм, составляя костяк повествования, определяя геометрическую красоту кадра. Если кто не видит, не чувствует специфику строения комикса, а искусство графических новелл почитает чем-то недостойным «самого читающего народа в мире», ему остаётся лишь посочувствовать, такому зрителю даже при большом желании удастся рассмотреть лишь бледную тень фильма, который снимал Родригес.Отзывы: [71]
«Манга» — модное кино и в том, насколько тонко оно транслирует философские тенденции в современном искусстве. «Манга» — это живой пример того нового искусства, которое приходит на смену ушедшей эпохе постмодернизма. «Манга» — на удивление доброе кино, щадящее. Никакого сарказма, никакой злой иронии, никакой чрезмерной шифрованности и сквозной цитируемости. Напротив — всё рассчитано на открытость и непосредственность реакции, на незамутнённость восприятия, на наивность, если хотитеОтзывы: [3]
В субботу на каннской набережной Круазет прошла торжественная церемония закрытия 58-го Международного Каннского кинофестиваля. Объявлены победители, вручены награды, выражены недоумения и начаты споры по поводу решения жюри, а мы тем временем представляем вниманию наших читателей финальный обзор прессы, освещавшей фестивальные будни и фильмы, участвовавшие в конкурсной программе только что отгремевшего международного киносмотра
Фильм Джона Мейбери, при всём его триллер-хоррорном антураже, так же романтичен, так же по-хорошему сказочен, как и «Вечное сияние безупречного разума». Он так же нарочито-формально фантастичен, как и «Эффект бабочки». Только сила и обаяние его лежит несколько за пределами обаяния и пофигизма околопсихиатрической тематики обеих картин. Сила «Пиджака» в том, что по сути это лишь ширма, за которой скрываются и нешуточный трагизм, и настоящие, неподдельные эмоции на грани истерики.Отзывы: [9]