Доказательство:Доказательство: Пусть икс равен одиночеству«Доказательство» (“Proof”), 2005 Фильмы про сумасшедших учёных (в прямом смысле этого слова) постепенно начинают формировать собственные правила игры, то есть превращаться в отдельно стоящий жанр, над феноменами которого господам киноведам ещё предстоит изрядно поломать голову. И один из этих феноменов состоит в том, что, в отличие от классического случая с кино-учёными, сумасшедшими в переносном смысле, эти фильмы вовсе не страшно смотреть людям науки. В фильмах, называемых условно «Игры разума», вы ни в коем случае не увидите булькающие пробирки в современной физической лаборатории, комиксовой всклоченности шевелюр, списанных с Альберта Эйнштейна, не увидите вы и нездоровой беготни по коридорам с криками «я открыл! эврика!» Эти фильмы снимаются с достоинством академического издания и драматургией поистине шекспировских масштабов. В них развивается жизненная драма человека, наделённого поистине даром-проклятием, интеллектом, подчиняющим человека одной чрезвычайно узкой области человеческих знаний, где он и выкладывается, разрушая попутно в себе большую часть того, что мы называем человеческой жизнью. Кабинетная драма — жанр сложнейший, продумать и сформировать все её обстоятельства без профанации и отсебятины, да так, чтобы зритель смотрел на экран, не отрываясь — задача для истинного таланта. Фильм «Доказательство» по факту мог оказаться очередной мулькой про одноногую собачку и «сумасшедшего учёного», мог оказаться также «артхаусом для толстых» — псевдовысоколобым недокино, но не стал, прежде всего потому, что все участники кинопроизводства отнеслись к проекту, ничуть не претендующему на звание блокбастера, со всей тщательностью, и потому добились самого главного — серьёзности, достоверности, драматизма. Умирает светило математической науки, автор множества революционных для своего времени работ, умирает в абсолютном одиночестве, потому что для его коллег и учеников старик умер давно, когда его поразил недуг, в результате чего он уже не мог работать, а потому последние годы жизни провёл у себя дома, в тщетных попытках доказать самому себе, что ещё чего-то стоит. Рядом с ним — его дочь, подающий надежды молодой математик, она не может вернуться к учёбе в университете, потому что не может бросить отца, как это сделала уехавшая в Нью-Йорк старшая сестра. За несколько лет до смерти отец убеждает дочь, что он готов снова работать, «машинка работает!», повторяет он, и они вместе берутся за задачу, которая по силам лишь гению. И однажды доказательство готово — в тот день дочь буквально против своей воли заглядывает в тетрадь отца и видит там лишь безумную мешанину бессмысленных слов и символов. А потом отец умирает, завтра похороны, в их доме появляется молодой ученик отца, который пытается найти в сотне оставшихся после смерти учёного тетрадей хоть что-то, похожее на озарение гения. А дочь тем временем медленно начинает сходить с ума, чувствуя в себе признаки отцовского недуга, и не желая в это верить. А тем временем в доме появляется сначала сестра, а потом и тетрадь с доказательством. Здорова героиня или больна, чьё это доказательство, общие сомнения в авторстве на фоне романтической истории между учеником и дочерью ушедшего гения — вот основа для драматургии фильма. Драмы на грани между гением и сумасшествием, наитием и бездной мрака. Актёрский ансамбль, начиная с гениального Энтони Хопкинса, настолько вживается в предложенные им роли, что даже несколько неловко вставленные в повествование математизированные пассажи на грани понимания произносимого простым зрителем вроде «доказательства от противного», воспринимаются совершенно адекватно — именно как шутка. В локализованной версии реплики тоже сумели удержаться от вполне ожидаемой терминологической ереси — спасибо переводчикам, что не поленились найти хорошего консультанта. Да и в остальном — если не считать пришлую сестрицу (тоже вполне аутентичную), показанный нам академический мир действительно похож на реальный — много толстых пожелтевших книг, бесконечные строчки коряво нацарапанных выкладок, исписанная бумага и тихий алкоголизм (и не только) неудачников. Ну, и самое главное — свет гения в абсолютно безумных глазах. То воодушевление, с которым можно обсуждать скучнейшие кабинетные закорючки. За это всё спасибо и оператору, и композитору, и самое главное — режиссёру, преподнести трагедию психического заболевания, помноженную на трагедию нереализовавшихся надежд учёного — очень, очень непростая задача. И с ней команда фильма справилась на «ять». Кстати, так уж сложилась история отечественного проката, что фильм по итогам просмотра отсылает зрителя скорее не к «Прекрасному разуму» (в локализованной версии превращённому в «Игры разума») с Расселом Кроу в роли Джона Нэша, а к свежайшей «Иллюзии полёта», к первой, лучшей её половине, построенной на той же теме попыток человека разобраться в пучине собственного сумасшествия. Точно так же в «Доказательстве» героиня Гвинет Пэлтроу вспоминает своего гениального отца, приходящего к ней, когда она остаётся в одиночестве, и пытается понять, не придумала ли она собственное авторство доказательства Великой теоремы Ферма (в фильме она называется Теоремой о простых числах), насколько далеко зашла её болезнь, что вокруг реально, а что нет, кому ей верить, и кто верит ей. И то, с каким драматическим накалом эта дилемма будет разрешена, и составит главное достоинство обсуждаемого фильма. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/11/13/proof.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|