Довлатов:Довлатов: Каша во ртуКино о Довлатове в исполнении Германа-младшего выглядит во многом как отечественная версия «Внутри Льюина Дэвиса»: одна зимняя неделя как время действия, специфическая культурно-богемная среда полувековой давности как место, в центре всего портрет художника в бродяжничестве и бесславии, собранный главным образом из его взаимодействий со средой. Основополагающее отличие «Довлатова», понятно в том, что здесь перед нами реальный человек, и о том, что к нему слава однажды придёт, прекрасно знают и зритель, и сам фильм, и даже некоторые его эпизодические персонажи. Это знание проникает в саму основу фильма, которого иначе бы просто не существовало, и отчасти, пожалуй, именно оно приводит к другим расхождениям с коэновским героем: экранный Довлатов большую часть времени ведёт себя как зайка, и переносимые им испытания никогда не кажутся всерьёз угрожающими. Что более важно, режиссёру это знание даёт возможность уменьшать значимость своего героя и тем самым лишь сильнее напоминать о ней зрителю. Он снимает фильм о будущем великом писателе, который не пишет перед камерой ни строчки и регулярно растворяется в толпе статистов, впрочем, уже являясь при этом вполне сформировавшимся Довлатовым; но главная за все два часа реплика «Знаешь, какое нужно иметь мужество, чтобы быть никем и быть собой?» имеет свой вес именно потому, что произносящий её не пробыл никем всю жизнь. Отдельно это трагикомедия с налётом абсурда о конфликте человека и его обстановки, с которой он, как художник, совершенно несовместим; комедия, впрочем, не злая и не конфронтационная, на что намекает уже наличие госорганизаций и Эрнста в титрах. У Довлатова есть рукописи, но вся его деятельность как писателя в кадре сводится к выслушиванию отказов их опубликовать; «Литература не бывает положительной или отрицательной, она есть, либо её нет», приводит он в какой-то момент аргумент, понятный современному читателю и зрителю, но являющаяся его адресатом редактор до того обработана идеологией, что они с таким же успехом могли бы находиться на разных планетах. «Власть делает вид, что нас нет», звучит одно из закадровых наблюдений главного героя, которое также можно положить на сегодняшний день а что делать, когда власть такова, и конца ей не видно? Собираться на квартирах в обществе своих и, конкретно в случае Довлатова, едва ли не патологически надо всем иронизировать, за что его то и дело открыто упрекают. Фильм не прочь иронизировать вместе с ним, уже в одной из первых сцен сталкивая его с персонажами-актёрами, изображающими Толстого, Достоевского, Пушкина, и выставляющими себя на смех; эти и другие шутки лишены особой тонкости, но, по крайней мере, они вытаскивают Германа-младшего из чудовищно заунывного настроя «Под электрическими облаками», что уже стоит многого. Елена Окопная, исполнитель двойных обязанностей декоратора и костюмера, получила в Берлине приз за художественное достижение, и более чем справедливо погружение в эпоху абсолютное и не вызывающее вопросов, поддерживаемое камерой, склонной подолгу, активно и без монтажных склеек исследовать переполненные людьми интерьеры. С этой точки зрения фильм смотрится отлично, но чем дальше, тем более очевидной становится его фундаментальная текучесть, нежелание что-либо приоритезировать. Персонажи одинаково монотонно болтают о мелочах и сбрасывают друг на друга бомбы вроде «Мир охвачен безумием, безумие стало нормой», и фильм похож на них; здесь даже два суицида проходят и уходят, как и всё до и после. Переставляй сцены местами, общий эффект вряд ли сильно изменится. Один монтажный переход имеет очевидный вес: Довлатов, только что находившийся в компании Бродского и поминавший Евтушенко, попадает во двор, где их неизданное творчество свалено в макулатуру. Уже вскоре после этого фильм окончательно перестаёт говорить о них что-то для себя новое, но это его, естественно, не останавливает, и они (точнее, только Довлатов и Бродский) продолжают бродить по кадру, предрекая свою раннюю смерть, так и не становясь в полной мере людьми из плоти и крови, чтобы в итоге раствориться вместе со всеми прочими персонажами, конфликтами и самой эпохой в морозной ленинградской дымке. Их лучшие годы были впереди; сложно избавиться от ощущения, что и более богатое кино о них там же.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2018/03/03/dovlatov.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
Довлатов:5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|