Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Жена смотрителя зоопарка:

Жена смотрителя зоопарка: И другие звери

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 14 апреля 2017
 
Поставьте фильму оценку!

«Жена смотрителя зоопарка» — про то, как Антонина Жабински и её муж, владевшие варшавским зоопарком в середине прошлого века, спасали евреев во время Второй мировой, используя личные связи и свой зоопарк, перестроенный тогда в свиноферму для немцев. История, конечно, реальная, красивая и выдающаяся, но кинематографу явно не нужная — у него есть, в первую очередь, «Список Шиндлера», закрывший тему спасения евреев, а во вторую — «Пианист» Поланского, закрывший тему варшавского гетто. Они — та система координат, которой придерживаются что критики, что зрители, и «Жена» не претендовала эту неподъёмную глыбу как-нибудь сместить. Поэтому её сразу стали воспринимать как «Список», но более лайтовый, для дам.

Но по каким-то причинам всё получилось хуже. Хотя кино идёт исключительно по безопасными путям, оно все два часа выглядит катастрофой. Вещи, которые оно показывает, конфликтуют с тем, как они показаны. То есть, рассказывает о хорошем, но очень плохим языком. Показывает жертву изнасилования, но почему-то изнасилованным чувствуешь себя.

Первые десять минут сладкие до невозможного: счастливые, приветливые люди живут райской беззаботной жизнью и говорят только фразами в духе «Ах, какая ты красивая» и «Ты просто Ева в этом прекрасном саду». Пока внезапно не приходят фашисты — и тогда фильм так же прямолинейно, грубо начинает давить на жалость, живописуя ужасы войны. Если гетто — то трупы на улицах, если поезд в концлагерь — то в кадре в основном дети и горы чемоданов, если жертва изнасилования — то она сидит в шоке и с мокрыми глазами почти всю войну и много месяцев не может начать говорить. То, что начинается с подруги-еврейки, с годами превращается в подпольный клуб, где по ночам все с интеллигентным видом садятся в гостиной, читают книжки и слушают, как пани Жабински играет на рояле. А днём они дружно и весело раскрашивают подвал звёздами Давида — это ведь именно то, что нужно делать людям, которые скрываются в подвале, куда в любой момент могут прийти с обыском (что по закону жанра само собой и происходит).

Жена смотрителя зоопарка

Люди при этом разговаривают так, чтобы внутри всё переворачивало. «Ах, это прямо зоопарк людей!», — произносит Честейн, потому что единственную метафору фильма обязательно нужно проговорить вслух. «Мы не можем всех спасти!» — «Но ведь они же умрут!» — и в следующей сцене они активно всех спасают.

Впрочем, почти все эти спасения — даже не полноценные сюжеты, без имён и лиц. Просто появляются какие-то люди, которых перевезли или провели, перекрасили в блондинок и отвезли подальше — всё под самым носом у нацистов. Сцена «немец долго смотрит документы» повторяется каждые десять минут с небольшими вариациями — вот и весь лайтовый «Шиндлер».

Чтобы всю эту статистику превратить в историю, почти полностью выдумали странный любовный треугольник с Жабинскими и директором берлинского зоопарка. С началом оккупации тот быстро облачается в военную форму, принимается стрелять в зверушек просто так, а потом гладить ручки дорогой Антонины — прямо во время спаривания бизонов. А всё затем, чтобы в какой-то момент настоящий муж нервно закурил и заорал «Я видел! Я всё видел! Он мыл твои руки! Я тут воюю, люди гибнут у меня на глазах, а ты ничего не понимаешь и с фрицем мутишь!» В следующей сцене — горячий примирительный секс.

Жена смотрителя зоопарка

Но мелодрама тоже разваливается — кино слишком фрагментарно и поверхностно. Оно охватывает многое — и одновременно ничего. Антонина беременеет и рожает в течение двух минут. Муж только что был рядом, водил людей через блокпосты и вилами в сено тыкал, а теперь уже — подпольщик с ружьём и бело-красной повязкой, ползёт по варшавским руинам, дома не был давно. Несчастный немецкий ухажёр приезжает в гости, никого не застаёт, уезжает на полгода, опять приезжает, гладит ручки — и снова уезжает на полгода. За временем не успевают даже титры с датами, появляясь всё реже и рандомнее. Полгода изображаются как день, день — как полгода.

Единственное, в хорошем смысле небанальное, что есть в фильме — это активная феминистка Честейн, которая играет не цельнометаллическую стерву, которая спасает всех с железной физиономией и твёрдой хваткой, а напротив — простую, добродушную, немного наивную женщину, и если бы не во всех смыслах ужасный сценарий, у актрисы получился бы живой, правдоподобный человек. А так Антонина просто чуть интереснее остальных людей вокруг неё, фальшивых и банальных, включая максимально стереотипных, как будто с картинок, евреев. Если переживаешь, то лишь за животных и то в одной сцене — бомбёжки зоопарка. Фантастическое достижение для фильма про Холокост.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"


Жена смотрителя зоопарка:






25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама