Место под соснами:Место под соснами: Жизнь в трёх картинах«Место под соснами» (“Place Beyond the Pines”), 2013 Кинематограф, начав как вид искусства, наиболее близкий к тому, как мы воспринимаем реальность, всегда искал новые способы не только отстраниться дальше от этой реальности, но и, наоборот, подойти к ней настолько близко, воссоздать её настолько достоверно, насколько это возможно с помощью человека с киноаппаратом в руках. У каждого, кто за такое берётся, как водится, кино своё. У одних — длинные сцены, снятые одним дублем, у других — отсутствие музыки, у третьих — открытые финалы, у четвёртых — съёмка ручной камерой, у пятых — вволю импровизирующие актёры, а то и вовсе отсутствие сценария, вроде как долженствующее призвать на съёмочную площадку атмосферу спонтанности и вдохновения. А если копнуть глубже, можно вообще наткнуться на бескомпромиссных гениев вроде Ульриха Зайдля, начисто стирающих любые границы между кино игровым и документальным, лишающих само это разделение всякого смысла. Дерек Сьянфранс дебютировал ещё в конце 90-х и, никем не замеченный, исчез на 12 лет, чтобы затем решительно ворваться в мир американского независимого кино со своим «Голубым Валентином». Он тогда во многом подкупил смотрящую публику именно тем, как удачно сумел найти и ухватить ту самую, истинную «жизненность» — качество, которое ранее уже постарались опошлить и обесценить любители находить его везде, где только не лень. В его фильме это была не просто жизненность, а самая настоящая жизнь, где диалоги теряли отточенность и лоск и обретали естественную красоту и грубость, а актёры незаметно становились людьми, такими, какими мы были, будем или могли бы быть. Сьянфранс же, заслужив всеобщее признание, возрадовался и логичным образом решил копать дальше в том же направлении, но теперь уже — на куда более широкой площадке. Не будет преувеличением сказать, что фильма, более амбициозного в своей драматургии, чем «Место под соснами», за весь прошлый год просто не было. Собравшись с духом и выйдя из палатки, Сьянфранс выезжает на бескрайний простор одноэтажной Америки, существующей будто бы вне времени и вне пространства, и принимается за свой рассказ, преисполненный стремления извлечь весь драматический потенциал из идеи жизни как не имеющей начала и конца цепочки случайностей, действий и их последствий. Такая, если хотите, альтернатива «Облачному атласу» — абсолютно приземлённая в смысле содержания, пристально вглядывающаяся в каждого из основных персонажей и серьёзная, как сердечный приступ. И вот, взявшись за реализацию своего замысла, режиссёр честно сжимает зубы и не идёт на компромисс ни с кем и ни с чем, кроме разве что необходимости держать хронометраж в пределах двух с половиной часов. Ради достижения цели он готов обойти стороной любые мнимые или реальные правила игры, полностью подчиняя себе нарратив, углубляя его до того, что в нём становится бесполезно и глупо искать что-то лишнее. Как и в жизни, здесь нет ничего лишнего, а есть лишь происходящее здесь и сейчас и то, что за ним последует. И так оно продолжается, пока годы идут, люди становятся лицами на выцветающих фотографиях или живущими призраками прежних самих себя, редкие моменты счастья обволакиваются туманом безысходности, и ничего сделанного уже не вернёшь и не исправишь, и только и остаётся, что продолжать ехать вперёд по окружённой лесом дороге. Сьянфранс при этом слишком ответственен, слишком хорошо и тонко чувствует материал, чтобы позволить себе легко сбиться с выбранного пути. Он выдерживает весь фильм в одном тоне, чтобы не дать ему распасться на части, а эпический размах истории компенсирует вниманием к деталям и, как в «Валентине», обезоруживающим натурализмом диалогов. Он наделяет каждую сцену всей необходимой весомостью, а, стоит ей завершиться, перебрасывает всё внимание и энергию на следующую, делая итоговое полотно удивительно ровным. Наконец, он начисто лишает фильм всякого пафоса — люди в кадре у него не рассуждают о главных вопросах жизни, вселенной и всего такого, они слишком заняты тем, чтобы этой жизнью жить, и нарочито, почти демонстративно линейная манера повествования — тоже работает в эту степь, одновременно являя собой приятный контраст аттракционам сложносочинённой драматургии типа «Столкновения» и «Вавилона», одним из которых и «Место под соснами» легко могло бы стать в руках менее чуткого постановщика. Другое дело, что подстраивая все эпизоды фильма под общие темы и протягивая нить сюжета всё дальше, Сьянфранс вынужден специально создавать для этого всё больше и больше условий. Когда до финальных титров остаётся полчаса, мастерское сочетание естественности происходящего в кадре и абсолютного авторского контроля за кадром наконец начинает давать трещину. Становится жизненно необходимо познакомить вот этого персонажа с этим, повесить на видное место одну фотографию и всеми правдами и неправдами протащить через годы другую, и так возведённая за два часа волна истории, теряя свободу для манёвра, начинает нависать уже над самим своим создателем, угрожая вот-вот обрушиться в неприкрытый мелодраматизм. Сьянфранс, к его чести, сжимает зубы ещё крепче и, собрав вместе все оставшиеся собственные и актёрские силы, выдерживает это испытание, победно пересекая финишную черту. На ней «Место под соснами» — ещё одна в ряду больших и атмосферных драм, о которых американское кино не перестаёт волноваться, что вот-вот потеряет способность их создавать — но этого не произойдёт, пока есть режиссёры, подобные Сьянфрансу, снимающие с уверенностью ветеранов и наглостью молодых. В финальных сценах, сводящих историю обратно к одному персонажу, после чего позволяющих ему выехать на открытый простор и отбыть в сторону горизонта, пожалуй, нет ничего небанального, но нельзя представить, чтобы они были уместнее и по-тихому пронзительнее. Экран темнеет, жизнь продолжается. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/04/20/placebeyondthepines.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Tarme
А спасибо за рецензию. Я все ждала, когда она будет, сходила на "Коммерсант", там по традиции - пересказ сюжета и выводы "ну ы".
Я согласна, да - удивительное кино. Простое как топор, абсолютно лишенное пафоса. Просто жизнь, да. Которая отличается от любого фильма тем, что она непредсказуема... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|