«Во все тяжкие» (“Breaking Bad”), 2008-2013
Автор идеи: Винс Гиллиган
Режиссёры: Винс Гиллиган, Брайан Крэнстон, Мишель Макларен
Авторы сценария: Винс Гиллиган, Питер Гулд, Джордж Мастрас, Сэм Кэтлин
Операторы: Майкл Словис, Рейнальдо Виллалобос, Питер Реньерс, Нельсон Крэгг
Композитор: Дэйв Портер
Продюсеры: Винс Гиллиган, Марк Джонсон, Мелисса Бернштейн, Брайан Крэнстон
В ролях: Брайан Крэнстон, Аарон Пол, Анна Ганн, Дин Норрис, Боб Оденкирк, Бэтси Брэндт, Джонатан Бэнкс и другие.
Когда этот сериал начинался в 2008 году, он был другим. Он был проще. Там был запуганный школьный учитель химии Уолтер Уайт, у которого обнаружили рак лёгких. По злой иронии он никогда не курил. Ученики его презирали, сын был инвалид, нужно было выплачивать ипотеку, а жена, которая им постоянно командовала, ждала второго ребёнка. Периодически в гости к ним заходила разбалованная сестра жены, склонная к воровству в магазинах, и её неуклюжий муж Хэнк — главный клоун этого шоу. Мистер Уайт казался единственным здравомыслящим человеком в кадре.
Это была чёрная комедия про лохов, в которой аккуратный и тихий преподаватель пытался варить метамфетамин посреди пустыни, постоянно препираясь с туповатым напарником Джесси Пинкманом, его бывшим учеником и наркоманом. Уолтер Уайт честно хотел заработать денег для семьи, но затем нашел нечто большее — ощущение того, что он не умирает, а наконец-то по-настоящему живёт.
«Химия — это наука о трансформациях», — как-то скажет своим ученикам Уолтер. Всё, что происходит в сериале дальше, в следующих сезонах — сплошная химия, как очень точно подмечено на финальном, прощальном постере. Только реакции и метаморфозы. На телевидении не было ни одного, вообще ни одного долгоиграющего сериала, в котором проявлялось бы такое пристальное внимание к деталям, к логике вещей, к причинно-следственным связям.
Какие-то мелочи ещё с первого сезона постепенно и непредсказуемо превращаются в нечто большее. Некоторые — в символы. Некоторые — в ружья, годами висевшие на самом видном месте, но выстрелившие только под самый занавес. Это злопамятное кино.
Уолт и Джесси постоянно меж двух огней — они пытаются зарабатывать на метамфетамине, не подвергая опасности себя и близких, и одновременно стараются избегать подозрений. Получается хреново. Один паникует. Другой тупит. Эмоции мешают думать то одному, то второму. А чем дальше, тем сильнее давление, тем сложнее выбор между малым и большим злом. При этом Винс Гиллиган, создатель и основной сценарист сериала, ясно демонстрирует, что даже отказ выбирать — это выбор, тоже имеющий последствия. Порой ужасные.
С течением времени накапливаются ошибки, глупости, трупы, ложь, обиды, недоразумения. От начала и до самого конца история Гиллигана — это неразрывная цепочка причин и следствий. В какой-то момент сериал оказывается не столько про Уолтера Уайта, сколько про людей, его окружающих. Уолтер всё время вынужден выкручиваться, он пугается и одновременно не хочет отступать, и сначала он действительно тот, кто пытается спастись от торнадо. Но по мере того как Уолт привыкает к новой жизни, этим торнадо становится он сам — и затягивает Джесси, Хэнка, его семью, чужие семьи, вообще всех.
Уже в третьем сезоне чёрная комедия исчезает вовсе. Из простейших, карикатурных персонажей вырастают сложные, противоречивые герои. Единственный человек, которого ни разу не хочется пристрелить из жалости — это Сол Гудман, и про него сейчас вроде как планируют делать отдельный сериал. Остальные стремительно перевоплощаются в гамлетов и раскольниковых, всегда получая гораздо больше несчастий на свою долю, чем можно было предположить.
Напрашиваются сравнения с популярным сегодня Джорджем Мартином — его «Игра престолов» прославилась именно обилием неприятных персонажей и жестокостью. Но рядом со сценарием Гиллигана — это легкомысленное бульварное чтиво, в котором чётко обозначено, кто виноват, кто злодей, кто жертва. Здесь таких нет. Пусть в разной степени, но виноват каждый. В самой последней серии это уже понимают все, но понимают, к сожалению, поздно. Например, события четвертого сезона, который полностью состоит из жести, происходят только по той причине, что один решил пугнуть и скрылся без всяких объяснений, а второй нассал в штаны, но затем придумал Хитрый План. И все заверте.
Даже Уолтер Уайт — никакой не монстр, хотя, конечно, так легче его воспринимать. Внутри него — два человека, тряпка и криминальный гений, они борются друг с другом, из-за чего отношение к герою меняется неоднократно, в том числе в течение последних трёх эпизодов. Но нельзя не согласиться, что из них только преступник Гейзенберг — по-настоящему живой человек.
С каждым новым сезоном сериал рос, усложнялся, ожесточался. Варился. Тем приятнее, что он получил достойный финал — случай вообще уникальный на фоне лажи других знаковых драматических сериалов вроде «Декстера» и «Доктора Хауса». Именно так должна была завершиться сильнейшая криминальная драма, когда-либо показанная на телевидении.
Вот уже несколько лет являюсь постоянным читателем кинокадра, а Вас, в частности, читал еще во времена ВР (я полагаю, что это были именно Вы). В свое время обрадовался появлению рубрики "сериалы", на которые как раз в то время активно подсел. Только вот мне казалось... далее
bobvelorok
Я буд помнить его имя
лучший сериал, что я видел. Именно по совокупности всех сезонов. Некоторые связи и сценарные ходы бывали сомнительными, но все же получилась единая картина.
Прямо таки считаю необходимым написать многими любимое: Заставляет задуматься. ))
Но главное, не заставляет скучать и разочаровываться в какой то момент.
Прощай, Хайзенберг.
max
Достойная концовка
Приятно видеть рецензию на этот сериал. Для меня сериал четко делится на две части: до подрыва Гуса Фринга и после. Вторая часть мне казалось притянутой за уши, продолжение ради продолжения. Но, создатели все же смогли вытянуть вторую часть на достойный уровень и мелочами крепко связать с первой. Концовка тоже оказалось логичной, красивой и предсказуемой (все к этому шло). После последнего сезона Декстера и, особенно, концовки, это бальзам на душу.
В уста героя Кучера вложены почти все знаменитые высказывания Джобса, но, узнавая слова, зрители не узнают человека, их произносящего. Джобс заслуживает лучшего сценария о своей жизни, потому что в ней было предостаточно событий, которые могли бы вдохновить сценаристов, стремящихся раскрыть хотя бы одну грань сложного характера яркой личности, пытающихся понять причину поведения героя в конкретных жизненных ситуациях. А в фильме нет человека, нет героя, только тень образа, созданного Джобсом.