Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Теорема зеро:

Теорема зеро: Ничего не останется

Роман КОРНЕЕВ, 4 июля 2014
 
Поставьте фильму оценку!
Теорема зеро

«Теорема зеро» (“Zero Theorem”), 2013
Режиссёр: Терри Гиллиам
Сценарий: Пэт Рашин
Оператор: Николя Пекорини
Композитор: Джордж Фентон
Продюсеры: Николя Картье, Дин Занук
В ролях: Кристоф Вальц, Мелани Тьери, Дэвид Тьюлис, Лукас Хеджес, Мэтт Дэймон, Тильда Свинтон, Бен Уишоу и другие.

Гиллиам простому зрителю непонятен. Даже в тех редких случаях, когда он вроде делает что-то, рассчитанное на широкую публику, на выходе получается слишком мрачно и слишком аляповато для традиционного посетителя кинотеатра, так что годы идут, вожделенный фильм про Дон Кихота всё откладывается (поскольку всем заранее понятно, что штука не окупится никогда), Гиллиам перебивается случайными короткометражками и ещё более случайными бёртонообразными фильмами-фантазиями вроде «Воображариума». По сути, единственный настоящий гиллиамовский фильм нового века это «Страна приливов» — неподдельный, честный, жуткий, не похожий ни на какого другого режиссёра.

И «Теорема зеро» (смотревшим понятно, что более адекватный перевод всё-таки «Нулевая теорема» или «Теорема Нуля») тоже стала бы просто очередной перебивкой, если бы не явные отсылки к другому фильму Гиллиама тридцатилетней давности — к «Бразилии», по праву считающейся лучшей, хоть и абсолютно авторизованной экранизацией оруэлловского романа-антиутопии «1984». Молодой, злой, нахальный Гиллиам, только что ушедший из «Монти-пайтона», сумел так ловко переиначить то, что переиначиванию вроде бы не подлежало — классика есть классика — и получил на выходе, что и полагалось экранизации именно этого романа: дивный новый мир тотальной бюрократии, пожирающей всё человеческое почище любого Большого брата.

И вот, как говорится, наши дни. Обещанное будущее настало. За нами следят, мы сами уткнулись в смартфоны и планшеты, офисно-кредитное рабство оказалось не лучше своих более традиционно-тоталитарных аналогов, особенно по части промывки мозгов. Жанр киберпанка перестал быть уделом отдельных мечтателей о непрекрасном грядущем, теперь это обыденная реальность, разве что за окном никто не жарит крыс на палочке в ржавой бочке с горящим мусором, но это как говорится только антураж, а не суть. Впрочем, отдельные знатоки уже намекают нам, что окружающее формальное благополучие «золотого миллиарда» на поверку может оказаться банальным мороком медиа-наркотика, который, впрочем, нынче потребляют все, а не только богатенькие буржуины.

И вот в этот уже совсем не новый мир приходит помолодевший Гиллиам и снимает по сути прямой римейк «Бразилии», без особого сюжета, в трёх изощрённых, но достаточно компактных декорациях, с очень похожими персонажами, по-прежнему воюющими сами с собой, но не с системой, потому что рыба не может бороться с водой, она в ней живёт и иной жизни для неё не бывает.

Теорема зеро

Так и главный герой, житель пострадавшей при пожаре часовни, ковыряет и ковыряет кубики с «сущностями», заполняя пробирки и отсылая их неведомо куда. Так антиутопия становится фильмом-фантазией, густо замешанном на киберпанке, артуркларковской фантастике, социальной сатире, психоанализе, богоборчестве и богоискательстве.

Постепенно Гиллиам вместе со зрителем приходит к заветной цели — ему, тридцать лет спустя, уже не интересно бороться с пороками общества, он копает глубже, он ищет того, кто это создал, кто это допустил, он требует от него ответа — зачем мы здесь, для чего это всё? Он ждёт вместе с героем Вальца вожделенного звонка, но в ответ слышит лишь простые команды и требования продолжать доказывать Теорему Нуля, которая гласит, что однажды ничего не станет, и всё бессмысленно, и всё тлен.

Теорема зеро

Зачем человеку любовь, если она кем-то дарована с барского плеча? Что есть существование, кроме как очередной отвлекающий манёвр, очередной фантом, мешающий тебе достичь абсолюта? Да может ли смертный разобраться в подобном?

К сожалению, Гиллиам всё-таки просто человек. Поэтому его кино так и заканчивается почти ничем, эпизодом вроде сцены с исчезновением Таттла из «Бразилии». В «Теореме» главный герой тоже как бы сбегает от своего мучителя-бога, но раньше это было действительно финалом, вариантом ответа на ту ловушку, из которой нет выхода. В новом же фильме подобного хода не хватило, как, возможно, у автора не хватило известной доли нахальства, чтобы предложить какой-то выход, какое-то решение. Ответов у Гиллиама для нас нет, а есть только вопросы.

До встречи в кино.

Теорема зеро

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
Премьеры июля: «Мачо и ботан 2», «Поддубный», «Превосходство», «Планета обезьян 2», «Стражи Галактики»


Премьеры июля: «Мачо и ботан 2», «Поддубный», «Превосходство», «Планета обезьян 2», «Стражи Галактики»

Роман КОРНЕЕВ

Несмотря на обилие премьер, прокат продолжает испытывать острую нехватку настоящих летних блокбастеров. Хотя формально лето продолжается, и прокатчики не перестают бомбардировать зрителя громкими премьерами, лишь один из десяти ультраширокопрокатников пятинедельного месяца претендует на значительные сборы, впрочем, до сих пор, за прошедшие с начала жаркого сезона два месяца таковых нашлось лишь две штуки. В остальном программа переполнена заокеанским жанровым кино, но есть и отечественный тяжеловес.

Отзывы: [1]


ММКФ 2014: кино народов мира


ММКФ 2014: кино народов мира

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ

Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды.





"Планета обезьян 2: Революция"
"Матрица: Революция"





25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама