![]() |
![]() Бэтмэн: начало:Бэтмэн: начало: Ужас, летящий на крыльях ночи«Бэтмэн: начало» (“Batman Begins”), 2005 Бэтмэн, это не просто комикс, это даже не просто кинокомикс. До некоторых пор существовало всего два семейства супергеройских «графических новелл», которые были возведены в ранг кинокульта. Один из них — «Супермен» — ведёт свою экранизационную историю с 60-го года прошлого века, в современный же киноэпос его привели фигура скончавшегося совсем недавно Кристофера Рива и соответственные планы реанимации франчайза. Более молодой «Человек-паук» и совсем ещё юная легенда «Города грехов» уж тем более меркнут как перед возрастом бэтманианы — её автор Боб Кэйн родился в 1915 году, умер в 1998, и успел при жизни поучаствовать в десятках кинопроектов по мотивам приключений Человека-летучей-мыши, самый первый из которых датирован 1943 годом, а последний — фанатская короткометражка «Бэтмэн: тупик» не только весьма наглядно продемонстрировала некоторую культурологическую изношенность темы летучих мышей, но и мощно пошутила по поводу современного состояния крупнейших американских кинофранчайзов вообще. Нет, конечно, современная традиция возводит Бэтмэна не настолько глубоко в историю, а понимает его более узко — сводя к четырём экранизациям предыдущией голливудской эпохи: конца 80х — второй половины 90х, то есть двум фильмам мастера фильмов-фантазий Тима Бёртона и двум фильмам его сиквел-антагониста Джоела Шумахера. Легенда состоит в том, что Бёртон создал оригинальную концепцию бэтманианы именно как красочной сюрреалистической сказки, в которой Бэтмэн — скорее ось вращения, нежели, действительно, супергерой. Он сражается с врагами, но враги его столь колоритны и вызывающи, столь детализованны и гениальны, что вопрос не в том, кто сумеет раньше угодить в готамскую психолечебницу, а в том, как это будет проделано. Шумахер, согласно той же легенде, извратил бёртоновскую концепцию, превратив стройное полотно в гей-парад уродов, сколь знаменитых актёрски, столь же убогих по результатам стрельб. Лично мне коренная, согласно такой трактовке, роль Шумахера в гноблении славных имён Бэтмэна и Робина, а также Человека-знака-вопроса представляется сомнительной. Во-первых, разложите по годам выхода показатели зрительской популярности (или сборов) всех четырёх фильмов — этот график составит вполне гладкую кривую. Тут дело не в злом гении халтурщика-Шумахера (он, конечно, не Бёртон, но вполне крепкий кинопроизводитель), и даже не в исполнителях главной роли (в маске-с-ушками не сильно поиграешь в Станиславского), дело в концепции. Она исчерпалась, что чётко осознавал Бёртон, уходя из проекта. Не спасли даже новомодные визуальные эффекты, которые в таком количестве, как в случае с Арни-Морозко и Умой-Плющём, Бёртон, несомненно, применять ещё не мог, годы не те. Компьютерный эффект важен как поддержка, а не как костяк концепции, сейчас это очевидно всем, в конце 90х это была мысль, свежая и оригинальная. И потому должно было пройти семь лет после завершения четвёртого проекта, чтобы были поняты причины провала сверхпопулярной некогда серии, и был принят план реанимации кинокомикса. Идея оказалась проста, как никогда, и сложна, как никогда. Вернуться к началу, рассказать историю по-новому. Сломать прежнюю концепцию, построить принципиально новую, революционную для узкого клуба масштабных кинокомиксов. Ну, и сорвать банк, запустив новый цикл «с толчка». Затея подобного рода уже проделывалась — в случае с «Терминатором 3» её можно назвать условно-неуспешной (проект ожил, 4-я часть непременно будет, сборы вполне хороши, а что рейтинг фильма по опросам вышел неказистым, ну так рейтинги и деньги как мерило успеха — суть вещи разные), а в случае с «Фредди против Джейсона» и «Чужим против Хищника» (метод в корне другой, но тоже метод) условно-успешной. Так что тем интереснее посмотреть, что же получилось у Кристофера Нолана и Дэвида Гойера — режиссёра запутанного триллера «Мементо», а тажкже выматывающей «Инсомнии», и сценариста экшн-комикса «Блэйд» (включая руганную-переруганную третью часть). Для начала пару слов о самом жанре приквела. Как тут недавно показали господа Пол Шредер и Ренни Харлин (тоже несколько тавтологично взявшиеся за реанимацию «Екзорциста»), задача тут не из лёгких, если подходить к вопросу со всей серьёзностью, воссоздавать, так сказать, оригинальных персонажей с нуля, объясняя, откуда и куда есть пошла глория мунди. Но ведь и цель — не просто воссоздать, а создать новую концепцию! Зрителя стали готовить задолго. Ролики фильма, выходящие в массе, живописали никак не классическое комикс-фэнтэзи. Мельтешение крыльев, динамичное действие, которое так и хотелось обозвать словом «экшн», и всё это разбавлено своеобразным героическим роуд-муви про то, как у парня погибли родители и он потом долго бродил по горам, пока не встретил клан ниндзя (ну, вы понимаете, в Гималаях), в котором ему научили делать ки-я с ноги и вообще грамотно становиться невидимым, а также искусству терпения и стилю «летучей мыши». Так было в роликах. Смотрелась концепция занятно, бодро и по-хорошему оригинально. Брутальный герой «с прошлым», в значительной степени очеловеченный (в дилогии Бёртона он вообще был, практически, фигурой умолчания), осовремененная технологическая база (приквел, более технологизированный, чем оригинал… ну, ладно, допустим), старый добрый Майкл Кейн ака Альфред Пенниворт в традиционной роли всепонимающего старика-привратника Бэрримора, Морган Фриман в роли престарелого технического гения и снова всепонимающего старика (привет «Блэйду», его тоже убьют?). Ну, и юмор, специфический автоюмор, с некоторых пор проявляющийся в той или иной степени буквально в каждом из приходящих на ум кинокомиксов первой величины — «даз ит кам ин блэк», «вас долго не было» и «он здесь... кто?.. Бэт-мэн!» На уровне мировых стандартов, как говорится. Заявка в целом сильная, но не лишающая желания задавать каверзные вопросы. Может получиться, а может не получиться. Смотря на то, как посмотреть. Слишком многое зависело от конкретного исполнения. Кич или шедевр, дьявол традиционно кроется в деталях. Каждый для себя решает это непосредственно в кинозале, в процессе просмотра.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/06/19/batman.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: БЭТМАН
Колонка редактора » Цветы зла Роман КОРНЕЕВ
Колонка редактора » Уэйн не нужен Роман КОРНЕЕВ
Киноблог » Пропущенные новости: «Бэтмен против Супермена», «Привидение», «Красавцы», «Ночь в музее 3», "Temple Run", даты релизов
Киноблог » Пропущенные новости: Бен Аффлек, «Противостояние», «Стражи Галактики», «Фокус», «Зона 51», «Синистер 2», «Форсаж 7», «Чаппи», Рэмбо, Вуди Аллен, Дэнни Бойл
Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
![]()
![]()
![]() ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
![]()
«Игра теней», отзыв
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |