![]() |
![]() Дина Дурбин: Золушка с характеромначало статьи » окончание
![]() В картине «Ради любви к Мэри» (1948) Дина приветливо, почти по-дружески беседует по телефону с президентом США — даёт ему советы, как избавиться от икоты. По сюжету фильма «Без ума от музыки» (1938) Дина, ученица швейцарской школы для девочек, заставила всех поверить в то, что у неё есть отец (на самом деле не существующий). Для пущей убедительности она вынуждена отправиться на вокзал — встречать папу, который «должен приехать» навестить свою доченьку. Но никакого папы нет, и встречать на вокзале некого. И всё прошло бы гладко, если бы одноклассницы не отправились вслед за Диной на вокзал, потому что все очень хотят увидеть её отца. Дина, уже было собравшаяся уходить с перрона, замечает внимательно следящих за ней девочек и… ей ничего другого не остаётся, как броситься обнимать совершенно незнакомого человека, только что сошедшего с поезда. Дина добивается своего: одноклассницы уверены, что это и есть её отец. Кинематографический характер Дурбин мало напоминает характер Золушки: в ней нет нерешительности, покорности, жертвенности и смирения. Она всегда делает то, что считает нужным и правильным; она способна постоять за себя и за тех, кто ей дорог. «Классическая» Золушка пассивна, в ней есть некая обречённость; а героини Дурбин — напротив, очень активны и деятельны: они не принимают негативную ситуацию в своей жизни как данность — они всегда готовы бороться с обстоятельствами. Такой героиня Дурбин предстаёт перед нами и в «Первой любви». Её Конни проживает сказку о Золушке, будучи совсем не похожей на Золушку. ![]() Почему эти изменения в характере Золушки нельзя объяснить обычным стремлением сделать сказочную героиню более современной и более близкой к сегодняшней реальности? Да хотя бы потому, что характеры всех остальных персонажей сказки остались нетронутыми: злая сестра, безразличная к чувствам окружающих мачеха (в данном случае — тётя), Принц с голливудской улыбкой, «на белом коне»… «Осовременивание» коснулось только некоторых деталей: нет кареты, которая должна в урочный час превратиться в тыкву — вместо этого дорогая машина с полицейским эскортом; бал проходит не в королевском дворце; в фильме — это приём, устроенный одной из самых состоятельных семей Нью-Йорка. В случае с характером Конни следует говорить о наполнении «шаблонного» сказочного образа жизнью, об индивидуализации классического образа Золушки, что, безусловно, сделало его более интересным для зрителей. А авторам фильма этот неординарный подход к решению образа помог разнообразить сюжет, добавить в него эпизоды, которых, будь Золушка по обыкновению пассивно-смиренной, просто не могло бы быть (например, сцена с «несуществующим телефонным звонком» и кормлением лошади Роберта Стэка). ![]() Один критик написал о «Первой любви»: «Нет ничего недостойного или лицемерного в той мечте, которую мисс Дурбин выражает с такой неотразимой убедительностью». Вероятно, эта «неотразимая убедительность» во многом стала результатом нового решения образа главной героини, когда Конни предстала перед зрителями задорной, полной жизни и чрезвычайно деятельной. Продюсер Дины Дурбин, Джо Пастернак, с самого начала решил, что его подопечная на экране будет именно такой. Этими же словами можно описать и характер Патрисии в фильме «Сто мужчин и одна девушка», где вместе с Диной снялся знаменитый дирижёр Леопольд Стоковский. По мнению Пастернака, участие в проекте столь известного в мире музыки человека должно было оказать необходимую «поддержку» Дине, помочь подчеркнуть её удивительную, яркую музыкальность. Так, собственно, и получилось, однако, и Дина в долгу не осталась, оказав Стоковскому «ответную услугу»: благодаря ей Стоковский и музыканты его оркестра навсегда остались в истории мирового кино. Как встретила картину критика? Читая некоторые критические высказывания, можно сделать вывод, что порой кинокритики позволяют себе быть просто зрителями. Хотя, вероятно, в подобных случаях дело совсем не в их «доброй воле», а в том, что бывают фильмы, способные заставить всех, даже рассудительно-чёрствых профессионалов, реагировать на происходящее на экране искренне и с той долей непосредственности, которая свойственна публике в зале. Итак, когда в прокат вышла картина «Сто мужчин и одна девушка», в прессе писали: «Искушённые кинокритики сидели на премьере, и по их щекам катились слёзы радости». «Бесполезно притворяться, что во мне столько чёрствости, чтобы противиться уговорам мисс Дины Дурбин. Искренние глаза, полуоткрытый рот, электрическая энергия, изумительный голос: если он приносит более 50 миллионов или около того, несомненно, можно простить критика, чьи устои профессионального цинизма немного пошатнулись. Это чистейшая выдумка, но она удалась». ![]() Читая рецензии на фильмы Дины Дурбин, невольно ловишь себя на мысли: как же много в кинокритике предрассудков, издавна укоренившихся в нашем сознании; одним из них можно считать снобистски-снисходительное отношение к «развлекательным» фильмам — картинам с комедийными или комедийно-мелодраматическими сюжетами, «лёгким», почти воздушным, в которых, танцуя и распевая песни, герои обретают счастье. Принято считать, что если фильм всего лишь доставляет удовольствие зрителям, то и критикам он не создаёт особых проблем; в этом случае излишне обременять себя и читателей глубокомыслием. Безусловно, в хорошей комедии критики всегда находят нечто большее, нежели просто комедию. Да, всегда находят, но не всегда ищут. Следует признать, что критики с интересом и интеллектуальным воодушевлением принимают всё, что им предлагает комедия, но в принципе ничего от неё не ждут. К фильмам Дины Дурбин критики тоже относились хотя и внимательно, но всё же с заметной долей профессиональной снисходительности. Весёлые, всегда хорошо заканчивающиеся, «поющие» кинематографические истории, в которых снималась Дурбин, да и её саму как актрису, похоже, никогда не считали объектами серьёзного киноведения. То есть, будучи одной из главных звёзд «поющих», комедийных фильмов, которым она обязана всемирной популярностью, Дурбин в то же время оказалась, в определённой степени, жертвой этих картин. Хотя, конечно, критики никогда не выказывали безразличия к актрисе. Джимпсон Харман так описал свои впечатления от фильма «Сто мужчин и одна девушка»: «В возрасте, когда большинство английских девочек переходят от гротескного хихиканья к глуповатой улыбке, эта юная канадка соединяет непринуждённую живость ребёнка с лёгкостью и уверенностью исполнения, которых можно ожидать только от опытной актрисы». ![]() Студия «Юниверсал» внимательно относилась к желанию публики видеть Дину в разных фильмах, но фактически в одном и том же образе. И порой сама студийная система помогала продюсерам ублажать зрителей. Например, самым распространённым способом установления деловых отношений между студией и нанимаемым актёром было подписание долгосрочного контракта. Так поступали со всеми: и со «звёздами», и с актёрами второго плана. Кроме того, если вспомнить, что даже у актёров, которые появлялись в эпизодических ролях, было своё амплуа, то легко объяснить ситуацию, когда в каждом новом фильме студии (и порой в аналогичных ролях) появлялись одни и те же актёры. Такое положение вещей характерно и для студии «Юниверсал», где снимались фильмы Дины Дурбин. Мне кажется, впечатление своеобразного «тиражирования» образа Дурбин во многом определяется сходством и даже прямым повторением «фона», на котором разворачиваются события её фильмов; и фон этот создают актёры, исполняющие роли второго плана, с удивительным постоянством переходящие из фильма в фильм. Миша Ауэр играл в трёх картинах Дины: «Три милые девушки» (1936), «Сто мужчин и одна девушка» и «Весенний вальс» (1940). Уолтер Кэтлетт исполнил роль бродвейского агента, который объяснял Энн Картер, что для актрисы «очень важна осадка», имея в виду осанку. Кроме «Сестры его дворецкого» (1943), актёр появился ещё в трёх картинах: именно он был врачом Чарльза Лаутона и безуспешно старался заставить своего пациента соблюдать постельный режим в «Всё началось с Евы» (1943) он же был «старшим официантом», спорившим с Илонкой о ценах на спаржу в «Весеннем вальсе». Уолтер Кэтлетт сыграл и эпизодическую роль в картине «Я буду принадлежать вам» (1947), где ему даже позволили спеть с Диной. ![]() Чарльзу Колману выпало четырежды исполнять в картинах Дурбин роли слуг. Он был камердинером Рэя Милланда в «Трёх милых девушках» и трижды играл дворецкого («Этот определённый возраст» (1938), «Первая любовь», «Это началось с Евы»). Фрэнк Дженкс играл водителя такси в «Ста мужчинах и одной девушке», полицейского — в «Первой любви» и одного из дворецких в «Сестре его дворецкого»: танцуя с Энн Картер, он игриво предлагал ей стать старшей горничной в доме его хозяина. Чарльз Уиннингер трижды исполнял роль отца Дины — в картинах «Три милые девушки», «Три милые девушки стали взрослыми» (1939), «То, что она не отдаст». Однако в данном случае дело не в долгосрочном контракте со студией или амплуа, а в том, что эти фильмы представляют собой трилогию, в которой Дурбин играет одну и ту же героиню — Пенни Крейг. Хотя Чарльз Уиннингер появляется в эпизодической роли и в другом фильме Дурбин — в «Что навеял ветер» (1947) он играет алчного родственника возлюбленного Дины. Главные мужские роли тоже нередко отдавались одним и тем же актёрам. Например, Фрэнчот Тон дважды играл возлюбленного Дины, в 1943 году в «Сестре его дворецкого» и в 1945 — в «Из-за него», а несколькими годами ранее он появился в фильме «Тихоня» (1941), где играл не непосредственно возлюбленного (здесь эта роль была отведена Роберту Стэку), но предстал перед зрителями в роли богатого любителя приключений из Нью-Йорка, который на некоторое время всё же заинтересовал героиню, так как очень отличался от её любимого. Стэк, хоть и был в неё влюблён, но гораздо больше времени уделял другой своей страсти — машинам. Сам же Роберт Стэк два раза становился кинематографическим избранником Дины — в картинах «Первая любовь» и «Тихоня». ![]() В «Первой любви» Конни, отвечая на вопрос, когда она родилась, отвечает — четвёртого декабря. Тот факт, что день рождения героини совпадает с днём появления на свет самой Дины Дурбин, нельзя считать случайным. В Голливуде с его знаменитой практикой «железного сценария» ничего случайного не бывает. На мой взгляд, эта крошечная, почти незаметная деталь появляется из-за желания авторов картины ещё больше объединить актрису и её образ. Своеобразной попыткой создать впечатление единого для всех героинь Дины Дурбин экранного образа можно считать и «косвенное» появление Леопольда Стоковского в картине «Это началось с Евы». Непосредственного участия Стоковский в фильме не принимает, упоминается лишь его имя, но когда Дина узнаёт, что Стоковский — друг героя Чарльза Лаутона, Джонатана Рейнольдса — она просит обязательно пригласить дирижёра в гости, потому что она горит желанием спеть для него. Это — не что иное, как явная отсылка к раннему фильму «Сто мужчин и одна девушка». Продюсеры старались сделать всё, чтобы публика полюбила экранный образ Дины Дурбин и её фильмы. Так и случилось: вот только больше всего зрители полюбили саму Дину Дурбин, потому что почувствовали в ней стойкий характер, человеческое обаяние, талант, искренность и великодушие. И сегодня её фильмы, многие из которых по-своему устарели, производят сильное впечатление на зрителей именно очарованием самой актрисы и силой её личности, которая ощущается в каждой сыгранной ею роли. В 26 лет она оставила принёсший ей мировую славу Голливуд, и всю оставшуюся жизнь прожила с мужем и детьми во Франции — вдалеке от съёмочных площадок и вспышек фотообъективов. Она любила путешествовать, петь для семьи и друзей, а в праздничные дни с удовольствием выпивала бокал-другой любимого шампанского. Она была хорошей актрисой с удивительным голосом, но самое главное — Дина Дурбин была весёлым, жизнерадостным и всегда живым человеком. До встречи на просмотре «Сестры его дворецкого» или другого фильма Дины Дурбин. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/05/08/durbin.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|