![]() |
![]() Шпион:Шпион: Принц Генплана«Шпион», 2012 Общая культорологическая незадача, случившаяся у нас в стране с наступлением «жирных нулевых», затронула не в последнюю очередь писательский цех. Покуда общество годами обходилось без каких-либо смыслов, живя «отрицанием отрицания», на вершину книгопродавских чартов взгромоздились беллетристы, среди которых бриллиантом в короне блистал Акунин-Чхартишвили. Его стилизационные изыски были тщательно выстроены, живописуя в итоге некую почти альтернативную реальность «России, которую мы потеряли», насколько близкую к оригиналу, настолько же и блистательно вылизанную, чтобы ни дай бог не превысить дозволенный летаргирующей публикой ничтожный градус дискуссионности. Был тут и «хруст французской булки», и лихо закрученный сюжет, и врождённый историографический талант работы с архивами, и высокое владение слогом. Смыслов тут не было буквально никаких. Беллетристика и есть. Неудивительно, что за экранизации акунинской прозы первым делом взялись охранители клана Михалкова — «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» — все они отличались именно что «хрустом французской булки», совершенно не усматривая вне пределов жанра хитрый прищур Акунина. Оставьте ваши прищуры себе, раз от разу говорили автору, и автор в общем уже привык, понуро таскаясь говорящей головой на очередную пресс-конференцию и скучно рассказывая там, что «это больше похоже на выданье любимой дочери замуж в чужую семью». Как говорится, у меня нет для вас других экранизаторов. И вот, очередной заход «ТриТэ» на масштабную постановку. На этот раз в качестве основы для спектакля с переодеванием взята не проверенная годами «фандориана», а куда более неоднозначный в смысле отношения к себе «Шпионский роман» из пост-модернистской серии жанровых стилизаций. Как гритца, каждому своё, где у Акунина игра в бисер и модель для сборки, там у верного михалковца продюсера Верещагина синие околыши, сталинские высотки и прочий Генплан во все поля. В итоге это вполне могла получиться эдакая разлюли-хрень вполне в стилистике позднего Михалкова, где взаимоисключающие параграфы рвали бы шаблоны налево и направо, а латентный сталинизм и явный монархизм главного заказчика музыки с трудом пролезали бы в отдельно взятую голову. Акунинская беллетристика схавала бы подобный подход, не поморщившись, благо кто знал пару лет назад, что сванидзевского разлива (они и внешне похожи) интеллигент Акунин вдруг попрётся в стан к белоленточникам заводилой. Ведь тогда на дворе хоть уже и гулял кризис, но «нулевое» болото ещё вполне царствовало в умах, не путать с «болотом» зимы 2012. В общем, «Шпион» по всем статьям должен был стать эдакой сложнопостановочной «социально значимой» мулечкой под vodka и balalayka. Но ему крепко повезло. Уж неизвестно, кто придумал на голубом глазу сделать из фильма комикс, но похоже, это был единственный способ хоть как-то подружить всех тараканов между собой и сделать нечто цельное, а не очередную «мышку-норушку» а-ля михалковская «Цитадель». А что, добавить в сюжет помимо сталинских высоток, дирижаблей и довлеющего надо всем организмом Дворца советов им. бассейна «Москва» ещё и гитлеровский «скайп», советские приборы ночного видения, плюс прочие штуки, работающие на «альтернативную реальность» — двухэтажные троллейбусы всё-таки ходили, и телевизоры были, но вставлены они в кино вовсе не для вящей достоверности, а напротив, для того, чтобы из реальности напрочь выбивать. В итоге главным героем фильма без шансов стал пресловутый сталинский Генплан, не реализованный в итоге и наполовину (а Дворец советов так и остался бассейном), да и то, лишь после войны, все же остальные двуногие персонажи действуют на фоне масштабной стройки. Как и, собственно, сам шпионский роман. Каковой брался в шаловливой форме разрешить главную сталинскую дилемму — как это вождь народов так облажался с нападением Германии. А дело, оказывается, в том, как старший майор НКГБ Октябрьский (в девичестве — Романов) со своим протеже лейтенантом Дориным проиграл шпионскую схватку с агентом Вассером, в результате чего случился один грузовик и один «пиф-паф и мимо». Собственно, как и почти всегда у Акунина, основная интрига не слишком изящна и по сути своей не важна, главное не кто такой Вассер, и зачем персонаж Горбунова ломанулся на Сельскохозяйственную выставку с ситро и дружбой народов, а то, насколько красиво Октябрьский и Долин зайдут в «Метрополь» или насколько достоверно разыграют «жители» конспиративной квартиры коммунальную сценку. Опять же, эдакий поздний Ритчи и прочие падения троллейбусов с моста в исполнении новичка-режиссёра здесь куда главнее всех допросов и прочей ловли на живца. И смотрится это всё (если не испытывать априорного нетерпения к комиксу как к жанру) действительно бодро и что называется богато. Последнее, ввиду скудности наших финансовых кинореалий, в последнее время стало подменять собой всё на свете, от актёрской игры до просто наличия какого-нибудь сценария. Тут и сценарий как бы есть (ну, в рамках урезанного Акунина), и актёрская игра имеется в наличии (пусть и с мигрирующими из фильма в фильм однояйцевыми михалковскими бериями-сталиными), и всяческие аттракционы придуманы — будьте-нате. И даже якобы дискуссионный момент подпущен, для того всей этой нквдешной братии придана определённая неоднозначность — тут вам и репрессии, и отдельный героизм, и имперский флёр, и элемент антиутопии. Другое дело, что альтруистический пафос Долина в фильме как-то уж очень легковесен и почти не спотыкается об историю с печальным концом Октябрьского. Плюс (тут уже прямо поперёк первоисточнику) внезапный хеппи-энд как элемент патентованной тритэшной шизофрении. Ну, и хруст советской булки, как же без него. В итоге парк аттракционов получился на славу, и снято всё весело и разнообразно. Но беллетристика, разбавленная ко всему креативом киношников, не только не перестала в процессе быть беллетристикой, но стала ещё более полупрозрачным «сценарным материалом» во всей красе своей необязательности. Господа, живущие прошлым, сходу возмущены тем, что им неиллюзорно натыкали в виртуальность и надуманность этого самого прошлого, либеральная общественность морщится по поводу цирка на костях и трагедиях, остальные пожимают плечами. Подобные фильмы могут сыграть, только став явлением, но тому ничего не способствует, тем более — глухой апрельский прокат. Одной сверкающей лысины харизматичного Бондарчука явно маловато, чтобы сделать посещение этого сеанса обязательным. А иначе зачем все эти дворцы советов воротить? Что бы изменилось, если бы весь Генплан убрали, а вместо Москвы вставили бы Харьков, и ловили бы не Вассера, а Вассермана, местного антисоветчика, диверсанта и японского шпиона? Да ничего. Даже лёгкий сталинистский пафос остался бы на месте. Вот такое кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/04/08/shpion.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
oldmen
От Российского Информбюро
Несмотря на ожесточенные бои за Зрителя, войска Российского Кинематографа по прежнему, начиная с Восьмого Августа, остаются заблокированными в районе села Жопа. Недавно была предпринята очередная попытка прорвать оборону голливудского противника. В отсутствие адекватных командиров, ответственность за прорыв взял на себя прибывший неизвестно откуда необстреляный сержант Андрианов... далее Концептуальный шпионский детектив по роману Акунина
Книга «Шпионский роман» Б. Акунина, а позже и кинофильм по ней, сокративший название до просто «Шпиона», выросли из одного исторического вопроса: как так получилось, что при всей той масштабной подготовке, которую проводили германские войска накануне войны и даже при наличии агентурной информации, СССР оказался абсолютно не готов к нападению фашистской Германии... далее Посмотрел. Качественное старательно-добротное кино на один (ну или если будет унылый темный одинокий вечер - два) раза. Ассоциации - "Пять невест" с тем же Козловским. Так же не глубоко копает и оставляет после себя ощущения умиротворенности и успокоенности.
Может потому что обошли все острые углы и сгладили все некорректности времени... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|