Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Свободное плавание:

Свободное плавание: Русский народный транквилизатор

Марина ГАВРИЛОВА, 15 ноября 2006
 
Поставьте фильму оценку!
Свободное плавание

«Свободное плавание», 2006
Режиссер: Борис Хлебников
Сценарий: Александр Родионов, Борис Хлебников
Оператор: Шандор Беркеши
Продюсер: Роман Борисевич
В ролях: Александр Яценко, Дарья Екамасова, Евгений Сытый, Петр Зайченко, Борис Петров и другие.

Городок провинциальный в Ярославской области. Оказывается, это лучшая площадка для съемок фильма о сложностях переходного возраста. Простота пейзажей и характеров, позволяет автору незатейливо донести свои идеи до зрителя, не отвлекаясь на излишние подробности. Людей в кадре немного, да и те видны только издали — в основном на дальних или на общих планах. Мир загадочной русской глубинки мы познаем через жизнь и злоключения нелепого молодого человека Лёни. Его играет Александр Яценко, исполнивший недавно схожую по типажу роль (дело, правда, происходило в Петербурге) в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно».

Свободное плавание

В городе Мышкин Лёня работал и ел на заводе, среди понимающих и заботливых товарищей. По вечерам он ездил на дискотеку в сельский клуб, где бил морды пацанам и обнимал девушек. Но завод продали и закрыли, а всех рабочих уволили. Теперь нашему юному герою придется искать себе работу, что не так-то просто сделать в его чудо-городе, при учете тех немногих профессий, коими он способен овладеть.

Конечно, для начала он напьется с товарищами по несчастью, да подпалит бороду местному синяку, при неудачной попытке дать закурить. И на следующее утро отправится на поиски новой работы, то есть на биржу труда. Бесперспективность этого поиска становится ясна после первых двух неудачных попыток, и тогда маленькая, казалось бы, неувязочка превращается в глобальную проблему выбора и самоидентификации. Разброд и маета чистой юной души едва ли закончатся вообще, но в этой картине хотя бы дан намек, как можно по-быстрому смотаться из этого насквозь прогнившего мира.

Свободное плавание

Хлебников уже не в первой снимает фильм о русских народных мытарствах. Вместе с Попогребским они уже сделали полнометражный и вполне успешный на фестивалях фильм «Коктебель», о путешествиях двенадцатилетнего мальчика и его отца. Теперь тандем из двух режиссеров распался пополам. Осталось посмотреть находящиеся в производстве «Простые вещи» Попогребского и можно будет рассудить, в чем разница одиночных и совместных работ для этих двоих.

Во время своего выхода в прокат «Коктебель» четко рифмовался с одновременно вышедшим, но более спорным и более смелым «Возвращением». Теперь же все выводят параллели между «Свободным плаванием» и «Эйфорией» Вырыпаева. Эти две картины действительно смело можно назвать полярными: если Вырыпаев видит в деревенской жизни только декорации, а в героях механических кукол разыгрывающих концептуальную драму, то Хлебников аккуратно восстанавливает быт и характеры, приглашая актеров, которые стопроцентно соответствуют своим типажам.

Свободное плавание

Он всегда будет делать высокоинтеллектуальное кино, которое, конечно, может показаться очень сдержанным экспериментом за счет практически полного отсутствия диалогов и острых драматических ситуаций. На самом деле это и есть тот высокий стиль, которого добивается человек, серьезно относящийся к идеям и к жизни, имеющий за плечами киноведческое образование и отсмотревший тонны высокопарного классического кино.

Если приглядеться, в «Свободном плавании» можно обнаружить и цитаты из других фильмов. К примеру, там есть кадры из фильма Романа Полански «Нож в воде» — это когда герой смотрит на кораблик то одним глазом, то другим, и кораблик как бы перескакивает из одной части кадра в другую. В этой картине ещё можно обнаружить с десяток таких мелких цитат, которые так и хочется переснять или вставить в новый контекст после внеочередного просмотра киноклассики.

Свободное плавание

Надо сказать, что далеко не все в новоиспеченном авторском кино так уж славно и безоблачно, как хотелось бы. Длинные кадры, — это нынче бесспорно очень свежо и атмосферу подходящую создает… Только нельзя же так настойчиво играть на долготерпении зрителя и выжидать, когда же, наконец, в зале останутся только те, кому по-настоящему небезразлично высокое кино.

Порой начинает неудержимо клонить в сон, и тогда задумываешься: а вдруг это все — от лени, от нежелания заморачиваться с динамикой и крупными планами, от недостатка денег, а вовсе не от красивой концепции. Развлечения в данном опусе искать не стоит, тут скорее проникаешься суровой реальностью и вспоминаешь детство, даже если тебе вроде бы нечего оттуда вспомнить. Реальность, правда, получилась какая-то скорее перестроечная, чем современная, а столичные корни Яценко нет-нет, да и просвечивают — то во взгляде, то в одежках. Диалоги, прямо скажем, немногословны. Говорливостью отличается только один из персонажей, зато он говорит всякую ерунду. Остальные произносят звуки редко да метко. Просторечные фразы, используемые в разговорах, неизменно удивляют. Мне, например, особенно запомнились два выражения — «дятлы дороги» и «она — сам секс».

Свободное плавание

Отказ от клипового монтажа, обращение к вечной теме поиска себя и полное отсутствие аттракционов на протяжении полутора часов — несомненно, отличает «Свободное плавание» от всего, что выходит на наши экраны последнее время. Так что Хлебников прочно вписал себя в список тех немногочисленных героев российского кинопроцесса, которые делают некоммерческие и не рассчитанные на массового зрителя фильмы. Уверена, что скоро будет просто немодно не смотреть подобные картины и не знать наших почти независимых авторов.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/11/15/svobodnoe.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДРАМА"
Хороший год: Правила виноделов


«Хороший год»:
Правила виноделов

Роман КОРНЕЕВ

В итоге послевкусие от вполне талантливого и душевного кино остаётся очень странное. Ридли Скотт умудрился собрать в одном месте максимально возможную коллекцию голливудских штампов и голливудских сюжетов в жанре, этому всему сугубо противопоказанном. Драма в исполнении мистера Блокбастер получилась не совсем драмой. И это нет-нет, да и портит впечатление. О чём, конечно, стоит сожалеть, поскольку то, что получилось в итоге, совсем не плохо и совсем не бесталанно. Отзывы: [5]


977: Нет вестей от Бога


«977»:
Нет вестей от Бога

Марина ГАВРИЛОВА

В фильме нет никакой определенной разгадки и каждый зритель должен сам ответить себе, что самое главное в человеке — любовь, или вера, или душа. На обсуждении режиссёр откровенно признался зрителям, что сам он не любил никого, кроме своей мамы, возможно, от этого в фильме возникает загадочная тема тотальной нелюбви — особенно пронзительная в признании одного из испытуемых, который сообщает, что в своей жизни любил разве что собаку Шарика… Хомерики ещё только начинает снимать, но на него уже возлагают надежды.


Иллюзионист: Фокусник был зол


«Иллюзионист»:
Фокусник был зол

Елена ПРАВДА

Эдвард Нортон — актёр, созданный богом ради киноманов, для киноманов и по просьбе киноманов. Любое появление на экране его печальных глаз приводит оных в состояние экстатического транса. Потому что ужас как хорош. И «Иллюзионист» — не исключение. С вот такой бородкой, на стульчике посреди сцены, с закатанными рукавами при полной тишине он творит на экране волшебство, которое живёт, потому что вера, в данном случае равная просто доверию, она делает многое и за режиссёра, и за специалиста по визуальным эффектам. Отзывы: [8]


Здесь курят: Курите на здоровье


«Здесь курят»:
Курите на здоровье

Елена ПРАВДА

Зрители неплохо провели время, истеричные общественники шуток не поняли, но согласно кивают, а наш брат шовинист потирает ручки и дружно аплодирует, ибо слащавые ценности и прочий позитив уже изрядно поднадоели. Как видно, не только нам. Фильмы с подобной акцентуацией в последнее время замечательным образом неплохо выходят в заокеанский прокат, а это сигнал Голливуду, и сигнал этот, надеюсь, будет услышан.


Человек года: Цирк уехал


«Человек года»:
Цирк уехал

Илья ЩИБРИК

Едко-шутливое начало абсолютно неожиданно прерывается на политический псевдо-антракт, который, в свою очередь, так же неожиданно и оказывается тем самым тяглом повествования — вплоть до самых титров. Посему, не дайте и вы ввести себя в заблуждение — несмотря на откровенную клоунаду с постером и в корне неправильную маркетинговую политику, фильм несет в себе зерно истины. Жанровые составляющие «комедия» и «драма» в пропорции выглядят примерно как один к пяти.


Обратный отсчёт: Час пик


«Обратный отсчёт»:
Час пик

Роман КОРНЕЕВ

Особенно хорош, конечно, Крот-Ярмольник. Вся эта феерия присущих харизматическим персонажам черт наблюдается в нём с таким запасом, что зашкаливает за все мыслимые пределы. Старший-Суханов тоже хорош, шутит, нервически дёргает глазом, излучает опасность самим своим существом — настоящий профи в деле ликвидации врага. Отдельного спасибо заслуживает персонаж Мерзликина, неожиданно отошедший от брутальной стилистики бумерского Димона к лёгкой бесшабашности и энергии отнюдь не озлобленного бывшего спецназовца. Отзывы: [10]


Смывайся: На флейте водосточных труб


«Смывайся»:
На флейте водосточных труб

Елена ПРАВДА

Были ли эти двое созданы друг для друга, мы так и не поняли. То ли британский юмор несколько поблек под напором американских шуток, то ли американские шутки местами слишком аляповаты на фоне «овсянки, сэр», а кому-то, может, покажется, что всё и без того хорошо, все ужились-подружились, зрителю раздолье. Главное, что в итоге ценители могут получить свою порцию удовольствия, а простые зрители — просто неплохо провести время. Ну просто рука не поднимается написать, что мультфильм не удался. Отзывы: [6]


Змеиный полёт: Герпетофобия


«Змеиный полёт»:
Герпетофобия

Илья ЩИБРИК

Сетовать на жестокость в фильме ужасов — все равно что жаловаться на жару в Сан-Тропе. Перед нами — самый что ни на есть настоящий мужской фильм. Обильно сдобренный брутальными сценами и нецензурщиной, слегка разбавленный обнажёнкой — скорее для запаха, нежели для рейтинга, и изрядно приправленный чёрным юмором. Словом, даже если прекрасные половинки всё же решатся сопроводить вас на сеанс, добрую половину фильма им придётся просидеть с зажмуренными глазами и закрытыми ушами. Отзывы: [3]


Сенсация: Смех и радость


«Сенсация»:
Смех и радость

Марина ГАВРИЛОВА

Попав в Лондон, юная американка идет брать интервью у известного режиссера. Эта затея проваливается, когда утром она просыпается в его номере и понимает, что тот уже уехал. Желанная карьера находится под угрозой, пока на цирковом представлении в ящике для дематериализации она не встречает призрака, открывающиего ей Страшную Тайну. Кудесник Вуди Аллен вновь открывает своё шапито. Отзывы: [5]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама