Шпион:Шпион: Принц Генплана«Шпион», 2012 Общая культорологическая незадача, случившаяся у нас в стране с наступлением «жирных нулевых», затронула не в последнюю очередь писательский цех. Покуда общество годами обходилось без каких-либо смыслов, живя «отрицанием отрицания», на вершину книгопродавских чартов взгромоздились беллетристы, среди которых бриллиантом в короне блистал Акунин-Чхартишвили. Его стилизационные изыски были тщательно выстроены, живописуя в итоге некую почти альтернативную реальность «России, которую мы потеряли», насколько близкую к оригиналу, настолько же и блистательно вылизанную, чтобы ни дай бог не превысить дозволенный летаргирующей публикой ничтожный градус дискуссионности. Был тут и «хруст французской булки», и лихо закрученный сюжет, и врождённый историографический талант работы с архивами, и высокое владение слогом. Смыслов тут не было буквально никаких. Беллетристика и есть. Неудивительно, что за экранизации акунинской прозы первым делом взялись охранители клана Михалкова — «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» — все они отличались именно что «хрустом французской булки», совершенно не усматривая вне пределов жанра хитрый прищур Акунина. Оставьте ваши прищуры себе, раз от разу говорили автору, и автор в общем уже привык, понуро таскаясь говорящей головой на очередную пресс-конференцию и скучно рассказывая там, что «это больше похоже на выданье любимой дочери замуж в чужую семью». Как говорится, у меня нет для вас других экранизаторов. И вот, очередной заход «ТриТэ» на масштабную постановку. На этот раз в качестве основы для спектакля с переодеванием взята не проверенная годами «фандориана», а куда более неоднозначный в смысле отношения к себе «Шпионский роман» из пост-модернистской серии жанровых стилизаций. Как гритца, каждому своё, где у Акунина игра в бисер и модель для сборки, там у верного михалковца продюсера Верещагина синие околыши, сталинские высотки и прочий Генплан во все поля. В итоге это вполне могла получиться эдакая разлюли-хрень вполне в стилистике позднего Михалкова, где взаимоисключающие параграфы рвали бы шаблоны налево и направо, а латентный сталинизм и явный монархизм главного заказчика музыки с трудом пролезали бы в отдельно взятую голову. Акунинская беллетристика схавала бы подобный подход, не поморщившись, благо кто знал пару лет назад, что сванидзевского разлива (они и внешне похожи) интеллигент Акунин вдруг попрётся в стан к белоленточникам заводилой. Ведь тогда на дворе хоть уже и гулял кризис, но «нулевое» болото ещё вполне царствовало в умах, не путать с «болотом» зимы 2012. В общем, «Шпион» по всем статьям должен был стать эдакой сложнопостановочной «социально значимой» мулечкой под vodka и balalayka. Но ему крепко повезло. Уж неизвестно, кто придумал на голубом глазу сделать из фильма комикс, но похоже, это был единственный способ хоть как-то подружить всех тараканов между собой и сделать нечто цельное, а не очередную «мышку-норушку» а-ля михалковская «Цитадель». А что, добавить в сюжет помимо сталинских высоток, дирижаблей и довлеющего надо всем организмом Дворца советов им. бассейна «Москва» ещё и гитлеровский «скайп», советские приборы ночного видения, плюс прочие штуки, работающие на «альтернативную реальность» — двухэтажные троллейбусы всё-таки ходили, и телевизоры были, но вставлены они в кино вовсе не для вящей достоверности, а напротив, для того, чтобы из реальности напрочь выбивать. В итоге главным героем фильма без шансов стал пресловутый сталинский Генплан, не реализованный в итоге и наполовину (а Дворец советов так и остался бассейном), да и то, лишь после войны, все же остальные двуногие персонажи действуют на фоне масштабной стройки. Как и, собственно, сам шпионский роман. Каковой брался в шаловливой форме разрешить главную сталинскую дилемму — как это вождь народов так облажался с нападением Германии. А дело, оказывается, в том, как старший майор НКГБ Октябрьский (в девичестве — Романов) со своим протеже лейтенантом Дориным проиграл шпионскую схватку с агентом Вассером, в результате чего случился один грузовик и один «пиф-паф и мимо». Собственно, как и почти всегда у Акунина, основная интрига не слишком изящна и по сути своей не важна, главное не кто такой Вассер, и зачем персонаж Горбунова ломанулся на Сельскохозяйственную выставку с ситро и дружбой народов, а то, насколько красиво Октябрьский и Долин зайдут в «Метрополь» или насколько достоверно разыграют «жители» конспиративной квартиры коммунальную сценку. Опять же, эдакий поздний Ритчи и прочие падения троллейбусов с моста в исполнении новичка-режиссёра здесь куда главнее всех допросов и прочей ловли на живца. И смотрится это всё (если не испытывать априорного нетерпения к комиксу как к жанру) действительно бодро и что называется богато. Последнее, ввиду скудности наших финансовых кинореалий, в последнее время стало подменять собой всё на свете, от актёрской игры до просто наличия какого-нибудь сценария. Тут и сценарий как бы есть (ну, в рамках урезанного Акунина), и актёрская игра имеется в наличии (пусть и с мигрирующими из фильма в фильм однояйцевыми михалковскими бериями-сталиными), и всяческие аттракционы придуманы — будьте-нате. И даже якобы дискуссионный момент подпущен, для того всей этой нквдешной братии придана определённая неоднозначность — тут вам и репрессии, и отдельный героизм, и имперский флёр, и элемент антиутопии. Другое дело, что альтруистический пафос Долина в фильме как-то уж очень легковесен и почти не спотыкается об историю с печальным концом Октябрьского. Плюс (тут уже прямо поперёк первоисточнику) внезапный хеппи-энд как элемент патентованной тритэшной шизофрении. Ну, и хруст советской булки, как же без него. В итоге парк аттракционов получился на славу, и снято всё весело и разнообразно. Но беллетристика, разбавленная ко всему креативом киношников, не только не перестала в процессе быть беллетристикой, но стала ещё более полупрозрачным «сценарным материалом» во всей красе своей необязательности. Господа, живущие прошлым, сходу возмущены тем, что им неиллюзорно натыкали в виртуальность и надуманность этого самого прошлого, либеральная общественность морщится по поводу цирка на костях и трагедиях, остальные пожимают плечами. Подобные фильмы могут сыграть, только став явлением, но тому ничего не способствует, тем более — глухой апрельский прокат. Одной сверкающей лысины харизматичного Бондарчука явно маловато, чтобы сделать посещение этого сеанса обязательным. А иначе зачем все эти дворцы советов воротить? Что бы изменилось, если бы весь Генплан убрали, а вместо Москвы вставили бы Харьков, и ловили бы не Вассера, а Вассермана, местного антисоветчика, диверсанта и японского шпиона? Да ничего. Даже лёгкий сталинистский пафос остался бы на месте. Вот такое кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/04/08/shpion.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
oldmen
От Российского Информбюро
Несмотря на ожесточенные бои за Зрителя, войска Российского Кинематографа по прежнему, начиная с Восьмого Августа, остаются заблокированными в районе села Жопа. Недавно была предпринята очередная попытка прорвать оборону голливудского противника. В отсутствие адекватных командиров, ответственность за прорыв взял на себя прибывший неизвестно откуда необстреляный сержант Андрианов... далее Концептуальный шпионский детектив по роману Акунина
Книга «Шпионский роман» Б. Акунина, а позже и кинофильм по ней, сокративший название до просто «Шпиона», выросли из одного исторического вопроса: как так получилось, что при всей той масштабной подготовке, которую проводили германские войска накануне войны и даже при наличии агентурной информации, СССР оказался абсолютно не готов к нападению фашистской Германии... далее Посмотрел. Качественное старательно-добротное кино на один (ну или если будет унылый темный одинокий вечер - два) раза. Ассоциации - "Пять невест" с тем же Козловским. Так же не глубоко копает и оставляет после себя ощущения умиротворенности и успокоенности.
Может потому что обошли все острые углы и сгладили все некорректности времени... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|