«Александр. Невская битва», 2008
Режиссёр: Игорь Каленов
Автор сценария: Владимир Вардунас
Оператор: Валерий Мартынов
Продюсеры: Рустам Ибрагимбеков, Игорь Каленов
В ролях: Антон Пампушный, Светлана Башмакова, Игорь Ботвин, Юлия Галкина, Юрий Гальцев, Дмитрий Быковский, Сергей Лысов, Александр Орлов и другие.
Бравые парни, заросшие бородой и в кольчугах — пожалуй, главный признак сегодняшнего исторического фильма, а при взгляде на главных героев начинает мерещиться Орландо Блум. Действие происходит на живописных российских просторах и в менее живописных павильонах Мосфильма. На дворе тринадцатый век и сплошные интриги, а Александр едет со своими приближёнными, дабы перевезти невесту домой. В лесу ими подобран недоеденный медведем воин, называющий себя Святославом.
Коль скоро князь новгородский Александр женится на княжне Александре, то подранного воина берут с собой пировать, да потом и в дружину (тем более что он утверждает, будто убил медведя засапожным ножом). А тут как назло ближайший друг и соратник Ратмир влюблён в князеву невесту, да и с медведем дело нечисто. Кругом заговорщики, которые то тайно, то явно желают убить князя. Чарка отравлена, ножи заточены, в подвалах происходят тайные встречи с католическими монахами — с одной стороны татары, с другой шведы, а посередине междоусобица.
Режиссёрскому дебюту Игоря Каленова не откажешь в стремлении твёрдо следовать исторической канве. Никакой эротики и кровищи в фильме не сыскать. Побочные персонажи сведены к минимуму, и перед нами разворачивается история с тем же уровнем неожиданности, что и параграф в школьном учебнике. Тоскливо, не то слово. Приехал татарин — уехал татарин. Начали пировать — закончили пировать. Заснули — проснулись и так далее. Действие, конечно, движется вперед, только уж очень тихой поступью.
Наверное, в тринадцатом веке дело так примерно и обстояло, кто его знает. Современным авторам куда проще снимать кино про второстепенных, известных только сценаристам героев («Слуга государев», «1612», «Господа офицеры»), чем делать жизнеописания реально существовавших персон. Как только речь заходит об исторических личностях, сразу следует унылый и буквальный пересказ происходивших событий, каковые события при условии, что их исход и так уже всем известен — тут же вызывают безудержную зевоту.
Игорь Каленов не новый человек в отечественном кинопроизводстве. Он многие годы занимается продюсированием на студии «Никола фильм», делал картины с Муратовой, Рогожкиным, Сокуровым. И вот, снял посредственный исторический фильм, который неожиданно малокровен и неповоротлив. С единственной деталью, которая остаётся в памяти — образы дворовых дурачков (одного из которых играет Гальцев).
Чтобы сослужить свою загадочную службу просвещению, режиссёры обычно добавляют в финале картины текст на экране вместе с неожиданно возникающим дикторским голосом. Обычно это раздражает. После мелконарубленного мочилова довольно сложно воспринимать исторические факты. Но в данном конкретном случае — в текст начинаешь вслушиваться, и он тебя действительно страшно интересует, поскольку весь предыдущий видеоряд своим вопиющим занудством вполне настраивает на восприятие учебника истории.
В идеале фильм «Александр. Невская битва» должен был быть документальным сериалом ВВС, чтобы закадровый голос всегда был, титры, а время от времени появлялись такие чуваки в очках и рассказывали бы о раскопках под Новгородом. Только вот у нас снимать такое кино невозможно, ведь единственное, на что хватает денег у телеканалов, берущихся за исторические документальные проекты — это компьютерная графика и голос Шевчука за кадром.
Вообще, снять параграф учебника, похоже, невозможно. Даже Панфилов снимая «Романовы: Венценосная семья» сел в лужу (собственно, это был первый и последний случай участия «Сбербанка» в фильмопроизводстве) и отдал все копии даже в половину не окупившегося фильма спонсорам, чего уж говорить об Игоре Каленове.
Приходить в кинотеатр на такое кино — как-то несерьёзно (если, конечно, ты не идёшь туда всем классом вместо урока истории), отрицать благие намерения его создателей, адаптировавших историю для двухчасового подробного погружения в описываемое время, тоже как-то странно. Ни рыба, ни мясо — так что-то среднее и малосъедобное. Хотелось бы увидеть смелые параллели в истории, и какой-никакой анализ событий, но едва ли это случится: Эйзенштейн умер, наши же выдающиеся режиссёры ни в жизни не возьмутся за такой материал, а на нет и суда нет.
Слабо. Добротно и старательно, но откровенно слабо.
По порядку. Сюжет - самое обидное, что придраться не к чему. Крепкий сюжет - вступление, заговоры-интриги, засланцы и их разоблачение и кульминационная драка на берегу. Но как это подали, мать чесная! Моя плакаль, осен плакаль... далее
DeadLift (Киев)
Вялотекущая шизофренияСегодня
Наконец сегодня купил лицензионный диск: столько ждал этого момента - не смотря на рекламные сити-лайты, сам фильм "в кине" почему-то прошел незаменто и на него я не попал. Ну что ж, думаю - вот оторвусь с пивком да перед большим телевизором. И что же? Самым красивым в фильме лично мне показался - постер... далее
В.Сорокин
Так на фига фильм делали?
Изо всего наговоренного про этот фильм (рассуждения "по истории" опускаю, о кинЕ говорим) вырастает вопрос:
Почему создатели фильма взялись ИМЕННО за эту тему, за этих персонажей, за это событие?
Потому что - будь им это ИНТЕРЕСНО (неважно, с какого бока - я об этом уже написал где-то раньше)... далее
Возможно, в фильме собрано слишком много мелодраматичного и недостаточно много драмы, возможно, столь сильный упор ролика на тематику испанского вторжения и не оказался оправданным в самом фильме, где победа над испанскими галионами была получена одним лишь брандером Уолтера Рэйли. Но мы увидели возвышающуюся над картой Европы Елизавету, мы увидели лукавую мудрость взгляда королевы-девственницы, мы прикоснулись к этой величине, которая творила историю, в том числе и нашу с вами.Отзывы: [22]
Владимир Хотиненко, несомненно, входит в десятку самых крупных режиссёров современной России, и он отнюдь не дурак. Когда ему предложили сценарий про смутное время сроком до ноябрьских праздников — он чётко понимал, за что берётся. Так что обсуждать заказанность данного кино — это все равно, что на погоду сетовать. Другое дело, что из пропитанного кровью и запутанными личными счетами сценария Хотиненко сделал такое вот лихое приключенческое кино, напоминающее сразу десяток других фильмов.Отзывы: [63]
Бодров-старший решил побаловать нас прежде всего историческим кино, жанром не сказать, чтобы ныне здравствующим. Т.е. про битвы, построенные целиком на хромокее, или фантастические кульбиты можно забыть. Это старая школа, где важнее всего развитие внутреннего мира героя, а не эффектные потасовки и тысячи компьютерных болванчиков в массовке. Перед нами добротный пересказ монгольских легенд о том, как маленький мальчик превращается в хана. В этом-то моменте и происходит главная алхимия картины.Отзывы: [19]
Весь этот плавильный котёл героев и сюжетных линий не устаёт вариться промеж испытательных полётов, творческих отсидок в талибских пещерах, пресс-конференций с выходом, а также некоторого амура, довольно там и неизбежного пафоса, и вполне занятных шуток в оригинальном жанре, вот только чем дольше всё это смотришь, тем увереннее мнение — «Марвел» так старался одновременно нагородить деталей и никого не упустить, что в итоге основное противостояние почти теряется в тумане, а завершается слишком банально.Отзывы: [36]
С наступлением мая и затяжных весенних праздников в российском прокате традиционно наступает сезон блокбастеров — каждая неделя выдаёт нам по громкому ожидаемому релизу, конкуренты же присутствуют в незначительных количествах, что снижает общее число фильмов в репертуаре, но повышает его качество. Среди самых ожидаемых широкопрокатных релизов грядущего месяца — «Спиди-гонщик», «Хроники Нарнии: Принц Каспиан», «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа» и другие.
Для совместного бенефиса Джеки Чана и Джета Ли был выбран единственно подходящий жанр: эпическая китайская сказка, фэнтэзийный боевик, в сюжете которого переплелись все классические мотивы китайского эпоса, а шелка и сверкающие доспехи служат фоном для затяжного спарринга или массового избиения нефритовой армии. Единственное чего в фильме нет, так это пафоса, характерного для китайских фильмов в этом жанре, и чрезмерной лирики. Зато фильм обладает обладает совершенно нормальным, человеческим юмором.Отзывы: [8]
Фокус в том, что заснятое так и остаётся грандиозным и магическим, даже если приёмы и механизмы создания этой магии нарочно выпячиваются наружу. По сути, весь идеалистический мир «Перемотки» можно свети к нехитрому высказыванию, что кино мы любим не за размеры бюджетов, а за фантазию его создателей. Идея, конечно, здравая и отдающая сентиментальностью, но даже тот видеоклип, который устроил Гондри из переснятых фильмов, с известным проворством её подтверждает.
Режиссёр-дебютант боится быть непонятым, старается разжевать каждый сюжетный поворот — сразу или потом. Вместо того чтобы лихо поработать ножницами на монтажном столе, он растягивает сцены, наполняя их больше занудностью и наивностью, чем эмоциональным напряжением. Если в первой половине хронометража, оказавшейся растянутой прелюдией, таковой темп повествования ещё логичен и провисаний не замечается, то во второй — он превращает картину в череду сцен, наполненных неадекватными поступками.Отзывы: [2]
Если вы хотели увидеть рассуждения о вероятности выпадения четвёртой шестёрки при фулл-хаусе на руках — это вы зря. Как известно, в очко играть сложнее, тут надо думать, карты считать. Если вы хотели увидеть, как обучают игроков-профессионалов, то делается оно так — надо собираться по ночам и разучивать карточки «сладкий — это +18». Если вы думали, что небритый Фишберн будет загонять неуловимую банду путём ловкости рук и никакого мошенства, то знайте, главная его проблема — вовремя добежать.Отзывы: [24]