Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Собибор:

Собибор: Деды страдали

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 4 мая 2018
 
Поставьте фильму оценку!

Хабенского легко понять: и кушать хочется, и творчески развиваться — тоже. Но усаживаться в режиссёрское кресло «Собибора» было спорным поступком. Сегодня отечественное военное кино не вызывает ничего, кроме раздражения, к тому же пришлось приложить массу усилий банально для того, чтобы откреститься от Мединского, который вроде как был автором сюжета и вроде как расчистил для фильма прокат, а потом вроде как перестал быть этим автором и вроде как не расчистил. А Хабенскому пришлось везде оправдываться, что на него никто не давил, и что ему никто не указ, и что Мединский делал, он не знает, и вообще это неважно, потому что сценарий долго ходил по рукам и много раз переписывался.

И знаете что? Это и правда неважно. Потому что сюжета нет. «Собибор» — это череда бессвязных, не двигающих историю демонстративных эпизодов издевательств нацистов над людьми, где заодно очень красиво наснимали концлагерь. «Список Шиндлера» превратился в продолжение «Хостела». Для пролога (который иллюстрирует обманную смерть от газа вместо душа и заодно символично убивает самую красивую героиню уже в начале кино) стоять в стороне от основного сюжета — это нормально, но когда все сцены стоят отдельно друг от друга — уже не очень.

Вот эпизод, где жестокие немцы показательно расстреливают каждого десятого, потому что была попытка побега. Вот они так делали, смотрите и ужасайтесь. А вот эпизод, где жестокие немцы избивают ремнём от скуки. Еврея бьют, тишина, крики, счёт вслух — и уставший от такой жизни Хабенский в театральном свете на лицо. За эпизодом издевательской романтики — эпизод с издевательским распилом на время и чужие жизни. За иллюстрацией, как евреи избивали своих, чтобы те заткнулись — иллюстрация, как узники разгружали трупы других узников. А кульминацией становится нацистская вечеринка, где евреев превращают в лошадей, а потом по полю валяются трупы, как пустые бутылки.

Собибор

По отдельности выглядит это нормально, хоть и чудовищно театрально. Хабенский ставит кино как пьесу: те же приёмы, освещение и музыка, по большей части — свет на лица и тревожные скрипки, те же паузы и темп, то же раскрытие персонажей, которое на самом деле не раскрытие, и то же чтение текста, которое больше в зал, а не для общения. В «Собиборе» мало человеческих диалогов, и узники концлагеря предпочитают разговаривать пророчествами, либо произносить что-то мутно-философское, либо чеканить готовые цитаты в духе «Научили евреев убивать» — и чтоб сразу другая сцена. Огромное облегчение, когда герои позволяют себе хорошее настроение (где-то дважды за фильм), причём один раз — про верность Сталину. Хотя, право, без Сталина можно было обойтись. Шутку про Путина не вставишь — так про Сталина. Иначе это не отечественное кино.

Стоит картине выбраться из помещений на свежий воздух, взять общий кадр — и тебя неожиданно отпускает. Театр ненадолго меняется на кино. Есть своя ирония в том, что жизнь в «Собиборе» чувствуется не тогда, когда узники наконец вырываются на свободу, и мальчик долго, долго, долго бежит по полю, а когда приезжает труповоз или яркого персонажа убивают как массовку. Он едва успел удивиться — и ты тоже. Ведь не пышная демонстрация лучше всего показывает жестокость и ужас концлагерей и в целом этой войны, а холодные, беспощадные, несправедливые мелочи. Не смерть в газовой камере, а обстриженные волосы. «Собибор» с трудом пытается усидеть на двух этих крайностях, но иногда ему удаётся показать пугающую случайность и мимолётность смерти. Был человек — и нет человека, едем дальше.

Но как история фильм не работает. В нём нет людей. Только бледные фигуры, о которых больше говорят актёрские внешность и поведение, а не события. Хабенский даже личность Печерского раскрывает в первую очередь через пространные и неполные диалоги с девушкой Люкой, которая вообще непонятно кто и откуда, а потому долго кажется плодом больного воображения героя. Театральность и нераскрытость делает иллюстративные эпизоды ещё более невыносимыми и показательными, и кино вместо погружения в ужас делает тебя сторонним наблюдателем. Смотри и ужасайся. Смотри и ужасайся.

Собибор

Только Кристофер Ламберт играет какое-то другое кино. Может быть, Хабенский не нашёл с ним общий язык. Ламберт изображает начальника концлагеря, который единственный понимает, каким кошмаром занимается. Будто он не фанатик, а павший духом циник, желающий увидеть что-то живое в этом аду — и этим легко объясняются все его странные появления.

Но потом случается вечеринка со спорной кульминацией, а после вечеринки побег — и чисто шекспировский персонаж, Гамлет в нацистской форме, остаётся там, где был. Остаётся закрытым, потому что диалог про девушку и Америку не кажется достаточным — он больше похож на обещание. Которое в итоге не выполняется. Возможно, он раскрывался в оригинальном финале, который Хабенский отверг в пользу красивого побега, и вполне вероятно, что Хабенский не ошибался, считая оригинальный финал плохим, но он точно ошибся, что слил единственного реально сложного и трагичного персонажа. Нациста, который понял.

А так получился тяжёлый, но поверхностный театр про страдания и — немного — свободу. К тому же — полная противоположность тому, что людям хочется и нужно смотреть сегодня.

Собибор

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2018/05/04/sobibor.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
 BG
Зачем?

Вот вопрос, зачем снимать такое кино? Для кого? И так все знают об аде в концлагерях. Все знают о количестве трупов, о полях где вместо земли было болото из трупов и крови и каждый год, опять и опять. Трупы, трупы, кровь, убийства, жестокость. А вот помните?! А вот знаете! А вот вам не забываете! Когда по ТВ массово идет в течении года все это крутится... далее

 akametall
Хабебор

В начале подытожу: в идеале меня должны были напугать ужасами войны - не той, которая со взрывами и автоматными очередями, а той, что ломала людей и судьбы в концлагерях. Ну или хотя бы просто рассказать историю, в которой кому-нибудь можно было бы сопереживать и за кого-нибудь волноваться. По факту не получилось ни то ни то... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ВОЙНА"


Собибор:



"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама