Ридли Скотт между почти провалом «Царства небесного» и почти успехом «Прометея» занимался, по сути, ковырянием старых ран, самолюбованием и прочими кинематографическими практиками по разрешению собственного кризиса вышесреднего возраста. Самое время взяться за ум и снять что-нибудь не эпохальное, но внятное, чтобы показать, так сказать, свою актуальность и вообще руку мастера.
Одновременно Кормак Маккарти купался в лучах славы, которую ему подарили своими приключениями Антона Чигурабратья Коэны, в ту же копилку последовала узкоспециальная, но замеченная интересующейся публикой «Дорога» Джона Хиллкоута. Так что, насмотревшись, что за фигню делает с его книжкой нахальный Джеймс Франко, беллетрист Маккарти окончательно дозрел до собственноручного выступления на поляне голливудских таксистов.
Так, в общем, они и нашли друг друга, заодно прихватив из «Прометея» и «Стариков» двух главных исполнителей, остальные тоже подтянулись паровозиком. Жанр был выбран для Маккарти своеобычный — криминальная драма с болито и падшими женщинами, благо старина Ридли в нём уже поднаторел, форма тоже получилась актуальная — эдакая «разговорная драма», по общей манере серьёзно рифмующаяся с главным американским арт-хитом этого года — «Стокерами». Такая вот, если хотите, прокатная рифма. Вводная, таким образом, понятна, осталось лишь разобраться, что же из этого всего вышло.
Итак, некто Советник, по профессии решала, а по жизни адвокат, человек в общем не плохой, совестливый, весь такой улюблённый, решает ввязаться в одно дельце с наркокартелем, от чего его прочие участники процесса на правах старших и более опытных товарищей почему-то дружно отговаривают, мол, смотри, снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь. Плюс у его партнёра случилась новая пассия по фамилии Малкина, существо порочное, искусно владеющее поперечным шпагатом и интеллектом больше похожее на скальпель. Впрочем, вся эта компания вообще больше походит на змеиный клубок, где каждый сам за себя: ведут сложносочинённые иносказательные деловые разговоры, остро шутят, тонко намекают на толстые обстоятельства и вообще ведут себя как заправские гангстеры: мой человек то, мой человек сё.
Однако как только дела вполне предсказуемо и очень резко идут не так, то вместо того, чтобы быстро, решительно начать рвать друг другу глотки, все трое главных участников затянувшихся философских переговоров ограничиваются в своих действиях лишь телефонными звонками и закупкой билетов на самолёт, будто за ними гонится не наркокартель с его головорезами, а российская нерасторопная фемида, от которой можно вальяжно уехать в Лондон и спокойно кочумать там на оставшиеся деньги.
В итоге «всё правильно сделает» одна лишь персонажиха Кэмерон Диас, образ которой в виде рыбки, елозящей ртом по стеклу, наверное, навсегда останется перед глазами мужской половины аудитории. А остальные? Они продолжат идти по коридору и затягивать и без того перезатянутые разговоры с цитированием испаноязычных поэтов, пока основное действо будет проходить вовсе без них — на просторах техасщины, где приключения автоцистерны с говном будут происходить естественным чередом и в данном случае совершенно в стиле «Стариков». Другое дело, что связь с основными героями тут чисто повествовательная, кто, кого и в какой момент на самом деле кинул, мы так и не узнаем, хотя счёт простреленным и оттяпанным разными способами головам будет уже переваливать на второй десяток.
В итоге кино оставляет смешанные чувства — с одной стороны это действительно почти «Стокеры», эдакий монтажный верлибр, где кадры сменяют друг друга в выверенном ритме, отсылая друг к другу и превращая триллер в кинематографическую поэзию. И диалоги Кормака Маккарти тоже чудо как хороши, хотя ввиду своей излишней выспренности и завуалированной отвлечённости они заметно уступают диалогам Вентворта Миллера.
Однако когда дело доходит до обещанной техасской резни, она так и продолжает болтаться где-то на задворках сюжета, оставаясь скорее виньеткой на масштабном полотне разговорной драмы, нежели чем-то существенно сюжетообразующим. Пусть Фассбендер, наконец-то переставший широко улыбаться в манере Хиддлстона или даже нашего Безрукова, и начал плакать уже в манере своеобычной — зритель, с недоумением глядя на всё тянущиеся разговоры, когда надо бы уже с ними завязывать, становится больше похож на того шокированного священника, нежели на циничное камео Горана Виснича в роли более удачливой версии Советника, поставившего в игре на ту лошадку.
То есть с формой новомодного «американского артхауса» Ридли Скотт справился прекрасно, но ни он, ни Маккарти не догадались вовремя остановиться, решительно сменить температуру в кадре, оставив финал вялым, отстранённым и каким-то слишком сентиментальным, как будто мы смотрели «серьёзную» версию комедии «Мы Миллеры», с сюжетом которой у «Советника» так много общего. Впрочем, перед нами слишком хорошее кино, чтобы так уж расстраиваться за недотянутую концовку с крокодиловыми слезами Советника.
Дедушка Маккарти, так обрадовавший меня в поучительной истории о нежданных бабках и в полном безысходности путешествии отца-сына, похоже сломался под грузом лет. Оно и верно в его годы надо не бумагу марать интеллегентничая иносказательной конверсацией персонажей, а сидеть на завалинке прогреваясь солнышком и с хаотичной периодичной пускать ветры... далее