![]() |
![]()
Пропущенные фильмы: российское кино 2011начало статьи » окончание
Отечественное кино, несмотря на «семистудийщину» и прочие унылые реалии нашего кинобизнеса, продолжает жить. Весь год мы вспоминали его то в виде фейспалм-блокбастеров, то в фестивальных ретроспективах отечественных и международных, но всё равно довольно много заметных премьер проходило мимо нас, мелькая в паре копий на афишах пары кинотеатров, резонным образом попадая в наш обзор «пропущенного кино». Здесь найдётся место и жанровым малобюджеткам, и претенциозному артхаусу, и просто замечательному кино.
Надежда Заварова «Жила-была одна баба», 2011 Снимая эпическое полотно, посвящённое ХХ веку, неизбежно работаешь с материалом, который с кинематографической точки зрения сколь благодатен, столь и опасен. Благодатен потому, что перед авторами открывается богатая историческая палитра, и на ней слишком много оттенков кроваво-красного. Поэтому любая частная история крепко-накрепко переплетётся с судьбой Отечества, родятся символы, суждения обретут значительность, а прошлое вдруг заговорит о настоящем. И весь этот исторический калейдоскоп с элементами комнаты страха как нельзя лучше заживёт по законам кинодраматургии, ведь сценаристов хлебом не корми дай почувствовать себя историками-иллюзионистами, ловко жонглирующими драматическими фактами, датами, историческими персонажами. Опасен же этот материал тем, что Великая иллюзия предполагает создание исторического вымысла, пусть и основанного на реальных событиях. И в этом нет ничего предосудительного, это правила игры, которые, однако, не соглашаются принять некоторые зрители, всегда готовые рассердиться, обнаружив исторические неточности и несоответствия. Хотя, к сожалению, число современных кинозрителей, знающих детали крестьянских восстаний или точную дату начала коллективизации, неуклонно стремится к нулю. И если перефразировать слоган фильма, получится: «те, кто не помнят своего прошлого, обречены принимать на веру об этом прошлом всё, что угодно». К счастью, фильм не информационный бюллетень, и главное в нём то ощущение, что остаётся у зрителя после просмотра, те чувства и мысли, что пробуждает в нём увиденное. И даже тот, кто не знает истории, способен ощутить ужас от всего произошедшего со страной в первой трети XX века. Но кровь, голод и ужасы революции и гражданской войны, обретшие в фильме весьма реалистическое воплощение, не идут ни в какое сравнение с осознанием того, что жизнь глухой русской деревни с тех пор не изменилась. Мужики пьют, бьют баб, бабы пьют, бьют мужиков жизнь эта жестока и беспросветна. Так, например, в одной деревне в Тверской губернии популярна забава: местные жители, напившись, идут к ближайшей железной дороге и ложатся на рельсы: вот так жила-была одна баба, а вот и нет её… Андрей Смирнов рассказал историю о крестьянской доле в страшные годы (1909-1921), а на самом деле поведал и о жизни современного русского села. И осознание этого может напугать зрителей гораздо больше, чем подробности кровавого Тамбовского восстания. Получается, что режиссёр сумел по-своему «заглянуть в зрачки века-зверя». Чёрной ночью негры воруют уголь Роман Куланин «Портрет в сумерках», 2011 Она работает психологом в реабилитационном центре, он обычный ростовский мент. У неё респектабельный муж, у него младший брат-наркоман и сбежавшая жена. Дальше почти что-то один в один «Последнее танго в Париже» до той степени неприличия, что можно разобрать, сколько же не хватило наглости для замашки на римейк. Хотя до взрывчатости и грандиозности Бертолуччи тут — словно до полёта на Марс, режиссёрский дебют Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», сделанный на паях с вдовой Ивана Дыховичного, всё же оказывается больше того формата чернухи, который на него усиленно вешается. Скорее, это уж такой гипер-прегипер реализм, модный в Европе в начале 2000-х, и теперь, наконец, добравшийся и до нашей провинции, конкретнее, до Ростова-на-Дону. Добравшийся, впрочем, без пертурбаций, не считать же таковым идейно-художественное запоздание, зато получивший в родных широтах резкость высказывания и кое-чего поглубже. Сцена изнасилования прямо пытается соперничать с известным актом Гаспара Ноэ, размах не то мизантропии, не то религиозной правды вообще из школьных экскурсов в Фёдора Михайловича. Зато, если брать по крупному, всё честно написать, что, мол, тут не верю, а там надуманно, рука не поднимается. Оттого и смотреть «Портрет в сумерках» нисколько не удовольствие, скорее испытание, хоть и кажется всё знакомым и где-то виденным, местный колорит не отстаёт от внутренних демонов ни на шаг и бдсмно вываливается на экран. Роман Корнеев «Борис Годунов», 2011 У этого фильма с самого начала были все шансы выстрелить — и гора снявшихся забесплатно «друзей Мирзоева», включая традиционно харизматичного Суханова в роли Годунова, и минимальный бюджет, поскольку кино снималось буквально на деньги режиссёра, и пост-модернистический перенос места и времени действия в современную Москву, и связанные с этим всем аллюзии на природу современной российской власти, и совсем не затасканный, в отличие от прочей классики, текст Пушкина — кроме «мальчиков кровавых» и заголовка этого обзора за авторством Булгакова мало что и вспомнишь, хотя читали-с, читали-с. В общем, если бы хронометраж ещё поменьше, всяко был бы хит. Однако, со словами «главное ввязаться в драку» Мирзоев-продюсер крепко подвёл Мирзоева-режиссёра. Пара фестивальных показов, люди посмотрели, пожали плечами и ожидаемого релиза как-то не случилось. Знаменитый уже «широкий прокат в Северном Бутово» обсуждали все, сказывают, в несчастный кинозал даже очереди стояли первые дни, но потом пошумели и схлынуло. Ну возьмут с января фильм в вот-вот закроющийся на реконструкцию «Художественный», ну там позже «35мм» подключится. Осталось уповать на Гордона с его «Закрытым показом». Между тем, если отбросить интеллигентские метания, кино получилось слишком не для всех, чтобы иметь особые шансы на. И дело не в стихах Пушкина, и не в модной камере Костомарова, и не в нищете постановки. Вовсе нет. А в глубинной проблеме — проект не выстрелил, потому что он не мог выстрелить. Да, осовременивание сейчас модно, вон, британцы с американцами снимают очередной «Кориолан», чем Пушкин хуже Шекспира. А в том, что дальше первичных и очевидных аллегорий «бояре-олигархи», «убийство-революция» и «Суханов-Ельцин» Мирзоев-сценарист не обеспечил Мирзоеву-режиссёру никакой опоры. Вот Литва — это Литва, пограничная вольница, нахальные экс-соседи, «думский дьяк» Парфёнов, Сурков-Фёдоров, это всё понятно, все играют сами себя. Но вот поляки — они кто? Чеченская как Гражданская? Уже натяжка. А самозванец-Отрепьев у нас кто? Казачки-интервенты у нас где? Наконец барышня Мнишек — она кого олицетворяет? А ведь её ой как много, долгущий пафосный эпизод в бассейне — весь про её. И начинается не кино, а театр в худшем его понимании — чтение текста классики со сцены в предлагаемых обстоятельствах. Ну, читают, раскрашивают, пришепётывают, видеопроектор мерцает, и чего? Самый удачный момент второй половины фильма — это ряженый белогвардейским офицером двойник Мерзликина, спящий на сцене в обнимку с седлом. Браво. Вот это — решение. А то, что до и после — никак нет. Роман Куланин «Огни притона», 2011 Первым делом надо напрочь выкинуть из головы, кто такой Александр Гордон, все его бесконечные телечасы, жену-блондинку. А вторым представить себе режиссёра: умного, тактичного, знающего цену каждой детали и дорожащего каждым кадром. Это автоматически не означает, что Гордон хороший режиссёр, а «Огни притона», застрявшие в производстве на 3 года — хороший фильм. Но тот тактичный и, самое главное, индивидуальный мир, который оказывается втиснут в одно одесское лето не то 59, не то 58 года, выходит, маячит лучом из прошлого, когда актёры жили в своих ролях, а режиссёры впадали в депрессию и истерили прямо на съёмочной площадке. По-европейски элегантная история про бабу Любу (не стоит обманываться прозвищем на экране это роскошная Оксана Фандера) и её почти утопический бордель выглядит, да и является тем, что по-английски звучит как blast from the past. И Гордон, который искренне учит в своей передаче, какое кино должно быть, не снисходя до того, чтобы объяснить, как его делать, все эти годы, оказывается, не ёрничал, а держал туза в рукаве, чтобы для скептиков он оказался пиковым. А для зрителей возвращением в те времена, когда с экранов передавались чувства, эмоции и мысли, а не сухие маркетинговые построения. В этом смысле «Огни притона» невероятно старомодное кино, за что спасибо в первую очередь папе-сценаристу, едва заметное в нашей оскаленной современности. начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/12/06/lostfilms.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|