Киношок-2011: Не было никакого Либо(был Боль, Боль, Боль, Боль, Боль) На юбилеях обычно скучно и предсказуемо. Но не таков ХХ юбилейный открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. На двадцатый год мы наконец дождались. Былые братские республики вдруг научились снимать нормальное кино стильное, в жанре, со смыслом, и его можно обдумывать по собственному желанию, а не из-под палки «работы и зарплаты». Ещё неизвестно, чем кончится, но тут, на пляже Джемете, сейчас появился драйв не только от солнца, песка и моря («первого и последнего русского тёплого моря», как говорит писатель А.Г. Битов). Тут сейчас можно с реальным удовольствием ругаться про кино, чем мы и занимаемся уже почти неделю.
Даже не классическая, а классицистская комедия характеров оказалась вполне уместна в современном казахском ауле. Старик в бабьем платке утром доит корову, которую в том же платке когда-то доила покойница-старуха. Потом в аул приезжает «городская» пенсионерка, недавно овдовевшая, далее со всеми остановками происходит всё, что положено между пожилыми влюбленными. Незатейливый вечный сюжет о старческой любви вписался в казахскую действительность гораздо мягче, чем в новую Москву вписываются какие-то беременные и служебные романы. Подтверждением тому настоящий Депардье в роли простого местного свата, этнического немца. Когда звезду всея Европы зовут в московское кино, вечно он выглядит свадебным генералом, шитым белыми нитками. Неорганичен, пришел-ушёл. А в ауле ему понравилось, и это видно. Как пьет, хулиганит, подкалывает, угоняет допотопного «козла» — Депардье в каждом кадре знает, что делает в степных мазанках и забегаловках у дороги. Там происходит нормальная, общепонятная жизнь с деликатными отношениями и бестактностью невлюбленных. Если добавить остроумие текста, натуральность арыков, коров, ковров и немногословие режиссуры, о фильме можно сказать совершенно однозначно: «Мило. Весьма». Может, он не получит призов, но его приятно смотреть. Видно ещё и школу, от ленинградца Виталия Мельникова до барселонца Хулио Медема.
Здесь тоже видны следы ленинградской школы, причем не только Германа-старшего, которого режиссёр насмотрелся по ноздри, но и такого редкого стиля, который внедрял когда-то критик Олег Ковалов. Как и в «Лапшине», речь идет об угро, и фильм дан в воспоминаниях. Как и в «Хрусталёв, машину», всё происходит в краткий период накануне 5 марта 1953 г. Как и в коваловских экспериментах типа «Случай с ефрейтором Кочетковым», в игровой сюжет вживлено много ташкентской хроники. Как и «Тёмная ночь», фильм аскетично-чёрно-белый. При этом «Свинец» вовсе не сделан «под хронику», а является стилизованной интеллектуальной игрой. Пара однополчан, вместе валявшихся в госпиталях, встречается в родном Ташкенте в самые тёмные времена и по воле столь же родного дорогого товарища Сталина, что называется, «попадает». Один — начальник республиканского УВД, другой — спецуполномоченный из Москвы. И это значит, им сейчас сажать писателей, стрелять врагов народа, пытать женщин и детей. А оба притом — абсолютно порядочные люди, вот хоть режь. У одного — шрам вместо лица и глаза не хватает, у другого — родной брат — вредитель, у обоих — любовь, и всё тонко и звонко, а приходится жить и работать в тёмном-тёмном совке. Это очень интересно, и не стоит разглашать подробности. Кто хочет — отыщет и обрящет. Обойдя в чем-то «Хрусталёва» — не в выделке, не в фактуре, конечно — тут всё достаточно скромно — фильм впервые выговаривает то, что вообще никогда не понять ни одному иностранцу. Смысл известного интервью Мамардашвили из «Искусства кино» под названием «Жизнь шпиона». Каждый нормальный человек во времена советской власти жил, как Штирлиц, все восемьдесят лет. И сейчас, в сущности, живёт. И вот как это, как это, чего стоит и почему все так, узбеки сегодня знают гораздо лучше нас. Мучительно пытаясь обойтись без откровенных спойлеров, всё же нельзя не сказать, что фильм заслуживает не одной, а нескольких наград, даже если опять же ничего не получит. Смотреть его нужно, хотя для нормальных людей это довольно болезненно.
К очередному монументу с аннотацией «это история о человеке, который ищет себя во времени и пространстве», поначалу относишься с понятной подозрительностью. Но потом начинается чистая «Кин-дза-дза» в самом лучшем виде, только не на планете Плюк, а в нашем далеком прошлом. Мелкий аферист, весь в долгах, которого пытают плохие кредиторы, попытался толкнуть по сходной цене родительский дом и землю — причём прямо вместе с родителями — и за это тоже попал. На памятник-обелиск с таинственными письменами. Его спутником на кочевых путях забытых предков станет не робкий воспитанный скрипач, а тот самый палач, который пытал (хотя он тоже хороший). И начинается странствие по пустыне, полной конкретных незахороненных трупов, и постоянные встречи с женщинами и детьми. В пустыне царит бандит и банда в пепелаце, они всех убивают, поскольку бандита когда-то предала возлюбленная. Но наш аферист с изрытым оспой лицом и словарным запасом исключительно ненормативной лексики вдруг начинает хронически слышать простые слова «женщины и дети». «Женщины и дети», «женщины и дети», и он их даже видит. И тут с ним что-то делается. Они идут за ним и палачом в поисках безопасности, гуськом идут, их всё больше, и «кинуть по деньгам» нет никакой возможности. Аферист становится батыром и побеждает бандита, и землю не продаёт. Фильм снят в специфической монохромной гамме с эффектом соляризации, полон нормального современного юмора — хоть завтра разбирай на цитаты («Ты так спичку не зажжёшь, надо юрту ставить») и не меньше достоин наград, чем всё вышеописанное. Дополнительным странным «эстетическим» качеством становится то, что на финальных титрах фамилия главного исполнителя, Даурена Касенова, проплывает в траурной рамке. Он недавно погиб и даже не был актёром. Дарик работал охранником в банке с ненормативной лексикой и изрытым оспой лицом.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/09/18/kinoshok.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КИНОШОК
Обзор » Киношок-2014: Красота инвалидности Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Киношок-2011: Кино дело молодое Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Киношок: Много хорошего, но птичек жалко Катя ТАРХАНОВА
Обзор » «Киношок»: Балтика в Чёрном море Катя ТАРХАНОВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|