Мастер:Мастер: К горизонту«Мастер» (”Master”), 2012 Когда Пол Томас Андерсон впервые появился на мировой киносцене, он был молодым и нахальным самородком, поймавшим волну американского независимого кино 90-х — иными словами, ещё одним в ряду таких людей, как Содерберг, Линклейтер, Тарантино, Смит, Солондз, О. Рассел и другой Андерсон, только Вес. И если поначалу не все ещё имели точное представление о том, куда он может пойти дальше и каковы вообще его амбиции, то любые сомнения вмиг разрешила та самая открывающая сцена «Ночей в стиле буги», заявившая о стремлении 27-летнего режиссёра дотянуться до высот Скорсезе и Олтмана столь же прямо и неприкрыто, как и о его искреннем преклонении перед ними. Шли годы, принёсшие сначала совершенно олтмановскую «Магнолию», а затем «Любовь, сбивающую с ног», которая была как раз вполне оригинальной и своей, но при этом 85-минутным эксцентричным ромкомом с Адамом Сэндлером в главной роли. Получив приз за режиссуру в Каннах и традиционно хорошую критику, фильм всё равно с лёгкостью стал самым непонятым и культовым в фильмографии Андерсона, и в этом — пожалуй, ещё одна из причин, по которой прибывшая через долгие пять лет «Нефть» так встряхнула общественность. Монументальное, бескомпромиссное полотно, которое монструозный Дэй-Льюис вёл вперёд, как локомотив, вызывало обоснованные сравнения уже с самим Кубриком, и пусть триумфатором «Оскаров» стали братья Коэны, мало кого это волновало два года спустя, когда «Нефть» раз за разом находила себя на ведущих позициях в списках лучших фильмов десятилетия. И именно в этот момент режиссёр, которому на тот момент не исполнилось и сорока, стал настоящей рок-звездой и чуть ли не главной надеждой американского авторского кино на неограниченное время вперёд. Тянулись друг за другом очередные пять лет, и чем дальше всеми правдами и неправдами продвигался «Мастер», тем больше он становился Событием с большой буквы. Новое погружение в американское прошлое (на сей раз — в пятидесятые), сюжет о возникновении религиозного культа и попадании в него заблудшего ветерана Второй мировой, долгожданное возвращение Хоакина Феникса и съёмки, в наш-то цифровой век, на 65-миллиметровую плёнку — в этот раз все были готовы и с трепетом ожидали лучшего. Ко всему вышесказанному стоит добавить, что «Нефть» вкупе с первыми деталями о «Мастере» закрепила Андерсона в качестве чуть ли не единственного американского режиссёра, готового снимать о двадцатом веке размашисто, но не до такой степени, чтобы его фильмы приходилось выпускать сразу в широкий прокат и вообще выдавать их за мэйнстрим. «Мастер» идёт дальше по этой тонкой линии и не оступается — перед нами вновь образец Большого кино, в котором ушедшая эпоха воссоздана безошибочно, а роскошная картинка буквально вбирает в себя порывы морского ветра и запах солёной воды, бескрайний простор полей и пробивающиеся сквозь стёкла и листву солнечные лучи, чтобы передать их затем зрителю. Единственное, что не передаётся — это эмоции. И нельзя сказать, что на экране их нет. Наоборот — Андерсон, каким бы ни был масштаб и техническая проработка его полотен, никогда не забывал ставить в центр людей, и в «Мастере» таковыми стали два чуть ли не лучших его персонажа. Фредди Квелл, бешеный пёс в человеческом обличье, которого посттравматический синдром оставил в самом безнадёжном состоянии: какое-то время он ещё способен выглядеть убедительно в костюме, но всерьёз озабочен лишь тем, чтобы сделать ещё самогону и затащить кого-нибудь в постель. И Ланкастер Додд, создатель и руководитель религиозного учения, шарлатан, при этом вовсе не имеющий злого умысла; наоборот, он обаятельный человеколюбивый идеалист, делающий своей целью помощь заблудшему Фредди. Самым случайным образом встретившись, они оказываются непреодолимо нужны друг другу — спаситель и нуждающийся во спасении, дрессировщик и зверь, учитель и ученик, отец и сын. На таком фундаменте можно строить всё, что душе угодно, и Андерсон принимается за дело с энергией уверенного профессионала, давно не бравшего в руки шашек. В первой же сцене он предлагает зрителю нового антигероя — только теперь уже не харизматичного и безжалостного мизантропа, но малоприятного и жалкого типа, остролицего, неловкого, разговаривающего уголком рта и норовящего то и дело отпустить вульгарную шуточку. Под сбивчивую музыку Джонни Гринвуда камера непрестанно наблюдает за ним, куда бы он ни отправился и что бы ни натворил, пока, наконец, он не оказывается на яхте Ланкастера Додда, после чего и сам сюжет окончательно выходит в открытое море. А там — чего только нет. Фредди переживает «проработку» и вспоминает влюблённую в него рыжеволосую школьницу, пытается внедриться в человеческое общество и посвятить себя учению, то и дело спотыкаясь об окружающий его скептицизм и не желающие уходить старые привычки. Додд проповедует, пишет книги, спорит с противниками и отчаянно подвергает Фредди одному испытанию за другим. Время от времени в кадре неожиданно для всех появляется Эми Адамс, в свои 38 до сих пор не избавившаяся от лица и фигуры девочки-припевочки, и оттого вдохновенно, как никогда, переворачивающая этот образ с ног на голову. Чем дальше, тем больше фильм наполняется второстепенными персонажами и идеями, каждую из которых он с интересом рассматривает сцену-другую, прежде чем отбросить и перейти на новую или, к тому времени, уже хорошо забытую старую. Корабль плывёт, всё меньше заботясь о поиске конечной цели; фильм, в противоположность идеально чёткой картинке, становится всё более сюжетно размытым с каждой минутой. Время от времени поверх всех остальных взбирается изначальная нить — история сломанного человека, находящего возможность утешения и спасения в новом для себя обществе, но не способного сделать её реальностью. Однако не проходит много времени, прежде чем эта нить вновь исчезает под грудой других, не оставляя за собой и следа. Практически весь фильм в итоге существует в своеобразном эмоциональном вакууме, и когда в финале Додд поёт Фредди прощальную серенаду, этот эпизод полагается только на дрожащий голос Хоффмана и слёзы Феникса — весь фундамент из-под него уже исчез, и ощущение катарсиса так и не приходит. И как бы тонко не играли актёры, какие бы чудеса не творили на двоих оператор и художник-постановщик, какими бы пронзительными не были романтические баллады, сопровождающие особо эмоциональные, по задумке, моменты — этот фундамент, однажды потеряв, не вернёшь. В конце концов, создаётся впечатление, что Андерсон, определившись с главными героями и местом времени и действия, сам настолько поразился богатству возможностей, что так и не определился с тем, о чём именно, собственно, снимать кино. Вот и снял в итоге — ни о чём, но одновременно обо всём сразу. А точнее, наоборот. Такое кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/02/16/master.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|