Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

«Окно в Европу 2016»: Якутская дочь встретилась с тамбовской блогершей

Оксана ГАВРЮШЕНКО, 17 августа 2016
Окно в Европу 2016

Глава большого жюри XXIV Фестиваля российского кино «Окно в Европу» режиссёр Сергей Урсуляк на церемонии закрытия в средневековом Выборгском замке поблагодарил своих коллег за самоотверженную работу. И это прилагательное в данном случае очень точно отражает тот качественный уровень, с которым пришлось столкнуться жюри игрового конкурса (оператор Дмитрий Долинин, актёры Евгений Ткачук и Агния Кузнецова, кинокритик Леонид Павлючик, режиссёр Арсений Гончуков) в этом году. Прежние годы покажутся «цветочками», впрочем, в области игрового кинематографа в нашей стране в ближайшие годы позитивных перемен не предвидится.

Об этой ситуации много и верно говорили на круглом столе из деловой программы фестиваля, тема которого звучала так — «1956-1986-2016 — Оттепель. Перестройка. Год кино. Вехи новейшей истории и проблемы современного отечественного кино». Так уж сложилось, как отметил президент фестиваля Армен Медведев, что все «интересные события повторялись ровно через 30 лет». Три фильма-вехи исторического 1956-го — «Сорок первый», «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь». Прорыв с «Братом» Балабанова в конце 90-х. И что сегодня? Это даже не кино «морального благодушия» или победа конформизма, как эстетического, так и содержательного. И на Открытом заседании жюри (давняя традиция фестиваля, когда участники, гости и журналисты могут услышать «судей» по окончании конкурсных показов, но до объявления решений жюри) невесёлый разговор (вплоть до «у меня случилась интоксикация от просмотренного») был продолжен.

Сегодняшние авторы не умеют ставить кадр, не знают, что такое композиция, пишут чудовищные диалоги, не владеют азами профессии. Дилетанты стали нормальным явлением в кинопроизводстве. А ведь всего пять лет назад «Окно в Европу» отметило спецпризом жюри режиссёра и сценариста Олега Погодина (за фильм «Дом», увы, так и не увидевший нормального проката) с формулировкой «за владение кинематографическими профессиями». Сегодня представить подобное невозможно.

Второе счастье, или Кино за 40 часов

Порой нельзя было отделаться от впечатления, будто всех нас поместили в машину времени и отправили в 90-е. Приезжает развесёлая компания дилетантов с флагами на Выборгскую премьеру («Второе счастье, или Кино за 40 часов» как некрофильский привет из эпохи кооперативного кино), где режиссёр-дебютант Катя Райская выступает ещё в пяти ипостасях. А в титрах данного «творения» производителем выступает даже не киностудия, а незатейливо «ИП Райская Е.А». На пресс-конференции они гордо называли себя неофитами и людьми, «которые чего-то не доиграли в детстве». А потому «на живую нитку» снимали своё «Второе счастье». У Кати Райской, к слову, есть своя «школа стервозности» и впереди «большой серьёзный проект с Натальей Андрейченко». Ну а в дебютной картине все непрофессионалы (за исключением примкнувшего Бориса Смолкина) играли «свои полные противоположности». Например, банкир — сантехника. С вантузом, да.

Все фильмы, показанные на фестивале, проходят так называемый «Выборгский счёт» (где голосуют и зрители, и участники феста), и не отметили там сделанный для широких масс продукт ИП Райской Е.А. А тройка победителей «по Выборгскому счёту» выглядит так. На 1-м месте историко-приключенческая драма Сергея Снежкина «Контрибуция» (авторскую версию режиссёр обещает 4 ноября на Первом), на 2-м — тёплая лирическая комедия о том, как нужно «гасить» приграничные конфликты «Тэли и Толи» (с 1 сентября в прокате, режиссёр Александр Амиров, дебютант в полном метре), и лишь 3-е место занял победитель «Кинотавра» «Хороший мальчик» (тоже режиссёр-дебютант Оксана Карас).

Его дочь

Среди десяти фильмов конкурса игрового кино семь были сняты дебютантами, на шесть фильмов была выделена государственная финансовая поддержка. Гран-при фестиваля «Золотая Ладья», специальный приз жюри «За чистоту и глубину авторского высказывания» и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков присудили режиссёру и сценаристу Татьяне Эверстовой за драму «Его дочь». История производства якутской картины со слоганом «У каждого своя река детства» достаточно драматична. Режиссёр закончила съёмки в 2010-м, и пять лет собирала деньги на завершение картины. В той стороне все чаще снимают на свои собственные средства, а позже деньги, полученные от проката, вкладывают в следующую картину. Четыре человека из Франции работало на фильме, включая оператора, звукооператора, осветителя и стэдикамщика. Причина? «Французские специалисты стоили дешевле, чем российские», — ответила режиссёр.

Этномифопоэтическое пространство «Его дочери» становится определяющим в разговоре о фильме. Очень неспешная по темпоритму, внимательная к деталям, живописная якутская драма о деревенском детстве опирается на документальность фактов (в современной Якутии, по словам режиссёра, так же живут и воспитывают детей, как и в 70-е прошлого века) и автобиографические мотивы самой Татьяны Эверстовой.

Прикосновение ветра

Так вышло, что география самых живых, «человеческих» фильмов конкурса, простирается далеко от привычных глазу центральных мест России. У Эверстовой — Якутия, у Ольги Веремеевой и Елены Демидовой в «Прикосновении ветра» — в Бурятии. И работа Юлии Ауг в этой картине отмечена дипломом жюри. А коллектив фильма получил приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск».

«Прикосновение ветра» — экспериментальный фильм, совмещающий в себе игровое и документальное кино. Недаром же в тандеме режиссёров за док отвечала именно Е.Демидова, выпускница мастерской Марины Разбежкиной. Шаманизм, буддизм и поэзия встречаются в этом психоделическом трипе актрисы Юлии Ауг, сугубой материалистки поначалу, следующей через Улан-Удэ и Байкал к Иволгинскому дацану. Плато Чингисхана, где героиня встретится с настоящим ламой… Без Ауг фильм бы не состоялся. Так, как камера её любит, мало кого можно представить на этом месте. Актриса полагает, что эта экстремальная поездка (а от дебютантов, по её словам, и следует ожидать экстремизма) стала настоящим паломничеством.

А бурятский актёр Эдуард Жагбаев, оперный талант, сказал, что фильм — про Бурятию, про любовь, про людей и про москвичей. Юлия Ауг, отвечая на вопрос, что она, помимо обрядовости и погружения в чужой и чуждый мир, вынесла для себя из этой работы, ответила: «Там существует живая, непосредственная традиция, которая не имеет ничего общего с нашей карнавально-православной эйфорией, что сложилась в последние годы». По словам продюсера Анастасии Разлоговой, в Выборге показали прокатную, продюсерскую версию фильма, а есть ещё авторская, расширенная, с другим монтажом. И 3 сентября, когда состоится международная премьера фильма на Монреальском кинофестивале, её и увидят зрители.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2016/08/17/vyborg.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама