Гагарин. Первый в космосе:Гагарин. Первый в космосе: Гагарин летал, бога не видал«Гагарин. Первый в космосе», 2013 Всё-таки великая сила — заниженные ожидания. Когда в титрах за сценарий отвечают продюсер «Зеркальных войн» (к слову, изобретатель «патриотического блокбастера»), десять лет ничего не писавший сценарист и художник-постановщик, посаженный ко всему в режиссёрское кресло, это уже диагноз. Если прибавить к этому топорно озвученные диалоги и творческую нищету в кадре, продемонстрированную в трейлере, то это диагноз вдвойне. Будет нам не кино, а взвейтесь-развейтесь на уровне заштатного ТЮЗа, снятое на госбабло под «социально значимую» тематику. Там нынче отдельной строкой проходят «светлые страницы нашей истории» и особенно «подвиги войны и труда». В общем, под имя Гагарина Мединский со товарищи дадут с удовольствием хоть кому, хоть Капанцу, хоть чёрту лысому. Тут хорошо бы повозмущаться, что, мол, Гагарин у нас чуть не единственный неоспоримый герой в истории, безо всяких «но» светлая фигура, тем более что у автора рецензии зудит профессиональная гордость, ведь заканчивал он Факультет аэрофизики и космических исследований Физтеха, и детали первого полёта человека в космос ему отнюдь не чужды. Однако кинокритик в авторе тут же замечает, что образ Гагарина в общественном бессознательном давно превратился в плакат, и в лирическом герое песни «Ундервуда» про «он обернулся простой такой, белозубый и незнакомый» больше жизни, чем в этом статуеобразном портрете, который сидит у всех в головах. Гагарин сегодня — это дедушка Ленин вчера (он, помнится, тоже всем кудряво улыбался с октябрятских звёздочек), человек-икона, неживой, бестелесный, пелевинский персонаж, а не человек. Такому Гагарину не может навредить никакой Капанец, за него уже всё сделали ещё при Брежневе, причём образ уже так закостенел, что попытки переосмысления этого образа в исполнении ли Алексея Федорченко с его мокументари «Первые на Луне» или Алексея Германа-младшего с его «Бумажным солдатом», приземлённой драмой врача, отправляющего космонавтов на верную гибель, во многом натыкаются даже в думающей части общества на подспудное отторжение. Так что «патриотический» глянец — это нынче то единственное, что востребовано по поводу Гагарина, и «хуже уже не будет». Однако само кино, в свете таких вот ожиданий, оказывается не таким уж плохим. И актёр Жалнин действительно похож (и «поехали!» говорит похоже), и какой-никакой конфликт с «космонавтом номер два» Германом Титовым в кадре имеется, и Королёв не монументальной глыбой довлеет над происходящим, у него есть свой нерв, своя, как говорится, правда. И даже вот этот страх первого отряда космонавтов перед нависшей над ними смертью прорывается сквозь топорную драматургию (за две недели до старта Гагарина при пожаре в барокамере погиб Валентин Бондаренко, и эта злополучная плитка даже есть в фильме, за полгода до этого взорвалась на стартовом столе Р-16, погиб начальник РВСН маршал Неделин, а через шесть лет после первого полёта один из них, Николай Комаров, погибнет в спускаемом аппарате — не раскрылись основной и запасной парашюты), так что персонажи нет-нет да и становятся в кадре живыми людьми со своими страхами и сомнениями даже при столь неловкой режиссуре и «отлитых в граните» диалогах. В конце концов, 10 миллионов бюджета (Капанец вообще любит эту цифру, у «Зеркальных войн» бюджет заявлен такой же, название «Кремлин филмс» надо как-то оправдывать) на этот раз не выкинуты по ветру, а честно потрачены на декорации, компьютерные задники и визуальные эффекты входа в атмосферу. Кроме того, основная профессия режиссёра Пархоменко (художник-постановщик, кто забыл) и тесное общение с родственниками Гагарина (видимо, теми самыми, что были некогда дико возмущены названием милейшего фильма «Внук Гагарина», но других родственников у меня для вас нет) сделали своё дело — эпоха показана прилично, есть в фильме и своя атмосфера, жиденькая-слабенькая, но позволяющая не морщиться при просмотре, что для подобного проекта — уже достижение. Плюс актёры, вряд ли усилиями сценаристов и режиссёра, скорее на уровне саморежиссуры, своего понимания того, «о чём снимаем», явно стараются не фальшивить в кадре, переигрывая, конечно, но по крайней мере никто в кадре не орёт, как это было в «Легенде номер 17». На самом деле, подобный вот монументальный подход к живым людям — это такое имманентное свойство «заказного кино», ибо ровно за это и дают госбабла, а не чтобы там кто-то, понимаешь, самовыражался за бюджетный счёт. Вот и получите. Причём в итоге «Гагарин» смотрится на фоне предыдущей хоккейной нетленки настолько братом-близнецом, что ты поневоле смотришь на байопик хоккеиста Харламова и тренера Тарасова новыми глазами — насколько на самом деле оно натужное и выспренное. Наивное творчество Капанца по крайней мере честнее, что ли, хотя драматургия у него куда беспомощнее, а возможности съёмочной группы (как творческие, так и просто производственные) в целом куда скромнее. Да, они сняли плакат, но плакат честный, осознающий себя таковым, скромный, со своими творческими прорывами — например, роль Виктора Проскурина, который сыграл отца, вообще невероятно живая во всём этом стерильном глянце — но и не претендующий на большее. Они сняли что могли, точнее, что заказывали, не больше, но и не меньше, (даже точечно прорывающаяся местами по сюжету религиозная тематика — явный поклон современному госзаказу даже в такой антиклерикальной теме как полёт человека в космос), так что несмотря на показательную скромность проката, фильм этот смотреть можно, и даже не стыдно. P.S. А если вам интересен живой Гагарин, вот вам
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2013/06/08/gagarin.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
Идущий
Посмотрел Гагарина. Все еще хуже, чем в трейлерах. В фильме ровно три живых сцены, и все они - с отцом Гагарина. В фильме ровно два актера пытаются изображать в кадре людей - отец Гагарина и Нелюбов. Ужаснее всего - это скука. Снять так скучно про первый полет надо умудриться. Все мало-мальски интересные сцены (их мало) не связаны с космосом и в них нет диалогов... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|