Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Жмурки:

Жмурки: Игры мертвецов

Роман КОРНЕЕВ, 29 мая 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Жмурки», 2005
Режиссёр: Алексей Балабанов
Сценарий: Стас Мохначев, Алексей Балабанов
Оператор: Евгений Привин
Художник-постановщик: Павел Пархоменко
Продюсер: Сергей Сельянов
Композитор: Вячеслав Бутусов
В ролях: Алексей Панин (Сергей), Дмитрий Дюжев (Саймон), Никита Михалков (Михалыч), Сергей Маковецкий (Корон), Виктор Сухоруков (мент), Дмитрий Певцов (Лойер), Кирилл Пирогов (Палач), Алексей Серебряков (Доктор), Андрей Мерзликин (помощник Михалыча), Юрий Степанов (Кабан), Григорий Сиятвинда (Баклажан), Анатолий Журавлев (Бала), Гарик Сукачев (Мозг), Андрей Панин (архитектор), Александр Баширов (человек, привязанный к стулу), Андрей Краско (сосед), Рената Литвинова (секретарша Катя / официантка), Татьяна Догилева (секретарша адвоката), Сергей Глазунов (Лёшик), Жанна Болотова (преподаватель), Виктор Бычков (человек в зоопарке)

Алексей Балабанов, так получилось, стал символом той эпохи, которая является музой самых знаменитых его фильмов. То, что он описывал эзоповым языком «Брата», не просто возвращалось в реальность фразеологизмами и штампами, оно во многом оседало на творческом имени, заставляя оглядываться, и… в конце концов, надоело.

Проект «Жмурки» с самого начала позиционировался продюсерами как своеобразный акт прощания с «громовыми девяностыми», прощания такого же грубого и фу, как некультурного, какими они были на самом деле. Чёрная комедия как жанр в нашей стране не очень распространена в чистом виде, и одновременным таким парадоксом присутствует в качестве фона во всём, что ни возьми в руки, от текущих новостей до символа последних лет — жизнедеятельности так званных «светских львиц». Отличная идея — взять за основу могучий сей жанр и отсмеяться уже вволю, помянув покойника добрым словом. Мол, времена «беспредела» как вида бизнеса давно прошли, это было ужасно, но мы были такие молодые, и когда это всё ушло, мы вряд ли стали моложе, но, наверное, счастливее и уже потому можно в этом всём видеть свой юмор. Чёрный.

Смеяться над собой мы ещё не очень умеем, у нас для этого специальный аншлаговский балаган уродов есть, над ними смеяться куда проще, чем перед зеркалом. И потому помимо культурного аспекта, некий саркастически воспитательный момент от «Жмурков» ожидался тоже. А потому хотелось чернее, чернее и ещё раз чернее, и побольше того самого любимого народом юмора. И пусть только кто-нибудь скажет про воспевание культа насилия, про цинизм и кровищщу, и прочая, и прочая. Ответ ревнителям розовых соплей был явлен лозунгом фильма — для тех, кто выжил в девяностые. Тех, кто очнулся уже «в наши дни», просьба не беспокоиться, тута вам не здеся, смешно не будет.

Жмурки

Ваш покорный слуга направлялся на посмотр «Жмурков» с чувством предстоящего апофеоза чернушной магии Балабанова былого, и, как водится, в предвкушении разоблачения этой самой магии. В ролике играл нарочито аляповатый рок-н-ролл, свистели аляповатые пули и корчились аляповатые персонажи под девизом «а почему в зоопарке? чтобы тебя никто не узнал». А ещё там был замечательно-неузнаваемый Никита Михалков в рыжем парике злого клоуна, в роли белых клоунов выступали люди в докторских халатах и Андрей Краско, а в роли клоунов траурного цвета — многочисленные покойнички, даже те, что в результате остались живы-здоровы. Клоунада удалась создателям ролика на все сто. Именно развития, раскрытия и петюкания этой темы можно было ждать от идеально чёрной, идеально замогильной нашей балабановской комедии.

Увы, со второго буквально кадра (а кому — и с первого) в потемневшем переполненном зале предпоказа стало понятно, что ожидания наши, равно как жанровые обещания, оказались мимо кассы. Это была никакая не комедия, хоть сколько мажь её ваксой цинизма и сарказма. Никакая не.

Жмурки

То есть, сосед слева от меня ничего такого не заметил. Ему сказали перед фильмом, что сие — комедия. Потому он с готовностью принялся ржать над всем подряд, включая сцену в аудитории МГУ класса «а это Наташа, будущий продажный журналист». Бог с ним, с непонятно-бесформенным началом, достойным средненького риэлити-шоу, а не художественного кино, но дальше пошло, буквально, то, что заказывали — чёрный юмор. И тут уже стало несмешно даже моему соседу.

Чёрный юмор по-жмурковски, это когда паталогоанатом в морге хочет уже таки начать пытать пациента, пока тот ещё живой, но тут подваливают трое в масках, расстреливают пациента, паталогоанатома, сами частично мрут под пулями, а последний оставшийся в живых уходит под кровавый титр «Жмурки», унеся с собой нечто, написанное на бумажке. Чёрной ночью негры воруют уголь. Картина Малевича «Чёрный квадрат».

Жмурки

Нет, вы поймите меня правильно, гротеск — это смешно. Михалков в роли Михалыча в малиновом пиджаке, с голдой и фиксами, с крестом на пузе и наколкой «СССР» поперёк него же. Действительно, неожиданно, свежо, небанально именно в таком исполнении. Только Сталин наколотый тут ни при чём, разве что как отсылка к чухраевскому «Вору». И на Михалыче мой любезный сосед и правда отрывался от разговоров по мобиле «про мебель» и снова начинал в голос ржать, на полсекунды опережая шутку. Аналогично живо он реагировал и на парочку громил на раздолбанном бимере, которая со стволами под мышкой носилась то с коробкой героина, то с чемоданом денег, а то — без чемодана вовсе, но в его поисках. История чемодана — классический ход для хохмоплейсмента.

Поверхностного, лицедейского юмора в фильме и правда хватает — корчатся рожи, хмурятся лица, дуркуют подручные и воротилы, истошно вопят все подряд (этот тип шуток очень любят грудные и жадные дети). Даже если в фильме оставить только это, ну что ж, получится неплохая молодёжная комедия класса «День хомячка», хотя в «Хомячке» юмор в основном ситуативный, а не черепно-лицевой, ну да ладно. Но заказывали же не молодёжную комедию, а «чёрную», и потому Балабанов начинает на вот тот самый юморок наслаивать эту самую черноту. Мочилово с чукаловым как стартуют с места в карьер так и продолжаются без устали и перерыва на обед.

Жмурки

Персонажи появляются и исчезают со стремительностью сверхзвукового лайнера. Многих выносят ногами вперёд. Сперва эта кровавая карусель даже вызывает некоторые занятные эмоции. Встреча с доктором богата как неожиданностями (неожиданности по теории либо пугают, либо смешат, в чёрной комедии они — двигатель прогресса), так и требуемым грубоватым юморком. Посиделки троих отморозков тоже радуют — особенно шутками про Эфиопию «я русский». Когда персонаж Маковецкого говорит, что «раньше они думали что мы не совсем отмороженные, а теперь думают, что совсем», ему веришь. Эти всех убьют, всех зарежут. Конец цитаты, смех в зале. И первая аудиенция с Михалычем и его сынулей тоже богата на открытия. Тут вам и Церетели, и ути-пуси, и такое обаяние полностью асоциального альфа-самца, который с утреца уже пометил всю территорию, и теперь принимает посетителей.

Текстуальные шутки тоже есть. Да и люди не сказать что последние играют. Ещё бы поменьше было в стиле «Турецкого гамбита» великих числом ничем не оправданных бесконечных «камео». Шутка повторённая трижды, как известно, становится в три раза смешнее. Три раза про Эфиопию, три раза про Церетели, три раза про Михалыч убьёт, а про «мама заругает» — ну раз двадцать повторили. Утомила изрядно и бесконечная сцена про «перебирайтесь в центр». На сороковой раз до крайности надоела шутка с набожностью Сергея, который с папочкой. И сто раз про «бэнг-бэнг, ю шут ми даун». Да и шут бы с ним, чёрная комедия — искусство не столь высоколобое, сколь тонкое, со своими внутренними правилами. Понимаете, правилами.

Жмурки

Бывает, когда шутка на фоне крови, бывает, что как бы кровь на фоне шутки, но никогда — занудная мораль, объясняющая шутки на фоне крови, крови, крови, бесконечной крови. Почему я вспомнил про мораль? Потому что она как началась в первой сцене в виде убогой типа-экономической лекции, так и продолжилась дальше. «А Михалыч-то архитектора в камине сжёг. — Фак!» История с папкой этой. Затянутая, безумная и ничем не обоснованная сцена с русской рулеткой. Непонятно что олицетворяющий, но многозначительный «доктор номер два». Вся эта продажная милиция и т.п. Проблема в том, что это категорически несмешно, и при этом занимает львиную долю хронометража. Как те бесконечные вояжи по раздолбанным пейзажам вполне контемпорального нам Поволжья. И хибары Саратова с Нижним могут быть смешны в течение первых двух обгонов через две полосы на разбитом бимере, но никак не сорок раз подряд под неоригинально острящую на тему «Бумера», «Боя с тенью» и «Брата» сразу музыку тов. Бутусова. Эх, слышал бы Данила Багров…

И закономерный финал — депутат, бизнесмен и бывший пахан перекрасился из рыжего в седого (как будто не 10 лет прошло, а эдак тридцать, ага). Смешно? Ну, улыбнуться можно, не более. Возникает вопрос, что это за комедия такая, в которой шуток даже несмешных наберётся с кулачок, у вполне несмешного «Брата» из было куда больше. Сосед слева забывается посреди просмотра беспокойным сном.

Жмурки

Потому что если вдруг, на секунду, забыть про «комедию», и задуматься, то понимаешь. Перед нами — типичный политический памфлет, замаскированный, чтобы никто не догадался, под шуткоюмор. Такой вариант «Команды Америки» в отечественном исполнении. Мол, вот из такого сора мы выросли. Вот наша власть (чо ж не президент, а только депутат — а партию не назовёте, в гостинице Россия-то?), вот наш бизнес (чай, нефтяной да? а это не он сидит нынче, нет, мусью Балабанофф, не на МБХ намекаете?), а всех остальных просто замочили в процессе первичного накопления капитала. И процесс сакрального прощания с эпохой посредством белой простыни тут становится тоже вполне логичен со всей этой кровищщей кетчуповой и прочими грампластинками.

И старый винил, что забрал с собой Саймон, тоже чего-то, да и обозначает. И несмешно это не капельки. Потому что крайне грустно. Обманул нас Балабанов. Звал на день рождения, а привёл на похороны.

Потому что чёрные комедии — это у Тарантино. А у Балабанова — всё-таки чёрные трагедии. Глядя на которые хочется спросить господ ревнителей нравственности — вот вы Фрэнка Миллера с Робертом Родригесом обвиняете в пропаганде насилия. Почто ж обвинений сих не слышно в сторону «Жмурок». Ах, да, потому что написано «комедия». Ну, дык на заборе тоже разное пишут.

Любите кино, но, ей-богу, будьте разборчивы.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/05/29/zhmurki.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 Alex
Вы еще не наблевались? Тогда смотрите "Жмурки"

Господину Корнееву респект, хорошая рецензия. Я бы жесткости в оценке добавил, в стиле самого этого «художественного произведения». Имхо, говно надо прямо называть говном, нечего стесняться. Ведь господин Балабанов не стеснялся нам показывать на протяжении всего фильма тупые, плохо, по большинству, сыгранные актерами диалоги... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "КРИМИНАЛЬНОЕ"
Заложник: Крепко заложенный орешек


«Заложник»:
Крепко заложенный орешек

Роман КОРНЕЕВ

Привычные интонации взаимоотношений полицейского со своей семьёй, старый знакомый образ, несколько освежаемый отличной бородой в начале фильма, проблема ошибки прошлого. Брюс Уиллис разговаривает по телефону с захватившими заложников, Брюс Уиллис идёт в свете прожекторов, натянув на лысину хэбешный капюшон, Брюс Уиллис стреляет с двух рук. Как там зовут героя? Джеф Телли? Нет уж, его зовут Брюс, Брюс Уиллис. Помните персонажа «Двенадцати друзей Оушена»? Вот это он и есть, когда не придуривается.

Отзывы: [2]


Премьеры июня: «Война миров», «Автостопом по Галактике», «Мистер и миссис Смит»


Премьеры июня: «Война миров», «Автостопом по Галактике», «Мистер и миссис Смит»

Ирина КОЗЕЛ

При относительном богатстве репертуара июнь демонстрирует сумбурность и неравномерность распределения фильмов по неделям: если, например, на второй премьерный четверг запланирован (точнее, перенесён) всего один громкий релиз, то в третий их сразу три. Наблюдая такую нелогичность прокатного графика можно предполагать, что ближе к делу в нём будут происходить существенные изменения. А уж новомодная практика узкого допремьерного проката — в июне, судя по всему, будет применяться повсеместно.

Отзывы: [1]


Город грехов: Ужасы нашего городка


«Город грехов»:
Ужасы нашего городка

Роман КОРНЕЕВ

Комиксо-кинематографические изыски проходят через весь фильм, составляя костяк повествования, определяя геометрическую красоту кадра. Если кто не видит, не чувствует специфику строения комикса, а искусство графических новелл почитает чем-то недостойным «самого читающего народа в мире», ему остаётся лишь посочувствовать, такому зрителю даже при большом желании удастся рассмотреть лишь бледную тень фильма, который снимал Родригес. Отзывы: [71]


Манга: Особенности национального хентая


«Манга»:
Особенности национального хентая

Ирина КОЗЕЛ

«Манга» — модное кино и в том, насколько тонко оно транслирует философские тенденции в современном искусстве. «Манга» — это живой пример того нового искусства, которое приходит на смену ушедшей эпохе постмодернизма. «Манга» — на удивление доброе кино, щадящее. Никакого сарказма, никакой злой иронии, никакой чрезмерной шифрованности и сквозной цитируемости. Напротив — всё рассчитано на открытость и непосредственность реакции, на незамутнённость восприятия, на наивность, если хотите Отзывы: [3]


Каннский кинофестиваль-2005, финальный обзор


Каннский кинофестиваль-2005, финальный обзор

Редакция «КиноКадра»

В субботу на каннской набережной Круазет прошла торжественная церемония закрытия 58-го Международного Каннского кинофестиваля. Объявлены победители, вручены награды, выражены недоумения и начаты споры по поводу решения жюри, а мы тем временем представляем вниманию наших читателей финальный обзор прессы, освещавшей фестивальные будни и фильмы, участвовавшие в конкурсной программе только что отгремевшего международного киносмотра


Пиджак: Деревянный макинтош


«Пиджак»:
Деревянный макинтош

Роман КОРНЕЕВ

Фильм Джона Мейбери, при всём его триллер-хоррорном антураже, так же романтичен, так же по-хорошему сказочен, как и «Вечное сияние безупречного разума». Он так же нарочито-формально фантастичен, как и «Эффект бабочки». Только сила и обаяние его лежит несколько за пределами обаяния и пофигизма околопсихиатрической тематики обеих картин. Сила «Пиджака» в том, что по сути это лишь ширма, за которой скрываются и нешуточный трагизм, и настоящие, неподдельные эмоции на грани истерики. Отзывы: [9]


Звёздные войны 3: Месть Ситхов: Звёздные войны прощаются с вами


Звёздные войны 3: Месть Ситхов:
Звёздные войны прощаются с вами

Роман КОРНЕЕВ

Завершился цикл. За время, пока сказочник Джордж Лукас разрушал, потом растил и пестовал, а потом снова воссоздал свою сказочную Империю, успело вырасти полтора поколения людей, не знающих мира без «Звёздных войн». Уже этим фактом сегодня — знаменательный день. Давным-давно, в одной далёкой-далёкой Галактике отбушевали Звёздные Войны. Отзывы: [109]





"Бумер. Фильм второй"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама