Чёрная месса:Чёрная месса: Крысятник«Чёрная месса» (“Black Mass”), 2015 На первый взгляд кажется странным, что одному из самых известных американских преступников последнего полувека понадобилось столько лет, чтобы попасть на большой экран, особенно учитывая неискоренимый интерес Голливуда и зрителя к адаптациям реальных криминальных историй. История жизни и деяний Уайти Балджера, начиная с того момента, как он впервые начал работать букмекером на ирландскую мафию в конце 60-х — это история захвата и укрепления власти, растянутая на десятилетия, насчитывающая среди участников десятки (а то и сотни) человек, немало из которых по ходу дела нашли свою смерть, и включающая в себя такой занимательный элемент, как почти 20-летний «союз» с ФБР, который оказался в итоге страшно позорным для всех участников и позже был, например, адаптирован для сюжета «Отступников», где Николсон играл именно версию Балджера. То есть да, сочного материала здесь столько, что логичнее было бы сразу стучаться в двери HBO и просить денег на эпический минисериал, но и в кино подобные истории уже более чем успешно рассказывали; среди очевидных возможных вдохновителей — вполне великие «Славные парни» и «Зодиак», абсолютно противоположные по динамике, но одинаково успешно выгрызающие из гор материала самые ценные моменты, дабы рассмотреть их крупным планом и с их помощью передать общую картину. «Чёрная месса», вместо того, чтобы выбирать, немудряще пытается следовать за обоими фильмами сразу. Это гангстерское кино, снятое и смонтированное как холодный процедурал: одна сцена из криминальной жизни следует за другой, на голову зрителя постоянно сбрасываются новые факты и новые имена, в кадре практически отсутствует какой бы то ни было гламур; мир фильма — одни и те же пасмурные улицы и грязные бары Бостона, чередующиеся с серыми кабинетами и коридорами ФБР. В качестве чуть ли не единственной темы вырисовывается лицемерие уголовников, которые ненавидят «крыс» и без раздумий убивают тех, кто на них информирует, но и сами при этом выгоды ради сдадут кого хочешь. Авторы, впрочем, теряют к этому интерес уже примерно на середине, и если тот же Финчер выстраивал всего «Зодиака» вокруг растущей одержимости героев, то Скотт Купер в итоге не снимает ни о чём конкретном, и его фильм ни разу не ускоряет темп и не ведёт ни к какой эмоциональной кульминации. Результатом оказывается эквивалент прочтения архивных файлов ФБР, оживляемый, по большому счёту, лишь актёрским составом. Депп здесь в очередной раз прячется за нарочитым гримом, но важно не это; впервые со времён «Свини Тодда» он не спит на экране, а действительно работает. Его Балджер, за исключением двух или трёх сцен — не столько человек, сколько чистое зло, упырь с ледяными глазами и жуткой ухмылкой, и актёр делает понятным, как мелкий уличный преступник смог жить и процветать в царстве зверей; ему достаточно метнуть в очередного второстепенного персонажа взгляд, чтобы заставить его бояться за свою жизнь. Ещё лучше при этом играет Эджертон, чей Джон Коннолли — фэбээровец, убедивший Балджера стать его информатором — точный портрет человека-пиявки, изначально не имеющего глубины и даже физически состоящего, кажется, не из органов, а исключительно из эго, заносчивости и ЧСВ. Второплановым актёрам достаётся по 5-10 минут экранного времени, но практически каждому этого достаточно, чтобы превратить имя в человека, или, по крайней мере, в харизматичный типаж; особенно тут хороши Кори Столл, раздирающий Эджертона на куски с энергией, которой хватило бы на отдельный фильм, и Рори Кокрейн, создающий самого печального персонажа в фильме на основе десятка реплик и выражения бесконечной усталости на лице. Главный же пострадавший — Камбербэтч в роли младшего брата Балджера, ушедшего в политику; его персонаж застревает где-то между главными и эпизодическими, появляясь на экране чаще последних, но не оказывая никакого влияния на сюжет. Что ему здесь делать, плохо понимает даже сам актёр, и в этом ещё одна из причин, по которым потенциально сильные сцены — вроде той, в которой криминальный авторитет, его брат-сенатор и агент ФБР дружно садятся за праздничный стол — приходят и уходят без какого-либо заряда. То же самое остаётся сказать и про фильм в целом, в котором в итоге не обнаруживается ни одного героя, чья судьба заботила бы зрителя дольше нескольких минут. Ближе к финалу за отчуждённым подходом Купера проглядывается интригующий фатализм — люди убивали и умирали, напыщенные мужики переругивались в кабинетах, мимо проходили десятилетия, и всё для того, чтобы финалом стал арест глубокого старика на парковке — но и этого слишком мало, чтобы сделать фильм не просто очередной сухой иллюстрацией реальных событий. Может, лучше и правда стоило сделать минисериал.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/10/31/blackmass.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "КРИМИНАЛЬНОЕ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|