Как малые дети:Как малые дети: Пусть всегда будет мама
«Как малые дети» ("Little Children"), 2006 Помните, что говорила мама Форреста Гампа? «Жизнь — коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, что вытащишь». С кино — та же история. Казалось, современный конвейер приучил к тому, что и марку, и начинку киноконфет знаешь заранее. Бывают ли они вкусными? Конечно. Крепкая режиссура, отменные актёры, гуманистическая сверхидея, спецэффекты — чудесные сладости, которыми потчуют зрителей всех континентов. Не хватает малости — неожиданности, непредсказуемости таланта: лишь он делает фильм по-настоящему живым и захватывающим. «Как малые дети» Тодда Филда — редкий продукт, где кино — способ создания и существования истории, её душа и главное выразительное средство, в отличие от множества картин, добротно и грамотно визуализирующих сюжет — не более того. …Пронзительный скрип качелей на детской площадке нарушает сонную тишину американского пригорода. Тикают часы, на полках около циферблата теснятся фарфоровые детские фигурки — с первых кадров в душе поселяется тревога. События оправдывают предчувствие недоброго: обманы, измены, вражда. Но атмосфера фильма, сотканная из страха, любви и ненависти, озвучена не драматизмом сюжета, а звуком тикающих часов, плеском воды в городском бассейне, детскими голосами и монотонным скрипом качелей. Ни смерть, ни страсть ничего не изменят в жизни обитателей пригорода. Человеческая отчуждённость и метафизическая скука вечны, как маятник или раскачивающиеся качели. Остро ощущаешь глубокое страдание и безысходность жизни в провинциальном городке. Конечно, Тодд Филд — не первооткрыватель темы: её можно назвать сквозной в литературе как Старого, так и Нового света. Тома Перротта, по мотивам одноименного романа которого написан сценарий (самим Филдом в соавторстве с писателем), называют на родине «американским Чеховым», хотя скорее можно было бы вспомнить Шервуда Андерсона, оставившего точный адрес места, где за сонной одурью благопристойности скрываются губительные и возвышающие страсти — «Уайнсбург, Огайо». Созданный его воображением городок на Среднем Западе постоянно возникает в американской литературе и кино. Многие могли бы повторить вслед за Андерсоном: «В Америке чувствуешь себя ужасно одиноким… Я живу большей частью в маленьком городке. Маленький городок в известной мере похож на бассейн с золотыми рыбками: можешь смотреть и видеть. И я часто вижу, как наиболее чувствительные сдаются, становятся пьяницами, разбивают себе жизнь из-за ужасающей скуки и однообразия». На обложке американского издания романа Перротта — две золотые рыбки, плавающие в наглухо завязанном полиэтиленовом пакете… Писатель и режиссёр, опираясь на мощную литературную традицию, создали не просто «железный» — стальной сценарий, с упругим и гибким каркасом, с цельным и вместе с тем незавершенным пространством — у режиссёра Тодда Филда (судя и по первому фильму «В спальне») — страсть к открытым финалам. Опыт предшественников учтен максимально — не одинокий выстрел ружья, висящего на стене «в первом акте», а оглушительная канонада раздаётся во второй половине фильма: все причинно-следственные связи учтены и просчитаны, отчего финал картины становится не просто открытым для толкования, но на редкость многозначным. Но хорошая история — это ещё не хороший фильм. У режиссёра Филда есть своя интонация, свое видение реальности, и оператор Антонио Кальваче живо всё это воссоздает. Его камера сумела придать действительности некое дополнительное измерение — купание в бассейне, гроза, любовные сцены, футбольный матч, съемки документального фильма и другие сцены, убеждающие «правдой жизни», доведенной до физиологизма, постепенно наполняются иным смыслом, становятся знаками иной реальности, где бассейн превращается в образ райской невинности и чистоты, футбольный матч — в обряд своеобразной инициации для главного героя, проезд по ночному городу — в символ бегства от себя и своего прошлого и т.д. И это не дурная многозначительность, поджидающая зрителя за каждым поворотом сюжета и подмигивающая непонятливым. Это мастерство режиссёра, сумевшего показать — с помощью камеры, монтажа, актерской игры — что глубину жизни не измерить лотом плоской морали, бунтующей плоти и даже жертвенной любви или раскаяния. О чем же фильм? О катастрофе, разразившейся в жизни педофила Ронни, вернувшегося в городок после тюремного заключения и встреченного глухой злобой и страхом обывателей? О страсти, охватившей Сару и Брэда и посулившей им надежду на какую-то иную жизнь? О том, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? Или всё это лишь повод, нужный Филду для того, чтобы задать вопрос — что, собственно, есть зло? Там ли оно, где принято его искать? Случайно ли бывший полицейский, больше всех стремящийся защитить детей города от Ронни, сам оказывается запятнан? Что такое наказание и кто должен быть наказан? Должен ли был Ронни пережить личную трагедию ради мнимого спокойствия обывателей пригорода? При этом Филд вовсе не желает идти в штыковую атаку на общепринятые моральные нормы. Но то, что на их прокрустово ложе невозможно уложить живую жизнь, для него очевидно. Поэтому так прекрасен в фильме адюльтер и унизительно бессмысленнен брак; поэтому для матери Ронни он — прекрасный человек, милый мальчик с «хорошей улыбкой». Вина, грех, ответственность — со всем этим не в состоянии справиться взрослые «малые дети» с их инфантильностью, и название фильма звучит весьма неоднозначно, иронически остраняя христианские обертоны смысла. Жанровая природа фильма ускользает от жесткого определения — есть в нем элементы лирической драмы, комедии, гротеска. Трагикомедия? Во всяком случае, комическое чаще всего оттеняет или акцентирует трагическое (сборы Ронни на свидание и само свидание, изгнание Ронни из бассейна ). Ирония вплетена в диалоги (беседы Ронни с матерью) и в ситуации (обсуждение «Мадам Бовари» в литературном клубе), но чаще всего она присуща именно визуальным образам — чего стоят хотя бы лица игроков футбольной команды перед решающим матчем! Целостную атмосферу фильма нарушает закадровый голос. Порою кажется, что его цель — направить восприятие зрителей в определённое русло, дополнить экранное действие. С этим вполне могли бы справиться актёры, играющие с тонкой нюансировкой, но при этом акцентированно и выразительно. Тодд Филд, пришедший в режиссуру из актерской профессии, очень внимателен к своим исполнителям — все они точно воплощают его замысел. «Как малые дети» — второй фильм режиссёра. Он мог снять фантастическую сказку о драконах, эпическую сагу или римейк голливудской классики. Но Филд выбрал простую историю, где события не имеют вселенского значения, а герои живут тихой, «незаметной» жизнью. И вновь на экране — провинциальные нравы. Чтобы понять выбор режиссёра, стоит вспомнить слова Владимира Набокова: «Нет ничего на свете вдохновительнее мещанской вульгарности». До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/02/18/littlechildren.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|