В Москве около десяти миллионов человек — полтора миллиона из них работает менеджерами среднего звена. Наружная реклама в этом городе занимает рекордное количество квадратных метров. Без пробок можно передвигаться, пожалуй, только пять или шесть часов в сутки. Москва уже давно превратилась в муравейник или улей, где вечные ценности легко конвертируются в деньги и обратно.
Как известно, — если у вас есть один маркер, вы можете изрисовать все, что угодно, кроме этого маркера, если же у вас есть два маркера — то вы можете изрисовать вообще все. Так вот, если есть один менеджер, он может запудрить мозги кому угодно, кроме самого себя, а вот два менеджера…
Андрей (Илья Любимов) работает арт-менеджером в крупной дизайнерской конторе, и именно в тот момент, когда жена должна вот-вот произвести на свет наследника — его вызывают на ответственное совещание. Напропалую нарушая правила дорожного движения, чуть не задавив подростка, матерясь и проклиная всё на чем свет стоит — он приезжает-таки на работу и со всей дури хамит ответственному клиенту (Галина Тюнина). Его счастье, что сумбурная барышня не успела точно запомнить, как звали того идиота, который повел себя крайне непрофессионально и не имеет права больше работать в этих прекрасных стенах.
После драмы с клиенткой у Андрея остается начатая пачка сигарет на успокоение нервов и примерно сутки до того момента, как его окончательно уволят с работы. Если тебе тридцать и у тебя только что появился ребенок, а кредит за квартиру и машину ещё не выплачен, то увольнение равносильно концу света, именно это наш труженик рекламной промышленности и пытается предотвратить, действуя, как заправский суперагент.
Изначально сценарий исследовал взаимоотношения друзей, сопоставляя две картины мира (в чем можно убедиться, прочитав одноименную книгу), в фильме же герой нашего времени остался один-одинешенек, наедине со своими проблемами и полосой препятствий. Мир его подобен телеэфиру, в который то и дело вторгаются куски рекламы, комкающие плавную цепь событий. И пока «Generation П» потихоньку доснимают в Костроме, «20 сигарет» выходит на широкие экраны с вполне себе Пелевинскими шутками в стиле «Солидный Господь для солидных господ». Что ж, российское искусство всегда отличалось некоторым стремлением к самоповторам, так что удивляться нечего.
Подобную степень вторичности я и не думаю ставить в упрек сценаристу, Пелевин и впрямь достойный образец для подражания. Молодой да прыткий Дмитрий Соболев выпускает фильм за фильмом и у его картин всегда есть четкая целевая аудитория (вспомним бешеный успех фильма «Остров»). Вот и «20 сигарет», — бодрая зарисовка на тему современной свистопляски, которая будет близка каждому офисному труженику факса и ксерокса.
Сценарные задумки обеих картин, пожалуй, не блещут изощренностью, но при этом цепко и грамотно завладевают зрительским вниманием и оставляют знакомый осадок после просмотра — мол, я тоже все время об этом думал, а вот выразить никак не мог…
Козырные сценарии Соболева теперь нарасхват, так что дебютирующему в полном метре Горновскому — повезло. Помимо сценария, следует отметить и актеров: в заглавной роли выступает сравнительно малоизвестный и харизматичный Илья Любимов, а во всех ролях второго плана актеры высшей пробы (нет, имеются не дежурные Куценко с Бондарчуком, приглашенные в фильм ради кассы).
Тут и Галина Тюнина, похожая почему-то на Орбакайте, с прямыми белыми волосами и неожиданно длинными ногами, и Максим Суханов в роли беспринципного трудоголика, который суров и страшен, но манерен до безобразия, и Волкова, играющая докучливую тещу. Даже приевшийся Оскар Кучера смотрится временами по-новому искренно, впаривая окружающим нечто неразборчивое про кодекс бусидо и его место в жизни каждого менеджера.
Проблема нашего потерянного поколения, продалбывающего свою бессмертную душу денег ради («его грядущее иль пусто, иль темно») обозначена только намеками и прерывистым пунктиром, но она обозначена. Да и давненько не появлялось такого насквозь московского фильма, который при этом было бы ещё и легко смотреть. На все неточности, упрощения, натяжки, брошенные посередине сценарные линии, ненужные эпизоды, довольно примитивную и грубоватую концовку, — хочется глядеть сквозь пальцы. Ведь фильм получился-таки живой, острый и на удивление симпатичный в своей нарочитой злободневности.
Рассказывать о фильме можно очень долго — попытаться разобрать многочисленную символику, все эти «лазурные хлебницы», библейские паззлы, пересохшие родники, универсальные имена, хотя проще совсем уже обратиться к Лотману и прочей семиотике. Важно другое, что, несмотря на кажущуюся вычурность, цитатность — за которыми, по мнению некоторых, скрываются пустота, холодность и отсутствие собственных идей — фильм, достаточно сложный и противоречивый, не скрывает, что его сделали с любовью к собственному делу.Отзывы: [12]
Хичкок считал, что фильм должен быть подобен куску торта, а у Муратовой фильмы похожи скорее на ложку микстуры, которая полезна, но не поморщившись проглотить невозможно. Фирменный прием Муратовой заключается в том, чтобы снизить пафосность и добавить абсурда в любой рассказ. Нарочитое повторение фраз, непрекращающаяся клоунада и смех сквозь ужас — вот что ждет каждого. Действие происходит в условном театральном пространстве, где сначала разыгрывается условная драма, а потом уже и условная любовь.Отзывы: [6]
Снять такую историю, четко продумав расположение камер и движение актеров — вообще довольно сложное упражнение, что Михалкову в итоге удалось в полной мере. Также немаловажно, какие актеры задействованы в картине, ведь каждый из присяжных произносит своего рода исповедь, доказывая свою точку зрения, в этой исповеди не должно быть фальши — иначе вся структура рухнет. Мэтры российского театра успешно справляются с задачей: весь фильм наполнен яростными монологами по поводу современной действительности.Отзывы: [58]
Историю пузырька с псевдовалиумом можно рассматривать и под другим углом — это своеобразный мастер-класс Фрэнка Оза и Дина Крейга на тему «много смеха из ничего» или «как сделать смешной фильм, используя самые простые подручные средства»: достаточно выпустить из лондонской квартиры, как чёртика из табакерки, молодого фармацевта — любителя острых ощущений, кое-что поменять местами, что-то потерять, нечто найти — и вот все события фильма уже нанизываются одно за другим на крепкий стержень комедийного сюжета.
Серьезные люди собрались с серьезными лицами снимать серьезный ответ Голливуду. Серьезные люди не виноваты, что у них вместо Джеймса Бонда получается Остин Пауэрс, а вместо четкого английского акцента и стального взгляда суперагента — «гэкающая» няня c Украины. Словом, к черту скидки. Выдавать серьезный фильм за пародию — удел гуру кинематографа; способность, не каждому подвластная. Выдавать же пародию за серьезный фильм — буффонада, недостойная внимания. И не важно, какой фонд эту буффонаду спонсирует.Отзывы: [91]
Если не считать постоянного употребления алкоголя в кадре, Кроненберг снял фильм не о русской, а вполне абстрактно-киношной этнической мафии в понимании её Голливудом — вспомните многочисленных итальянцев, руководящих своими головорезами из-за прилавка скромной забегаловки, ирландских криминальных боссов, озабоченных голубизной собственного отпрыска, чёрных гангста, днём остающихся отличными семьянинами и нежно воспитывающих любимых племянниц, а по вечерам приторговывающих наркотой в школах вероятного противника.Отзывы: [11]
Октябрьский прокат так насыщен премьерами различного жанра и масштаба, что они мигрируют по прокатному графику, стремясь занять более выгодное положение, а иногда и вовсе отмениться до лучших времен. В числе немногих картин этого месяца, успевших обзавестись известностью до выхода в прокат — «Порок на экспорт», «Отважная», «Пристрели их». Более оптимистично ситуация выглядит среди отечественных релизов, нас ждут: «Изгнание», «Русская игра», «Бой с тенью 2» и другие ожидаемые релизы.
Герои тут не дуркуют на камеру, они поют песни, катаются на полицейской тачке, воруют пивко в бидонах из-под пятновыводителя, обнимаются с друзьями, немного грустят и много ругаются по любому поводу. Так что в итоге фильм оказывается вот про вот эту самою треклятую жизнь. Вроде нет у Джадда Апатова никаких производственных секретов, а вот только у него всё получается так ловко, что даже известных физиономий в титрах зрителю не требуется. Получается очень лирическая и очень правдивая комедия.Отзывы: [5]
Создатели фильма решились перейти грань локальной катастрофы и изобразили развитие сюжета, когда в результате выбравшегося на свободу вируса-Т Земля оказалась вымершей, а значит, расчёты на удачное развитие сюжета всё возрастают. Ещё один удачный заход — перенос действия из бесконечных катакомб на открытое пространство, забирая тем самым массу культового багажа вроде недавно удачно ремейкизированных трэшаков. Мила Йовович идёт крошить зомбей, да, детка. Обильное слюноотделение вам обеспечено.Отзывы: [32]